- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Алжире: декабрь 2019 г.

3 декабря ничего не изменилось в Алжире – в 41-й вторник подряд на улицы столицы страны вышли студенты. Манифестация проходила под лозунгами против президентских выборов 12 декабря и в поддержку призыва ко всеобщей забастовке начиная с 8 декабря, ранее распространенного в социальных сетях. В шествии приняли участие до 2 тысяч человек. Они без инцидентов прошли от Площади мучеников, что близ Касбы (старый город), до Главного почтамта. К тому дню никто не взял на себя ответственность за распространение призыва ко всеобщей забастовке. Предыдущие призывы, несколько раз распространявшиеся со времени начала протестного движения «Хирак» 22 февраля, были поддержаны очень ограниченным числом алжирцев.

3 декабря вновь взял слово начальник генштаба Национальной народной армии (ННА) Алжира корпусной генерал Ахмед Салах Гаид, согласно которому «массовое» голосование алжирцев на президентских выборах 12 декабря будет представлять собой «звонкую пощечину» врагам АНДР. По его мнению, выборы станут логическим продолжением процесса, начатого 1 ноября 1954 г., когда началась вооруженная борьба алжирцев за национальное освобождение.

В тот же день в аналогичном ключе выступил в Совете нации (верхняя палата алжирского парламента) глава МВД Алжира Салахеддин Дахмун, назвавший противников выборов 12 декабря «предателями, наемниками, гомосеками, продавшимися колонизаторам».

6 декабря, в последнюю пятницу перед президентскими выборами и в 41-ю пятницу подряд, массовая манифестация протеста прошла в Алжире. Ее главными лозунгами были «Нет голосованию!» и «Гражданское государство, а не военное!».

6 декабря впервые в новейшей истории Алжира в телевизионных дебатах сошлись 5 кандидатов в президенты на выборах 12 декабря. Каждый из них пытался представить свою программу, оставаясь в жестко контролируемом формате. В частности, они фактически уклонились ответов журналистов на вопрос о причинах, которые привели к протестному кризису. Возможно, причиной тому был жесткий формат дебатов – каждый из претендентов имел 2 минуты для ответа на 13! вопросов. Общее для кандидатов – каждый из них попытался представить себя близким к движению «Хирак». Затем каждый имел по 3 минуты для того, чтобы сообщить, как собирается реагировать на чаяния алжирцев. Вопросы задавали 4 журналиста – 2 телевизионных и 2 пишущих.

10 декабря стали известны судьбы тех, которых перед лицом протестного движения во имя сохранения системы явно отдали на заклание. Бывшие премьер-министры страны Ахмед Уяхья и Абдельмалек Селлаль получили 15 и 12 лет тюрьмы соответственно по обвинению в коррупции. При этом явно не были учтены неоспоримые заслуги первого в борьбе с терроризмом, за которые он в свое время получил кличку «Терминатор». В ходе того же процесса скрывающийся за границей бывший министр промышленности Алжира Абдеслям Бушареб получил заочно 20 лет тюрьмы. Два других бывших министра промышленности – Махджуб Бедда и Юсеф Юсфи – получили по 10 лет тюрьмы каждый. Бывшая префект Нурия Ясмина Зерхуни, представшая перед судом будучи свободной, по итогам процесса получила 5 лет тюрьмы строгого режима. Бывший глава объединения алжирского патроната, глава крупнейшей частной компании Алжира BTP Али Хаддад получил 7 лет тюрьмы строгого режима. Три других известных предпринимателя – собственники заводов по сборке автомобилей Ахмед Мазуз, Хасен Арбауи и Мухаммед Байри – получили соответственно 7, 6 и 3 года тюрьмы строгого режима. Собственность функционеров прежнего режима, а также членов их семей была конфискована.

Показательно, что эти вердикты прозвучали за два дня до президентских выборов.

Преследовавшийся за тайное финансирование избирательной кампании А.Бутефлики бывший министр транспорта и экс-глава избирательного штаба бывшего главы государства Абдельгани Заалан был оправдан.

В любом случае бывшие руководители подобного ранга предстали перед судом впервые со времени достижения Алжиром независимости в 1962 г.

12 декабря, после практически 10-месячных массовых протестов вопреки их участникам в Алжире были проведены президентские выборы. Все 5 претендентов на избрание были расценены протестным движением «Хирак» как «дети системы». По данным Национальной независимой избирательной комиссии (ANIE), при завершении голосования был достигнут показатель участия в 39,93% — самый низкий со времени организации альтернативных выборов в Алжире. Таким образом, каждые 6 из 10 алжирцев проигнорировали голосование. В Алжире в выборах приняли участие 41,41% избирателей, среди алжирцев, проживающих вне национальной территории, показатель участия составил всего 8,69%.

По итогам голосования 13 декабря победителем выборов был объявлен 74-летний Абдельмаджид Теббун, бывший министр и бывший премьер-министр при А.Бутефлике. В первом туре он получил 58,15% голосов. Второе место с 17,38% голосов занял 57-летний исламист Абделькадер Бенгрина. 3-е место досталось бывшему премьеру Али Бенфлис. Он получил 10,55% голосов.

