- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Новые контуры социально-экономического курса руководства Алжира

На фоне демонстрируемой новоизбранным президентом Алжира Абдельмаджидом Теббуном либерализации общественно-политической жизни, включая запуск конституционной реформы, освобождение политзаключенных и старт диалога с оппозиционным движением «Хирак», новое руководство пока не так отчетливо сформулировало задачи по социально-экономическому развитию страны. По крайней мере, какой-либо целостной концепции с перечнем задач и четких обязательств со стороны новой власти на сегодняшний день представлено не было. В то же время очевидно, что этот вопрос является наиболее насущным для алжирского общества, поскольку представляет собой главную причину начавшихся в стране социальных протестов и общественных потрясений.

В алжирском обществе сформировался за месяцы протестного движения устойчивый запрос на ликвидацию основ коррупции и ослабление контроля в стране со стороны силовиков, что – по мнению оппозиционно настроенных слоев общества – позволит поставить на либеральные рельсы экономическое развитие и сформировать эффективную и конкурентоспособную экономику с гораздо более сбалансированным (и справедливым), чем в период правления А.Бутефлики распределением национального богатства и в особенности доходов от экспорта углеводородов. По сути это запрос на категорическое противодействие и демонтаж существующей в социально-экономической системе Алжира коррупционной парадигме, с пересмотром принципов распределения национального богатства. Это также четкий запрос на приоритетное развитие системы частной собственности и расширение роли частного сектора в экономической жизни страны.

Пока, однако, сигналы гражданского общества и оппозиционно настроенных слоев к новой власти насчет реформирования социально-экономического курса не полностью услышаны. В отличие от быстро раскручиваемой реформы на политическом фронте. Назначенный 2 января новым премьер-министром страны Абельазиз Джерад рассматривается местными экспертами как технократическая фигура, пока не озвучил новую экономическую повестку алжирского правительства. Однако с уходом премьер-министра Н.Бедуи, близкого соратника и сподвижника бывшего президента Бутефлика шансы на реальное структурное реформирование экономического блока довольно высоки. С другой стороны, алжирской оппозиции здесь не стоит сильно обольщаться – новый премьер все-таки является выходцем из политической элиты Алжира и остается неразрывно связанным с ней – он начинал свою карьеру при старой гвардии, успев проработать как в президентской администрации, так и во внешнеполитическом ведомстве. В этой связи, лидеры оппозиционного движения довольно скептически отреагировали на назначение Джерада и на перспективы нового социально-экономического курса Алжира, контуры которого начали проступать в первые недели января 2020 года.

Ясно, что c учетом растущих вызовов в экономической сфере достаточного времени для разбега у президента Теббуна и его новой команды катастрофически не хватает. Инициированные им быстрые популистские решения в политической сфере не будут способны даже в среднесрочной перспективе компенсировать угрожающие Алжиру потери и риски в социально-экономической сфере. Расплывчатые предвыборные обещания о «консолидации демократии» и «реальном разделении властей» не дают четкого представления об экономическом планировании. Думается, если в ближайшие месяцы или даже недели какой-либо четкой социально-экономической стратегии со стороны нового правительства предложено не будет, можно прогнозировать последующий рост протестных настроений в стране. Тот факт, что соответственно значительная часть алжирского населения бойкотировало президентские выборы в декабре (явка составила 40%), говорит о крайне высоком потенциале протестного движения.

В то же время, некие контуры новой социально-экономической политики президента Теббуна уже можно спрогнозировать. Очевидно, что в свете складывающейся в алжирской экономике кризисной ситуации новая власть будет просто вынуждена пойти на непопулярные меры. Это прежде всего будет выражаться в сокращении социальных программ и неизбежно приведет к новому витку недовольства со стороны бедных, уязвимых слоев населения.

Также Алжир в последние месяцы сталкивается с беспрецедентным ростом дефицита торгового баланса и сокращением валютных резервов страны. Фискальный дефицит достиг 8% от ВПП, и хотя финансовая подушка достаточно прочна (валютных запасов на покрытие необходимого стране импорта, включая продовольствие), финансовое планирование на долгосрочный период не представляется возможным и угроза очередного финансового кризиса весьма реалистична. В числе главных обещаний президента Теббуна – внедрение «новых механизмов для защиты государственных финансовых сбережений». Иными словами, он будет стремится к сокращению импорта и увеличению подушки финансовой безопасности. Достигнуть этого будет непросто – все предыдущие попытки заканчивались неудачно, так как экспорт в итоге сокращался сильнее импорта. Попытки локализации в ряде отраслей промышленного производства ранее уже оказывались провальными – в частности, усилия по переносу на национальное производство сборочной автомобильной промышленности привели к колоссальному росту импортной пошлины на ввоз запчастей для автомобильной промышленности, тогда как внутри страны отсутствие квалифицированных специалистов и материалов не позволяет наладить местное производства требуемых деталей. Сложно ожидать, что новое правительство сможет придумать некий гениальный план по преодолению имеющихся объективных проблем и по реальному развитию национальной промышленности и индустрии, не связанной с нефтегазовым сектором.

Экономический рост в Алжире в последние годы также сильно замедлился, и никаких особых предпосылок для его cкачка эксперты не видят. Всемирный банк прогнозирует его на уровне 1.9% в 2020 году. На этом фоне президенту Теббуну будет крайне непросто реализовать ранее анонсированные и довольно популистские обещания как например рост минимальной заработной платы или балансировка системы налогообложения путем аннулирования налогообложения с бедных слоев при одновременном вводе так называемого нового налога на роскошь.

Более перспективными и реализуемыми представляются программные обещания новой власти в социальной сфере. Здесь Теббуну есть где развернуться — реформирование неэффективной и устарелой системы государственных субсидий и социальных пособий может сулить новой власти быстрые и видимые бонусы. Еще в ходе своей электоральной кампании Теббун обещал заменить систему универсальных субсидий на более адресные меры, которые затрагивали бы наиболее бедные и социально незащищенные категории населения. Такая реформа позволит правительству лучше контролировать финансы и перераспределить потоки помощи в пользу наиболее нуждающихся.

Инвестиционные приоритеты нового правительства также были анонсированы и в целом предсказуемы – добиваться привлечения новых инвестиций и ресурсов для модернизации и расширения производства и добычи углеводородов как главного источника национального дохода и локомотива для развития экономики. Однако четкая программа отсутствует и сводится к самым общим обещаниям и пожеланиям новой власти снять ограничения в сфере деятельности иностранных инвесторов и внести послабления в законодательство относительно владения и собственности иностранного бизнеса в Алжире. Насколько далеко такая реформа зайдет и будет ли она реально претворена в жизнь – на сегодня остается большим вопросом, поскольку пока каких-либо конкретных инициатив либо планов новым алжирским правительством общественности представлено не было.