- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Заявления, планы и реальная ситуация в Ливии накануне международной конференции в Берлине

Участники международной конференции по Ливии в Берлине по аналогии с сирийским досье предложат разбить процесс урегулирования в стране на шесть основных «корзин». Заданными направлениями работы станут прекращение огня, выполнение запрета на ввоз оружия в Ливию, возобновление политического процесса в стране, возвращение государству контроля над армией, осуществление экономических реформ и соблюдение гуманитарного права. Об этом говорится в проекте итогового коммюнике, копия которого есть в распоряжении ТАСС. Международная конференция пройдет в Берлине в воскресенье 19 января. Как ранее информировала пресс-служба Кремля, в германскую столицу прибудет президент России Владимир Путин. Свое участие подтвердили генсек ООН Антониу Гутерриш, президент Франции Эммануэль Макрон, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон и госсекретарь США Майкл Помпео. Также ожидается участие представителей Алжира, Египта, ОАЭ, Китая, Турции. В саммите примут участие глава заседающего в Триполи правительства национального согласия (ПНС) Ливии Фаиз Сарадж и противостоящий ему фельдмаршал Халифа Хафтар, командующий Ливийской национальной армией (ЛНА). В этой связи отметим отсутствие Катара, что было принципиальным условием Каира и Абу-Даби, и что долго отказывался принято Сарадж. Сам по себе это факт вызывает сомнений в успехе этого мероприятия. Для реализации работы по шести «корзинам» в коммюнике предлагается создать специальный международный механизм, который будет регулярно проводить встречи под эгидой ООН. «Мы создаем международный механизм по сопровождению решений саммита, чтобы поддерживать координацию после берлинского саммита под эгидой ООН», — говорится в документе.  Как уточняется, механизм разбит на две части. Во-первых, высокопоставленные представители стран — посредников урегулирования планируют каждый месяц проводить встречи. «В конце каждой встречи будет представлен отчет о ее итогах», — постановляется в документе.  Во-вторых, будут запущены специальные рабочие группы. Они будут проводить встречи в Ливии или Тунисе дважды в месяц. Предполагается, что после принятия всеми участниками конференции в Берлине коммюнике будут представлено на рассмотрение Совета Безопасности ООН.
В первую очередь главы государств и министры иностранных дел призывают противоборствующие стороны в Ливии к прекращению огня. В проекте итогового документа приветствуются «снижение интенсивности боевых действий в стране после 12 января», а также «состоявшиеся в Москве 14 января консультации с целью создания условий для договоренности о прекращении огня».  Коммюнике призывает к «прекращению огня всеми вовлеченными сторонами», что в перспективе должно привести к «всеобъемлющему прекращению всех боевых действий на долгосрочной основе, в том числе операций с применением авиации над территорией Ливии».  Мониторинг за соблюдением режима прекращения огня при этом отводится Организации Объединенных Наций. «Призываем ООН содействовать проведению переговоров о прекращении огня между сторонами, а также отслеживать, соблюдаются ли соответствующие договоренности».  В документе содержится и обращение к тем, кто, как Турция, помогает одной из ливийских сторон «на земле». «Мы призываем прекратить все передвижения войск сторон конфликта или [передвижения сил] ради их непосредственной поддержки на всей территории Ливии с начала процесса прекращения огня», — указано в нем. В этой связи надо отметить, что заключение перемирия было главной задачей московских консультаций, которая достигнута не была. Суть проблемы в данном случае заключается в том, что достигнуть устойчивого перемирия без решения главной задачи — достижения политической компромисса — будет фактически нереально. Даже если в Берлине стороны и формально договорятся, то это перемирие будет очень условным и недолговечным, поскольку для него не будет создано необходимых политических предпосылок. Провал переговоров в Москве уже создал в Мисурате состояние высокой напряженности. Халифа Хафтар, отдавший приказ о возобновлении наступления на Триполи 14 января, планирует