- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О роли Германии в урегулировании ливийского кризиса в преддверии Берлинской конференции

На конец текущей недели, по сообщениям СМИ, назначена Берлинская конференция по урегулированию конфликта в Ливии. Данное событие призвано показать лидирующую роль посреднических усилий ФРГ в мирном процессе, что имеет особое значение как для положения страны внутри ЕС, так и ее взаимоотношений с глобальными и региональными игроками. В частности, ливийская проблематика была включена в повестку дня состоявшейся в минувшие выходные встречи федерального канцлера Германии А.Меркель с президентом России В.В.Путиным в Москве. 19 января с кратким визитом в немецкую столицу должен прибыть президент Турции Р.Т.Эрдоган.

Для Берлина, равно как и для Брюсселя, ситуация в Ливии имеет принципиальное значение, прежде всего, в контексте европейского миграционного кризиса. В прошлую пятницу состоялась встреча на уровне глав внешнеполитических ведомств стран-участниц Евросоюза, на которую также был приглашен Генеральный секретарь Североатлантического альянса Й.Столтенберг. Ранее в заявлении по итогам переговоров с участием ФРГ, Франции, Великобритании и Италии Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж.Борелл возложил основные надежды именно на дипломатию Германии, подчеркнув, что «Берлинский процесс, возглавляемый Германией, сможет разработать решение для ливийского кризиса».

Примечательно при этом то, что глава европейской дипломатии в ответах на вопросы журналистов подчеркнул, что Брюссель не приемлет силового сценария в Ливии. По его словам, в переговорном процессе необходимо обеспечить контакты и с Х.Хафтаром, и Ф.Сараджем. Применительно к Турции Ж.Борелл дал понять, что под «возросшими внешними помехами» подразумевает активность Анкары. Однако сами немецкие СМИ упрекают Берлин в том, что федеральное правительство способствует реализации турецких интересов. А последние, по мнению экспертов, могут оказаться опасны как для Турции, так и для Германии, а вместе с ней и Европейского союза. Заключаются риски в том, что если конфликт сдержать не удастся, то Европу ожидает новая волна беженцев, а значит, и обратный эффект от миротворческих усилий, о которых сегодня так много говорят.

Берлинская конференция в контексте европейской ситуации показательна еще и по той причине, что означает своеобразную победу Германии над Италией в споре за то, кто в Евросоюзе займет главенствующую позицию на данном направлении. Для ФРГ это обстоятельство имеет не только прямой дипломатический эффект. Важно и то, что просчеты ливийской политики Рима связываются с деятельностью политика, бывшего вице-премьера М.Сальвини. Он, напомним, не только реализовывал жесткие меры в отношении мигрантов, включая закрытие портов, но и пытался в период подготовки к выборам в Европарламент объединить вокруг себя европейские правые партии, среди которых «Альтернатива для Германии». Соответственно, для федерального правительства эта дипломатическая победа – дополнительный шанс продемонстрировать недостатки политических установок партии, имеющей неплохие позиции в ФРГ, причем именно за счет проблематики, связанной с миграционным кризисом и его негативными последствиями.

Вместе с тем, Италия не оставляет попыток сохранить свои позиции в Ливии, а потому прилагает собственные усилия, несмотря на то, что Ж.Борелл предпочел видеть в качестве европейского посредника Германию и ее главу МИД Х.Мааса. Так, со стороны Рима прозвучало предложение направить в Ливию миротворческий контингент ЕС, однако для этого необходим запрос со стороны самой Ливии и мандат ООН. При этом с точки зрения главы итальянского внешнеполитического ведомства Л. Ди Майо, именно такой сценарий позволит гарантировать то, что ЕС действует едино. В действительности же подобный расклад лишь демонстрирует разлад в рядах Евросоюза, а потому не способствует тому, чтобы подкрепить посреднические усилия ФРГ.

Таким образом, в преддверии Берлинской конференции, запланированной на 19 января, германская дипломатия находится в сложном положении. Внутри самого федерального правительства обращает на себя внимание то, что заметную часть внешнеполитических функций взяла на себя А.Меркель, а не ее предполагаемая преемница А.Крамп-Карренбауэр, довольно активная на других направлениях, или глава МИД Х.Маас. Это может говорить о том, что при подготовке к переговорам основные надежды возлагаются не на дипломатический процесс и привлечение непосредственных сторон конфликта, а на политический авторитет, имеющийся у А.Меркель и важный во многом именно в диалоге с Москвой. С другой стороны, Германия, будучи весомым игроком в ливийских делах, как предполагается,  должна говорить от лица ЕС, а внутри Евросоюза заметна раздробленность, о которой свидетельствует активность Италии. При таком раскладе в будущем не исключено, что Берлин рискует столкнуться с упреками, что своими действиями способствовал не воплощению европейских интересов, а усилению России и Турции.