В пятницу 13 декабря в очередной раз улицы Алжира заполнило море людей, протестовавших против итогов президентских выборов. Несмотря на это, вновь избранный президент АНДР А.Теббун в тот день первым делом заявил, что «протягивает руку» протестному движению «Хирак». Не помогло. Уже 16 декабря основная исламистская партия страны Движение общества мира (ДОМ) заявила, что принимает предложение о диалоге от А.Теббуна. Тут же было замечено, что это – не первое предложение от правящей в Алжире элиты.

Уже 15 декабря Франция фактически поддержала движение «Хирак». По словам главы МИД этой страны Жана-Ива Ле Дриана, Франция после избрания А.Теббуна имеет только одно пожелание – «продолжение демократического переходного процесса», инициированного движением «Хирак». Однако 17 декабря президент Франции Эммануэль Макрон поздравил А.Теббуна с избранием.

16 декабря Конституционный совет Алжира опубликовал окончательные итоги президентских выборов. А.Теббун был официально объявлен их победителем. При этом подчеркивалось, что его противники не стали оспаривать результаты голосования. А.Теббун стал первым главой Алжира, не являющимся выходцем из Армии национального освобождения (АНО), приведшей страну к независимости.

19 декабря А.Теббун вошел в должность президента АНДР. На церемонии принесения присяги присутствовали четверо его противников на президентских выборах. Тут же, согласно установленной традиции, подал в отставку премьер-министр Алжира Нуреддин Бедуи. Небывалый случай. Вместо того, чтобы поручить Н.Бедуи заниматься текущими делами вплоть до назначения нового кабинета, А.Теббун тут же назначил исполняющим обязанности премьер-министра Сабри Букадума, до этого момента – главу МИД АНДР. Остальным министрам было предложено работать на своих местах до формирования нового правительства.

23 декабря внезапно скончался человек, фактически управлявший всеми процессами в Алжире после вынужденной отставки в апреле 2019 г. президента А.Бутефлики. Начальник штаба ННА Алжира корпусной генерал Ахмед  Гаид Салах ушел из жизни в возрасте 79 лет в результате сердечного кризиса. Еще 19 декабря он принимал участие в церемонии вступления в должность А.Теббуна, тем самым добившись его главной цели в последние месяцы – проведения президентских выборов. Генерал Ахмед Гаид Салах поставил рекорд по времени нахождения на посту начальника штаба ННА, пробыв на нем 15 лет.

Уже в качестве верховного главнокомандующего вооруженными силами и министра обороны А.Теббун назначил на пост исполняющего обязанности начальника штаба ННА 74-летнего генерала Саида Шенгриху, до этого – командующего Сухопутными войсками (СВ). С.Шенгриха занял пост командующего СВ в сентябре 2018 г. по ходатайству генерала Ахмеда Гаида Салаха. У обоих генералов есть одно общее – они являются уроженцами региона Орес на северо-востоке Алжира, где проживает бербероговорящее меньшинство – племя шауи.

25 декабря в Алжире похоронили генерала Ахмеда Гаида Салаха с почестями, достойными главы государства. Похоронную процессию провожали десятки тысяч алжирцев. Его могила находится на кладбище Эль-Алиа в Углу мучеников, где покоятся бывшие руководители Алжира и лидеры борьбы за независимость.

В выступлении на траурной церемонии официальный представитель Министерства обороны генерал Буалем Мади среди заслуг генерала Ахмеда Гаида Салаха отметил то, что «ни одна капля крови не пролилась, и он привел Алжир к правильной двери» выхода из кризиса, в котором страна находилась предыдущие 10 месяцев.

27 декабря в Алжире состоялось заседание Высшего совета безопасности, на котором обсуждалась ситуация на границах страны, и в частности, на ливийском направлении, а также меры по их защите. Ранее в тот же день Турция дала «зеленый свет» своему военному вмешательству в события в Ливии на стороне правительства национального согласия (ПНС). Конфликтующий с ПНС фельдмаршал Халифа Хафтар пользуется поддержкой ряда стран, в том числе Египта, ОАЭ и  Саудовской Аравии. Протяженность алжиро-ливийской границы – около 1 тысячи километров.

27 декабря в Алжире прошла очередная пятничная манифестация активистов движения «Хирак». Она была одной из самых малочисленных со времени развертывания движения протеста. Некоторые наблюдатели увидели в этом признак того, что движение начало выдыхаться.

28 декабря А.Теббун назначил на пост премьер-министра 65-летнего Абдельазиза Джерада и поручил ему сформировать новое правительство страны. А.Джерад – университетский преподаватель, доктор политических наук. В период с 1993 по 1995 гг. он занимал пост генерального секретаря канцелярии президента, с 2001 по 2003 гг. – пост генерального секретаря МИД.

30 декабря впервые в новом качестве выступил генерал Шенгриха. По его оценке, в 2019 году Алжир противостоял «опасному заговору» против его институтов, который был предотвращен высшим военным командованием.

В декабре стало известно, что Алжир станет первым иностранным покупателем российских истребителей 5-го поколения Су-57. По данным СМИ, подписан контракт на поставку 14 истребителей Су-57, 14 бомбардировщиков Су-34 и 14 истребителей Су-35. Контрактом предусмотрен опцион на 14 машин каждого типа.

В целом, пока сложно сказать, какое влияние окажет скоропостижная кончина генерала Ахмеда Гаида Салаха на ситуацию в верхушке ННА и в стране в целом. Ясно одно: сейчас надо дождаться первых шагов нового президента.