оказать максимальное давление на этот город-государство, которое является ключевым союзником ПНС Сараджа, и куда начинают стягиваться силы ЛНА. Согласно французским источникам, они заняли позиции в пустыне к северу от Абу-Курайна, которая лежит между Сиртом и Мисуратой. Установления контроля над Сиртом 6 января, благодаря поддержке 604-й Мадхалистской бригады (спасибо саудовским деньгам – авт.), также способствовало продвижению сил ЛНА к Мисурате. Это обстоятельство вынудило Мисурату пересмотреть свои позиции после того, как основная часть ее сил была развернута в Триполи. В самой ливийской столице 12 января перемирие было с самого начала отвергнуто несколькими прохафтарскими силами. Мощная 7-я бригада «Аль-Каниат» из Тархуны дала понять, что она не будет соблюдать перемирие. Кроме того, бои продолжались в Айн-Заре и к югу от Сук-эль-Джумаа, в районах, удерживаемых ополчением аль-Кикли, поддерживающим ПНС. В этом районе также сейчас располагаются сирийские вспомогательные силы, посланные Анкарой в качестве подкрепления, возможно, в качестве прелюдии к развертыванию регулярных турецких войск. Это развертывание было одобрено Ф.Сараджем 19 декабря в соответствии с условиями оборонного соглашения, подписанного с Анкарой, но оно было до 18 января приостановлено с учетом попыток Москвы успокоить ситуацию. На этом фоне Анкара явно пытается снова влиять на позицию международных посредников возобновлением своих угроз направить регулярные войска в Ливию. Президент Турции Р.Т.Эрдоган заявил в четверг 16 января, что Анкара начинает отправлять военных в Ливию для поддержки ПНС Фаиза Сараджа. С такими словами турецкий лидер выступил в президентском дворце.  «Турция направляет в Ливию военных, чтобы поддержать стабильность легитимного ливийского правительства», — сказал президент. Он также подчеркнул, что Анкара продолжит использовать дипломатические и военные меры для обеспечения стабильности к югу от Турции, в том числе в Ливии. По словам Эрдогана, «отныне юридически будет невозможно проводить геологоразведывательное бурение или строить трубопроводы [в Восточном Средиземноморье] без получения соответствующего разрешения от Ливии и Турции». Между тем турецкий лидер уже объявлял 5 января о начале отправки турецких военнослужащих в Ливию, указав, что в их задачи входят «координационные действия», а также «безопасность легитимного правительства». Рискнем предположить, что до окончания конференции в Берлине какой-то массовой отправки турецких военных ожидать не приходится. Пока там присутствует только ограниченные группы спецназа и сирийских боевиков. Сирийская вооруженная оппозиция, поддерживаемая Турцией, направила около 2 тыс. своих бойцов в Ливию для поддержки ПНС Фаиза Сараджа. Об этом сообщила 15 января на своем сайте британская газета «Гардиан». По ее сведениям, около 650 бойцов покинули Сирию в конце 2019 года и уже прибыли в Триполи. Еще 1350 бойцов прибыли в Турцию 5 января, где часть из них проходит обучение в тренировочных лагерях на юге страны. Как отмечает издание, они затем вольются в Ливии в состав подразделения, названного в честь одного из лидеров ливийского сопротивления прошлого века Омара аль-Мухтара. По данным газеты, бойцы сирийской оппозиции подписали контракты с ПНС на полгода, по которым они будут получать по 2 тыс. долларов в месяц. В этой связи обратим внимание на блокирование Х.Хафтаром значительной части ливийской экспорта нефти. Нефтяные терминалы на востоке и в центральной части Ливии, кроме Зувейтина, закрыты, экспорт нефти из них будет прекращен с 18 января. Об этом в пятницу сообщил телеканал «Аль-Арабия» со ссылкой на источники.  По его данным, закрытие портов приведет к снижению экспорта сырья на 700 тыс. баррелей в день. Как отмечает телеканал, по данным источника, объекты были закрыты по приказу Ливийской национальной армии (ЛНА) под командованием фельдмаршала Халифы Хафтара. При этом агентство Рейтер в пятницу сообщило со ссылкой на сотрудника одного из объектов, что порты заблокировали протестующие. По информации агентства, племенные вожди на востоке и юге Ливии в четверг призвали прекратить работу нефтяных объектов в знак протеста против использования ПНС Фаиза Сараджа выручки от продажи сырья для финансирования иностранных наемников.  