- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Основные экономические итоги периода правления Партии справедливости и развития (2006-2007) и ближайшие перспективы

Летом текущего года в Турции прошли досрочные парламентские выборы. Повторную победу на них одержала правящая Партия справедливости и развития (ПСР), которая, таким образом, получила возможность вторично сформировать однопартийное правительство.

Каковы экономические итоги первого, начавшегося в конце 2002 г., периода пребывания ПСР у власти?

Для понимания значения экономических достижений ПСР следует напомнить о той экономической ситуации, в которой страна находилась на момент прихода партии к власти, а именно, осенью 2002 г. В это время Турция с трудом оправлялась от последствий пережитого в начале 2001 г. очередного финансово-экономического кризиса, истоком которого стала сохранявшаяся несбалансированность в сфере госфинансов при активном использовании краткосрочных иностранных инвестиций для финансирования дефицита. Инфляция по итогам 2002 г. достигла 45%, отношение госдолга к ВВП — почти 80%.

Правительство в целом придерживалось курса на последовательное осуществление стабилизационных мероприятий, прежде всего в бюджетной сфере. При этом основные параметры сдерживающей фискальной и кредитно-денежной политики согласовывались с МВФ в обмен на очередной транш кредитной поддержки фонда.

ПСР в качестве партии власти удалось добиться заметных успехов не только в сфере макроэкономической стабилизации, но и в оживлении экономического роста и подъеме благосостояния. Достижения правительства ПСР в экономике использовались в качестве важнейшего аргумента предвыборной кампании. Их анализу было отведено заслуженно большое место в предвыборной декларации партии. Как же позиционировала АКП свои достижения в сфере экономики в предвыборной декларации? В основном – по принципу контраста, оказавшегося максимально выигрышным.

1. Правительство ПСР сумело достичь наиболее значительных успехов в стабилизации макроэкономической ситуации. Средний уровень профицита первичного бюджета в 1993-2002 г. составлял 0,4% ВНП, тогда как в 2003-2006 гг. – 6,5%. В итоге к 2006 г. удалось решить проблему дефицита госфинансов: суммарный профицит достиг 3% ВНП. Отношение госдолга к ВНП снизилось почти вдвое до 45%.

2. В итоге впервые за 34 года экономической истории удалось снизить годовой уровень инфляции до показателей, выражающихся однозначной цифрой: ожидается, что по итогам 2007 г. она составит 8,5%.

3. Турции удалось выйти на устойчивые и при этом достаточно высокие темпы роста. Если с 1997 по 2001 гг. среднегодовые темпы роста экономических показателей составили 0,3%, то в 2003-2006 гг. — 7,3%. С 2002 г. национальный доход страны вырос в 2,2 раза — с 181 млрд до 400 млрд долл., что позволило Турции занять 17-е место в мировом экономическом рейтинге. Пересчет национального дохода по паритету покупательной способности обеспечил Турции 6-е место в Европе. Национальный доход на душу населения по текущему обменному курсу в 2006 г. составил 5477 долл. против 2598 долл. в 2002 г.

4. Поскольку, как подчеркивалось в предвыборной декларации Партии справедливости и развития, «основная цель экономической политики – повышение благосостояние и степени удовлетворенности народа», то особое место в документе уделялось успехам партии в борьбе с бедностью и неравномерностью в распределении доходов. Значение коэффициента Джинни снизилось с 0,44 в 2002 г. до 0,38 к концу первого срока правления ПСР. Количество людей, доход которых, исчисленный по паритету покупательной способности, составляет менее 1 доллара в день, снизился с 2 промилле в 2002 г. до 1 промилле в 2006-м.

