- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Двустороняя активизация израильско-индонезийских отношений

Конференция в Анаполисе активизировала поиски точек соприкосновения в отношениях между Израилем и Индонезией. Заинтересованность в этом обеих сторон уже не вызывает сомнения. Израиль стремится преодолеть изоляцию от исламского мира посредством налаживания диалога с крупнейшей мусульманской страной, каковой является Индонезия, и вывести таким образом переговорный процесс на Ближнем Востоке из создавшейся за последние годы практически тупиковой ситуации. Индонезия со своей стороны крайне заинтересована в увеличении своей роли при решении глобальных проблем всемирной уммы, рассматривая это в качестве средства сбрасывания с себя ставшего ей в тягость ярлыка периферийной державы исламского мира.

Как известно, препятствием для полной нормализации отношений между двумя странами является отсутствие у Палестинской национальной администрации (ПНА) суверенной государственности. Непосредственно в Анаполисе выступление представляющего Индонезию министра иностранных дел Хасана Вираюды практически ограничилось очередным заявлением о том, что “дипломатические отношения между Индонезией и Израилем могут быть установлены только после того, как Палестина на основе переговорного процесса образует независимое Палестинское государство”. Министр подчеркнул, что произносит эти слова в присутствии премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта [1].

События последнего времени свидетельствуют о налаживании контактов между двумя странами. Доказательством служат посещение Израиля делегациями индонезийских журналистов и священнослужителей, проведение в Индонезии на о. Бали международной конференции, посвященной жертвам Холокоста, и пр. Следует отметить определенную инициативу Индонезии при налаживании отношений с Израилем, а также трудности, испытываемые при этом руководством страны, связанные реакцией на его действия со стороны исламских радикалов. Президенту страны Юдхойоно, черпающему силы в убежденности в том, что эти действия направлены на возрастание роли Индонезии в исламском мире, до определенного момента удавалось сдерживать сопротивление радикалов. И все же нечто наподобие скандала разразилось, причем отнюдь не со стороны радикалов, а со стороны умеренного и наиболее влиятельного крыла индонезийских мусульман.

После довольно успешного и весьма редкого во взаимоотношениях между двумя странами визита в Израиль сразу же после конференции в Анаполисе индонезийских высокопоставленных мусульманских священнослужителей, о чем информировали израильские СМИ [2], два крупнейших объединения мусульман Индонезии “Нахдатул Улама” и “Мухаммадия” заявили по этому поводу протест и высказались в том плане, что они никого не уполномочивали представлять индонезийских мусульман для визита в Израиль [3]. Не вдаваясь в подробности этого весьма запутанного случая, следует отметить его сложность и противоречивость, отражающее сложность и противоречивость политической ситуации в стране. С одной стороны, руководство Индонезии играет на весьма распространенном в стране чувстве исламского национализма и в качестве общенациональной идеи популяризирует повышение ее роли в исламском мире. С другой стороны — реализация этой идеи требует определенных компромиссов, в частности, налаживания отношений с Израилем. Таким образом, эти два направления вступают в противоречие.

Такому положению дел способствует не столь давняя предыстория. Долгое время тема Израиля занимала особое место в пропагандистской деятельности руководства страны. Далеко не все мусульмане ЮВА довольны тем, что часть арабских стран признала Израиль. Как Индонезия, так и Малайзия не поддерживают с Израилем дипломатических отношений. У мусульман Юго-Восточной Азии сильная идеологическая база “противостояния сионизму”. По этой причине мусульмане ЮВА имеют возможность гордиться собой и рассматривать себя в качестве даже более ”правоверных” по сравнению с арабскими братьями. Эти настроения в Индонезии еще более обострились под воздействием свойственного ей на текущий момент процесса поиска религиозной самоидентификации. В Индонезии заявляет о себе движение, направленное на отказ от восприятия действительности, касающейся религии, через призму арабского мира. В стране становится все более неприемлемым положение, в силу которого мусульманский мир нередко сводят к арабскому миру – пусть даже при этом пока все еще допускается существование “периферийного” ислама.

На этом фоне для многих мусульман Индонезии нормализация отношений с Израилем не представляется не чем иным, как предательством интересов религии и скатыванием на проарабские позиции, скомпрометировавшие себя потворством сионизму и американскому глобализму. Следует отметить, что и Индонезия и Израиль уловили сложность и неприемлемость возникающей ситуации. Быстро отреагировал посол Израиля в Сингапуре, являющийся в силу своей должности своего рода “смотрящим” в Юго-Восточной Азии. Он заявил, что израильское правительство выступает за расширение диалога между двумя странами посредством увеличения визитов в Израиль ответственных индонезийских граждан различных профессий, а не только священнослужителей. По его словам, визиты дипломатов, бизнесменов, журналистов и пр. будут способствовать упразднению атмосферы непонимания, существующей между двумя странами. Он подчеркнул, что конфликт между Израилем и ПНА не более чем территориальный и его ни в коей мере не следует рассматривать как противостояние религий [4].

Учитывая исключительную политизированность мусульманской общины Индонезии, израильский посол поспешил тем самым снять с проблемы какую-либо религиозную окраску и не будоражить обостренное чувство индонезийского исламского национализма. Индонезия отреагировала в том же русле. Бывший министр иностранных дел Индонезии Али Алатас, занимающий активную позицию на политическом небосклоне страны, заявил, что его страна поддерживает борьбу Палестины за независимость не по религиозным причинам, а исключительно из принципиальных соображений политической нравственности. Об этом он сказал на семинаре, посвященном роли Индонезии в ближневосточном мирном процессе в период после Анаполиса. Он сказал, что Индонезия поддерживает Палестину, исходя из первоочередной приверженности собственной конституции, провозглашающей принципы отрицания всяких форм колониализма и право наций на самоопределение, и что к деятельности руководства страны по поддержке борьбы палестинского народа религия особого отношения не имеет [5].

Иными словами, протест “Нахдатул Уламы” и “Мухаммадии” по поводу визита индонезийских священнослужителей в Израиль как отражение весьма распространенной в стране ситуации привел, по существу, к выходу процесса нормализации отношений между двумя странами на новый виток.

1. Jakarta Post, 29.11.2007.

2. Haaretz.com Israel News, 07.12.2007.

3. Jakarta Post, 10.12.2007.

4. TEMPO Interactive, 17.12.2007.

5. Antara, 17.12.2007.