Комментируя ситуацию, официальный представитель ЛНА генерал Ахмед аль-Мисмари подчеркнул, что нефтяные порты закрыл «сам ливийский народ», передает «Аль-Арабия». В этой связи констатируем, что и данные о реальном количестве сирийских боевиков в Ливии, и о закрытии нефтяного экспорта со стороны Хафтара надо еще трижды проверять. На данный момент несомненным является факт какого-то присутствия сирийцев в Триполи (по ряду данных, не более 500 человек), и попыток Хафтара перед Берлинской конференцией снова поднять свои переговорные козыри за счет угрозы (пока больше виртуальной) перекрыть экспорт нефти. Он это уже не раз пытался предпринимать, но всякий раз отказывался от этой идеи. В том числе и по причине жесткого давления (вплоть для угрозы введения санкций) со стороны Вашингтона. Последнему совершенно невыгодно выпадение ливийского объема нефти на фоне прессинга против Ирана и попыток шантажировать Багдад замораживанием его нефтяных активов. Но факт в том, что сирийские боевики в каком-то количестве реально уже переброшены в Триполи, где они должны заместить мисуратовские ополчения, которые оттягиваются к Мисурате с целью блокирования попыток наступления ЛНА на город с направления Сирта. Согласно нашим источникам, Садик Устун, заместитель главы турецкой спецслужбы MIT Х.Фидана, руководит турецкими полувоенными операциями в Ливии. Одним из приоритетов бывшего полковника спецназа является именно обеспечение переброски в Триполи протурецких боевиков сирийской оппозиции для поддержки правительства Ф.Сараджа. Устун, которого американские и другие западные разведчики считают одним из самых упертых «ястребов» в структуре безопасности Турции, ранее курировал турецкие тайные операции в Сирии, контролируя большинство из них, как с позиции использования специальных сил, так и операций по линии непосредственно MIT. Этот бывший полковник спецназа считается специалистом по проведению диверсионных операций. Собственно именно Устун отвечал в спецслужбе за оперативную поддержку армии в рамках проведения последней по времени операции «Источник мира» в Сирии. В Сирии функции Устуна на себя сейчас взял Кемаль Эскинтан, глава отдела специальных проектов MIT и человек, который, по всей видимости, сменит Х.Фидана на посту руководителя этой спецслужбы. Эскинтан уже давно работает с сирийским досье. Он поддерживает неформальные связи с Дамаском с 2011 года, а также с иранским КСИР, который активно действует в Сирии, на протяжении всего конфликта. Эскинтан считается специалистом по связям с арабскими племенами, которые были наиболее активно вовлечены в восстание в Сирии.
Еще одна тема коммюнике — соблюдение сторонами оружейного эмбарго. Спецпредставитель генсека ООН в Ливии Гасан Саламе неоднократно заявлял о нарушении резолюции СБ ООН, запрещающей ввоз оружие в Ливию. В одном из последний выступлений он даже призывал «убрать руки прочь» от страны, впрочем, не назвав конкретные страны, нарушающие эмбарго. В проекте коммюнике участники конференции обязуются выполнять требования ООН и просят Совет Безопасности в случае необходимости наложить санкции на страны, нарушающие эмбарго. «Берем обязательство безусловно и полностью соблюдать и применять эмбарго на поставки вооружений, введенное резолюцией Совета Безопасности 1970 (2011 г.), а также последующие резолюции Совета, включая распространение оружия из Ливии, и призываем представителей международного сообщества поступать таким же образом, — говорится в документе. — Призываем СБ ООН вводить соответствующие санкции в отношении тех, кто нарушает договоренности о прекращении огня». В этой связи зададим вопрос: готовы ли страны Совета Безопасности ООН ввести санкции против ОАЭ, АРЕ, Катара, Турции и двух постоянных членов Севбеза — Франции и США (одна напрямую снабжает оружием ЛНА, в том числе и в интересах американцев: американские ракеты, захваченные силами ПНС в Гарьяне и американские броневики, которые сейчас воюют под Триполи)? А заодно и против РФ, которая дает Белорусии добро на продажу оружия ОАЭ в интересах ЛНА? Вопрос риторический, поскольку эти страны от поставок оружия лояльным себе силам не откажутся, а значит сам пункт является априори невыполнимым.