5. Экономические достижения Турции существенно повысили ее привлекательность для внешних инвесторов, существенно возрос приток прямых иностранных инвестиций в экономику страны. На протяжении ряда лет их годовой уровень оставался стабильным и составлял в среднем 1 млрд в год. Но по итогам 2006 г. он продемонстрировал в полным смысле слова взрывной рост, достигнув отметки 20,2 млрд долл. За первый квартал 2007 г. приток иностранных инвестиций составил 10 млрд долл. В итоге золотовалютные резервы страны выросли с 27 млрд долл. в 2002 г. до 65 млрд по состоянию на май 2007 г.

В результате, пройдя через период проведения непопулярных мер, обвинений в отсутствии самостоятельной экономической политики, которая отражала бы политическую идентичность Партии справедливости и развития, обвинений в беспрекословном следовании экономическим установкам МВФ и забвения собственных предвыборных обещаний социального характера, ПСР наконец дождалась дивидендов от политики фискального сдерживания. Спустя некоторое время эта политика открыла возможность использовать меры не только ограничительного, но и популярного характера. Так, верхняя ставка личного подоходного налога была снижена с 45 до 35%, а ставку налога на прибыль корпораций в 2006 г. удалось снизить с 33 до 20%. Налог на добавленную стоимость на ряд групп товаров и услуг, в том числе лекарства, основные продукты питания, одежду, текстильную продукцию, медицинские и туристические услуги, был снижен с 18 до 8%. Правда, справедливости ради, следует оговориться, что в период правления ПСР выросли налоги на потребление алкогольных напитков и сигарет, предметы роскоши. Кроме того, был введен налог на потребление автомобильного топлива. Таким образом, налоговая политика отражала попытку балансирования между соблюдением жесткого фискального курса, как того требует МВФ, и усилиями по формированию позитивного имиджа партии среди избирателей.

Снижение в ходе упорядочения фискальной сферы доли процентных выплат в структуре бюджетных расходов позволило увеличить удельный вес государственных инвестиций с 7% в 2002 г. до 10% в 2006 г. Одновременно доля персональных расходов (расходов на выплату заработной платы госслужащим) выросла с 20,0 до 25,5%. Что касается трансфертов бюджета в пользу государственных фондов социального страхования, то в 2002 г. они составили 9,5% бюджетных расходов, а в 2006 – 16%. В итоге правительству ПСР удалось активизировать свою социальную политику, как это и было заявлено в предвыборной программе.

Таким образом, нынешний момент обеспечивает Партии справедливости и развития поистине уникальное сочетание стабильного и предсказуемого экономического развития с началом возможности более или менее активной социальной политики. Заслуженный ПСР шанс на популярность как будто без экономического авантюризма, разумеется, должен использоваться и преумножаться за счет продолжения осмотрительной фискальной политики и направления постепенно высвобождающихся средств на формирование более популярного имиджа партии. При этом следует обратить внимание на то, что хотя самостоятельной экономической линии партии выработать так и не пришлось, на фоне несомненных достижений страны в сфере экономики обвинения в следовании требованиям МВФ сошли на нет.

В программе нового, 60-го правительства Турции заявлено о твердом намерении продолжать экономический курс партии: «Первый важнейший элемент нашей экономической программы – финансовая дисциплина. ПСР, находясь у власти, из года в год придерживалась объявленных целей бюджетной политики. Второй важнейший элемент – проведение кредитно-денежной политики в рамках независимости Центрального банка… Мы не отступимся от цели удержания инфляции на уровне, исчисляемом однозначной цифрой. Наша цель на протяжении нового периода пребывания у власти – обеспечив стабильность цен, придать ей устойчивый характер… Наше правительство с целью сохранения макроэкономической стабильности и экономического роста продолжит ранее избранный им курс на соблюдение финансовой дисциплины…»

По оценкам западных экономистов, которые также предсказывают продолжение прежнего экономического курса, бюджетный дефицит в 2007-2008 гг. возрастет до 2,5-3,0% ВВП против менее чем 1% в 2006 г. Это будет связано как с более значительными процентными выплатами по долгу, так и со снижением размеров запланированного суммарного профицита всей системы госфинансов с 6,5% ВНП до 5,5% в 2008 г. Темпы роста, ожидающиеся по итогам 2007 и 2008 гг., составят 5%, в 2009 г. прогнозируется их повышение до 5,5% за счет как расширения внутреннего спроса, так и продолжения уверенного роста экспорта.

