- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов программы модернизации истребителей «Тайфун» ВВС Кувейта

По данным китайских источников, ВВС Кувейта еще в 2016 г. подписали контракт с европейскими самолетостроителями на поставку 28 истребителей «Тайфун», передача которых была начата только в 2019 г.  Данные истребители были разработаны в конце 80-х гг. прошлого столетия благодаря кооперации британских, немецких, французских, итальянских и испанских конструкторов в рамках программы «Перспективный европейский истребитель».

Основными покупателями данного самолета стали ВВС Великобритании (250 самолетов), Германии (250 самолетов), Италии (165 самолетов) и Испании (100 самолетов). К настоящему моменту истребители «Тайфун» приняты на вооружение ВВС таких ближневосточных государств, как Королевство Саудовская Аравия (72 самолета), Султанат Оман (12 самолетов). Кроме того, рассматриваемые истребители приобрели ВВС Эмирата Катар – 24 самолета. Согласно производственных планов, официальная Доха получит свои самолеты в 2022-2023 гг.

В отношении ВВС Кувейта известно, что в декабре 2019 г. первые самолеты совершили перелет в Италию на испытательную базу авиастроительной компании Leonardo, специалисты которой проведут замену радиолокационной станции Captor-M на более современную модель под обозначением Captor-E. Вторая РЛС является новейшей моделью с активной фазированной антенной решеткой позволяющей выполнять активное электронное сканирование воздушного пространства. По данным китайских источников, основная особенность данной РЛС состоит в том, что антенна с множеством приемо-передатчиков расположена на механизированной площадке, позволяющей увеличить угол обзора – расширить поле обнаружения.

Кроме того, конструкторы увеличили мощность, как излучателей, так и приемников, что позволило повысить дальность обнаружения воздушных целей. Благодаря увеличенной мощности РЛС у пилота истребителя появляется возможность выполнять пуски управляемых ракет класса «воздух-воздух» на максимально возможную дальность, поскольку рассматриваемая станция обеспечивает управление авиационными средствами поражения (АСП).

Благодаря новой вычислительной системе и программному обеспечению РЛС Captor-E обладает высокой скоростью обработки сигнала, а значит уменьшено время задержки при обнаружении каждой новой цели. По данным китайских источников, рассматриваемая РЛС обладает двумя основными режимами работы, а именно «воздух-воздух» и «воздух-земля».

В первом режиме станция сначала выполняет поиск воздушных целей, который осуществляется по типам «поиск в заданной области», «скоростной поиск», «поиск множественных целей».  После обнаружения воздушной цели/целей вычислительная система РЛС распределяет их по дальности пуска наличных управляемых ракет класса «воздух-воздух».

Ранжирование воздушных целей осуществляется по двум вариантам «большая дальность» и «малая дальность», что обусловлено эффективной дальностью пуска каждого типа управляемых ракет. После этого осуществляется формирование данных наведения для УР ВВ. В случае начала воздушного боя рассматриваемая РЛС автоматически обеспечивает наведение авиационных средств поражения – фактически выступает в роли станции управления огнем.

В режиме «воздух-земля» станция Captor-E одновременно выполняет картографирование земной поверхности и поиск наземных стационарных или мобильных, высокоскоростных целей. Известно, что вычислительная система рассматриваемой РЛС сверяет новые снимки земной поверхности с цифровыми трехмерными картами местности, которые были загружены в модуль памяти заблаговременно перед полетом. Такая функция позволяет выявить новые постройки или замаскированные объекты. Высокая точность картографирования позволяет выявлять объекты длиной более 0,3 м.

Европейские конструкторы особенно гордятся тем, что РЛС Captor-E эффективно обнаруживает и стабильно сопровождает высокоскоростные наземные цели. Кроме того, рассматриваемая станция позволяет обнаруживать и принимать на сопровождение надводные цели, однако вопрос их классификации остается открытым, поскольку требует расширения возможностей модуля памяти.

