- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Кто с кем и против кого в израильской политике

В среду на прошлой неделе в Израиле была завершена регистрация списков на выборы в Кнессета 23-го созыва, назначенные на 2 марта. Стал окончательно ясен полный список партий и партийных блоков, которые примут участие в этих выборах, а также распределение мест в партийных списках между конкретными политиками. Благодаря тому, что целый ряд партий объединились накануне выборов в блоки, опасаясь, что в противном случае им не удастся преодолеть электорального барьера, составляющего в Израиле сейчас 3,25% от всех поданных на выборах голосов, уже сейчас можно сказать, что число фракций в Кнессете следующего созыва будет сравнительно небольшим. Скорее всего их будет 8, в крайне случае – 9:

  1. Возглавляемый депутатом Кнессета Биньямином (Бени) Ганцем центристский блок «Бело-голубые» (БГ), являющийся основным конкурентом Ликуда в борьбе за власть.
  2. Возглавляемая премьер-министром Биньямином Нетаньяху правая партия Ликуд.
  3. Возглавляемый депутатом Кнессета Айманом Удой антисионистский блок «Объединенный арабский список» (ОАС), в состав которого входят коммунисты, исламисты и светские арабские националисты. Антисионистские арабские партии принципиально никогда не вступают в правящие коалиции, однако они склонны оказывать поддержку левым кандидатам на пост премьер-министра и потому нередко причисляются к левому лагерю.
  4. Религиозно-сионистский блок «Ямина» во главе с министром обороны Нафтали Беннетом. В принципе этот блок является союзником Ликуда, однако Нафтали Беннет, опасаясь, что Ликуд будет, как уже неоднократно случалось в прошлом, перетягивать к себе избирателей религиозно-сионистских партий, уже заявил, что на этот раз он не гарантирует, что «Ямина» в обязательном порядке поддержит Ликуд.
  5. Сефардская ультраортодоксальная религиозная партия ШАС во главе с министром внутренних дел Арье Дери, выступающая на данном этапе в качестве союзницы Ликуда.
  6. Ашкеназский ультраортодоксальный религиозный блок «Еврейство Торы» (ЕТ) во главе с министром здравоохранения Яаковом Лицманом. Как и ШАС, он выступает на данном этапе в качестве союзника Ликуда, но нет никакой гарантии, что он не поддержит БГ после выборов.
  7. Возглавляемая депутатом Кнессета Авигдором Либерманом правая «израильская партия с русским акцентом» «Наш дом – Израиль» (НДИ). В принципе идеологически НДИ очень близка к Ликуду, однако в течение последнего года отношения между двумя этими партиями резко ухудшились. НДИ находится в острейшем конфликте с ультраортодоксальными религиозными партиями, поддерживающими Ликуд, и в настоящее время не рассматривается в качестве части право-религиозного лагеря. Декларируемой целью НДИ является создание правительства национального единства без ультраортодоксальных религиозных партий.
  8. Возглавляемый депутатом Кнессета Амиром Перецом блок левых партий Авода и МЕРЕЦ. Формально в этот блок входит также третья партия – правоцентристский «Гешер», который представлен в Кнессете лишь одним депутатом – Орли Леви-Абукасис, которая в прошлом была членом НДИ. Поэтому левый блок называется «Авода-Гешер-МЕРЕЦ» (АГМ).
  9. Крайне сомнительно, что в Кнессете следующего созыва будет еще одна фракция – возглавляемая адвокатом Итамаром Бен-Гвиром и не имеющая представительства в Кнессете радикально-правая «Оцма йегудит». Абсолютное большинство опросов общественного мнения предсказывают, что она не преодолеет электорального барьера, однако есть и исключения. Справедливо опасаясь потери голосов правого лагеря, что помешает ему сформировать правящую коалицию, Биньямин Нетаньяху упорно, но безуспешно добивался включения «Оцма йегудит» в блок религиозно-сионистских партий. Теперь же пропагандисты Ликуда призывают ее сторонников, «проявить ответственность2 и проголосовать за другие партии право-религиозного лагеря, чтобы не допустить его поражения.