Признавая несомненные экономические успехи Турции, следует, тем не менее, выявить источник феноменального сочетания в турецкой экономической модели успехов стабилизационной политики и экономического роста. Среди ряда позитивных макроэкономических тенденций большую настороженность вызывает стремительно растущий дефицит по счету текущих операций платежного баланса. В 2002 г. данный показатель имел более чем скромные значения – около 1,5 млрд долл. Неуклонно повышаясь на протяжении всего периода правления Партии справедливости и развития, в 2006 г. он достиг 31,6 млрд. Увеличившись по сравнению с 2005 г. на 40%, он составил 8% национального дохода. По состоянию на март 2007 г., дефицит по счету текущих операций превысил 32 млрд. долл.

Нынешнюю политику экономического роста турецкие экономисты определяют как «политику высоких процентных ставок и низкого валютного курса». Центральный банк Турецкой Республики (ЦБТР) использует процентную ставку в качестве важного инструмента достижения финансовой стабилизации и контроля над инфляцией. В результате, во-первых, при поиске привлеченных источников у турецких инвесторов сформировалось устойчивое предпочтение иностранного рынка. Во-вторых, потеря из-за высоких ставок банковских институтов как источника инвестиций заставляет турецких предпринимателей искать ресурсы на фондовом рынке. В итоге турецкая биржа активно привлекала и привлекает из-за рубежа «горячие деньги». Ее доходность для иностранных инвесторов к концу 2007 г. составила 76%. Притягиваемый высокими доходами и одновременно не вызывающими беспокойства макроэкономическими показателями национальной экономики иностранный капитал, в первую очередь спекулятивный, охотно приходит на турецкий рынок, удерживая на низком уровне курс турецкой лиры, что также обеспечивает свой вклад в антиинфляционную политику. Но одновременно происходит и дальнейший рост импорта, увеличивающий потребность экономики страны во внешних источниках финансирования.

Сегодня в Турции основной заемщик краткосрочных средств — частный сектор. Его долг данной категории срочности вырос с 15 млрд в 2002 г. до 39 млрд в 2006 г. при одновременном росте удельного веса краткосрочной задолженности в общей сумме внешнего долга страны с 13 до 20%. Одновременно объем среднесрочного и долгосрочного долга частного сектора вырос за тот же период с 29 млрд до 82 млрд долл., а его доля в данном виде внешней задолженности — с 26 до 50%. Таким образом, урегулирование проблемы госдолга происходило одновременно с нарастанием долговых проблем в частном секторе страны. Привлекаемые им средства и позволяли ускорить экономический рост.

Частично проблему быстрого роста задолженности частного сектора облегчает отмеченный выше беспрецедентный рост прямых иностранных инвестиций. Но, как справедливо отметил в своем выступлении председатель Союза турецких палат и бирж Р. Хисарджиоглу, даже если в нынешней ситуации удается профинансировать столь значительный дефицит по счету текущих операций, в будущем это создаст проблемы. То есть Турция будет оставаться весьма чувствительной к конъюнктурным колебаниям мирового рынка, влияющим на поведение как спекулятивных инвесторов, так и кредитных институтов. Поэтому предупреждение развития очередного валютно-финансового кризиса, теперь уже не по особому турецкому сценарию, а по сценарию стран ЮВА, требует от Турции привнесения определенных новых моментов в экономическую, прежде всего промышленную, политику. По мнению деловых кругов страны, надлежит решить давно назревавшую проблему повышения добавленной стоимости экспортной продукции страны и урегулирования на этой основе проблемы дефицитности внешней торговли и текущего счета платежного баланса.