Следует отметить, что ВВС Кувейта первыми модернизируют свои истребители «Тайфун» при помощи РЛС Captor-E. Вторыми на очереди находятся ВВС Великобритании, а затем остальные страны выполнят аналогичную замену оборудования. Одновременно, в интересах ВВС Кувейта проводится внедрение в состав радиоэлектронного оборудования истребителей подвесной, контейнерной оптико-электронной системы разведки и наведения «Sniper» от американской компании Lockheed-Martin, которая отличается открытой архитектурой – т.е. существует возможность замены отдельных компонентов, а также обновления программного обеспечения.

По данным китайских специалистов, обновленная модель ОЭСРН Sniper позволяет передавать данные от телевизионного и лазерного модулей наведения на наземные командные пункты с тем, чтобы обеспечить визуальный контроль поражения наземной цели. Как известно, данная система позволяет пилотам уверенно обнаруживать наземные высокоскоростные цели в неблагоприятных метеоусловиях (туман, песчаная буря, дымка) в любое время суток и без использования бортовой РЛС.

Фактически, ОЭСРН Sniper позволяет пилоту выполнять задачи на минимальной высоте и оставаться незаметным для РЛС системы ПВО вероятного противника. В данном аспекте необходимо обратить особое внимание, что в рамках программы модернизации истребителей «Тайфун» ВВС Кувейта также расширяют ударные возможности самолетов за счет новых образцов авиационных средств поражения.

Так, ВВС Кувейта примут на вооружение крылатые ракеты воздушного базирования Storm Shadow (также известны как Scalp-EG), которые ВВС Великобритании и Франции применяли в 2018 г. в рамках скоординированного удара по «химическим» объектам в Сирии.  Надежность и эффективность данных боеприпасов оставляет слишком много вопросов у китайских специалистов.

В дополнение к этим дорогостоящим боеприпасам в номенклатуру АСП будут включены новые ракеты класса «воздух-земля» под обозначением Brimstone, предназначенные для поражения высокоскоростных наземных целей, а также тяжелой бронетехники. В случае необходимости разрушения стационарной долговременной огневой точки или другого укрепленного объекта пилоты «Тайфунов» смогут применять корректируемые оперенные авиационные бомбы GBU-31 JDAM массой 908 кг. Подобные боеприпасы являются достаточно эффективным и недорогим средством разрушения железобетонных строений в условиях отсутствия у противника современных систем ПВО.

Кроме того, в номенклатуру АСП истребителей «Тайфун» ВВС Кувейта будут включены бетонобойные бомбы Paveway IV (предназначены для разрушения взлетно-посадочных полос) и высокоточные Paveway с лазерными головными частями наведения (при необходимости поражения углубленных подземных пунктов управления и складов).

Для борьбы с надводными целями истребители ВВС Кувейта будут укомплектованы противокорабельными ракетами серии Marte-ER  с увеличенной дальностью пуска. Возможности борьбы с воздушными целями расширят за счет УР ВВ средней дальности AIM-120C7, которые серьезно дополнять арсенал кувейтских истребителей. В настоящее время данные самолеты могут вести воздушный бой только при помощи УР ВВ большой дальности METEOR и малой дальности ASRAAM.

В дополнение к вышесказанному отметим, что истребители ВВС Кувейта в рамках программы модернизации получат новую систему обеспечения учебного процесса под обозначением ACMI P5, которая обеспечивает запись всей полетной и оперативно-тактической информации в рамках практических занятий пилотов на полигонах. Данная система обеспечивает не только запись, но и хранение, а также передачу информации на наземный командный пункт. Достоверно известно, что ВВС США используют ACMI P5 в регулярных крупномасштабных учениях «Красный флаг» для формирования трехмерной цифровой модели воздушного боя с множеством самолетов.

Кроме того, запланирована установка новой радионавигационной системы малой дальности под обозначением VOR, обеспечивающая посадку самолета при отключении других компонентов, а именно: инерциального модуля, приемника сигнала системы глобального позиционирования GPS и даже системы предупреждения о столкновении с землей.