Израильтяне уже успели привыкнуть за минувший год (все-таки речь идет уже о третьих досрочных выборах в Кнессет подряд) к постоянным опросам общественного мнения по поводу их электоральных предпочтений. На следующий же день после окончания регистрации списков на выборы были проведены сразу три таких опроса – по заказу 11-го, 12-го и 13-го каналов ИТВ. Телекомментаторам не терпелось узнать, как повлияли на настроения израильтян объединения целого ряда партий, а конкретно – создание блоков «Ямина» и АГМ.

Как и следовало ожидать, результаты трех опросов несколько разнятся в деталях, однако общая картина практически совпадает:

Результаты опроса 11-го канала: БГ – 36 мандатов, Ликуд – 31 мандат, ОАС – 13, ШАС – 9 мандатов, АГМ – 9 мандатов – 9, ЕТ – 8 мандатов, «Ямина» – 7 мандатов, НДИ – 7 мандатов (следует напомнить, что всего в Кнессете – 120 депутатов).

Результаты опроса 12-го канала: БГ – 34 мандата, Ликуд – 32 мандат, ОАС – 14 мандатов, АГМ – 9 мандатов, ШАС – 9 мандатов, НДИ – 8 мандатов, «Ямина» – 7 мандатов, ЕТ- 7 мандатов.

Результаты опрос 13-го канала: БГ – 34, Ликуд – 31, ОАС – 14, АГМ – 9, НДИ – 8, «Ямина» – 7, ЕТ – 7, ШАС – 6, «Оцмв йегудит» – 4. Это единственный опрос, показавший, что правые радикалы из «Оцма йегудит»  могут преодолеть электоральный барьер. Как видно из результатов опроса, это может произойти главным образом за счет ультраортодоксальной религиозной партии ШАС. Представляется необходимым подчеркнуть, что, вне зависимости от того, насколько точны данные, полученные 13-ым каналом ИТВ, сам факт того, что были обнародованы данные, указывающие на то, что «Оцма йегудит» может преодолеть электоральный барьер, ободряют ее сторонников и препятствуют усилиям пропагандистов Ликуда убедить их проголосовать за другие партии.

Что касается деления на лагеря, то согласно результатам всех трех опросов, ни левоцентристский лагерь (даже если прибавить к нему мандаты ОАС), ни право-религиозный лагерь (без НДИ) не получают вожделенного 61 мандата, необходимого для создания правящей коалиции. НДИ остается третье силой, без которой невозможно обойтись, также, как это было с результатами выборов, состоявших в апреле, а затем в сентября прошлого года.

Участникам всех трех опросов был задан также вопрос «кто больше подходит на пост премьер-министра?». По результатам опросов 12-го и 13-го каналов по данному показателю впереди по-прежнему остается Биньямин Нетаньяху. Его имя назвали 40% опрошенных в то время, как имя Бени Ганца назвали 38% (12-й канал) и 36% (13-й канал) соответственно. Остальные ответили участники опросов, что ни один из двух этих политиков не годится на должность премьер-министра или же, что у них нет определенного ответа на заданный вопрос.

Что же касается опроса 11-го канала, то, по его результатам, на первом месте впервые за прошедший год, в течении которого он находится на посту председателя блока «Бело-голубые», оказался Бени Ганц. Его имя назвали 42% опрошенных в то время, как имя Биньямина Нетаньяху – только 41%. Казалось бы, такой результат находится в пределах возможной при любом опросе статистической ошибки, однако на фоне того, что прежде Биньямин Нетаньяху всегда опережал Бени Ганца с заметным отрывом, эти цифры не могут не вызвать беспокойства в Ликуде.

Так чего же следует ожидать? – Авигдор Либерман, от партии которого, как уже было сказано, в значительной степени зависит, кто станет премьер-министром после мартовских выборов, уже заверил израильтян, что «четвертых досрочных выборов не будет», то есть либо будет правительство национального единства, либо НДИ поддержит одну из сторон. Однако представляется уместным напомнить, что сходное заявление лидер НДИ сделал и перед сентябрьскими выборами.