«Корзина» политического процесса предполагает формирование в Ливии единого правительства и президентского совета. «Поддерживаем ливийское политическое соглашение в качестве жизнеспособной основы для достижения политического решения в Ливии. Также призываем к учреждению функционирующего президентского совета и формированию единого, объединенного, инклюзивного и эффективного ливийского правительства, утвержденного Палатой представителей [Ливии]», — отмечается в тексте документа. Проект коммюнике содержит призыв ко всем сторонам конфликта восстановить политический процесс под эгидой миссии ООН по поддержке в Ливии (МООНПЛ) и принимать в нем конструктивное участие с целью проведения свободных и независимых парламентских и президентских выборов. Участники конференции также просят Совет Безопасности ООН, Африканский союз, ЕС и Лигу арабских государств принимать меры в отношении тех, кто препятствует политическому процессу. В документе подчеркивается важная роль, которую соседние страны играют в обеспечении стабильности в Ливии. Каким образом и на каких принципах будет создано правительство, в котором должны по идее сидеть люди, которые на сегодня отказываются просто от прямого диалога?

В проекте совместного заявления указывается на необходимость реформы сектора безопасности Ливии. «Призываем к восстановлению монополии государства на законное применение силы», — говорится в нем.  Участники саммита также выражают поддержку учреждению объединенных ливийских вооруженных сил, сил национальной безопасности и полиции, которые будут подчиняться центральным гражданским властям, на основе прошедших в Каире переговоров и принятых по их итогам документов.   Страны призывают к проведению структурных реформ в экономике. Для содействия этому предлагается создать Комиссию экономических экспертов по Ливии. В итоге предполагается создание «такого механизма, который обеспечивал бы восстановление экономики во всех районах, находящихся под контролем нового правительства национального согласия». В этой связи констатируем, что все попытки Каира организовать единую армию под командованием Х.Хафтара провалились. Это без учета сил ПНС, естественно: даже вроде бы с лояльными южными племенами договориться не удалось. При этом основным пунктом разногласий сторон остается сама кандидатура Хафтара, как главнокомандующего единой армией. А на меньшее сам Хафтар и его международные спонсоры не готовы.
В этой связи дадим оценку французских экспертов по вопросу итогов недавних московских консультаций. Это важно именно по той причине, что все те же проблемы будут и в Берлине. Переговоры в Москве между Фаизом Сараджем и Халифой Хафтаром, организованные в спешке 13 января, быстро обернулись фиаско, в частности из-за желания России полностью умиротворить Анкару. Переговоры начались неудачно, когда Халифа Хафтар, известный своими внезапными переменами настроения, с удивлением обнаружил за столом переговоров Халеда аль-Мишри, председателя Высшего государственного совета и одну из ведущих фигур ливийского движения «Братья-мусульмане». Х.аль-Мишри, который сопровождал главу правительства национального согласия Фаиза Сараджа, добился многочисленных уступок, включая заверения в том, что Высший государственный совет, который должен был быть упразднен в соответствии с первоначальным проектом соглашения, будет сохранен. Х.аль-Мишри и Ф.Сарадж также настаивали на возвращении Ливийской национальной армии (ЛНА) на позиции, которые она занимала до 4 апреля, когда она начала наступление на Триполи. Х.Хафтар предсказуемо категорически отверг это требование. Командующий ЛНА также потребовал — безрезультатно — график и точные условия расформирования ополченцев Триполи. Этот вопрос, который не был затронут ни в соглашении Схирата 2015 года, ни в прошлогоднем соглашении в Палермо. Таким образом, Ф.Сарадж и Х.аль-Мишри были единственными, кто подписал соглашение, которое должно было превратить прекращение огня 12 января в длительное перемирие.
Хотя Хафтар считает Россию одним из своих главных покровителей, он был разочарован консультациями в Москве. Переговоры формально проходили под председательством председателя Российско-Ливийской контактной группы Льва Деньгова, который известен своими наработанными контактами с исламистскими группировками Триполи и Мисураты, что для фельдмаршала неприемлемо. Москва тем временем всячески пытался успокоить Анкару, которая поддерживает Сараджа. Дело в том, что одновременно Москва вела переговоры с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу о будущем Идлиба. И в этой связи в Москве 13 января находился советник президента Башара Асада по вопросам безопасности Али Мамлюк. Сразу скажем, что по Идлибу тоже не удалось добиться чего-то внятного. В этой связи надо отметить, что на фоне общего фиаско консультаций Москва тем не менее набрала несколько очков. Прежде всего в рамках активной поддержки ФРГ с точки зрения успеха немецкой миссии по организации конференции в Берлине 19 января при поддержке Европейского союза и миссии ООН по поддержке в Ливии (МООНПЛ). И опять же в основе такой поддержки Москвы лежит желание увязать ее с перспективами доведения до конца газопровода «Северный поток-2». В общем-то не случайно эта российская активная дипломатия на ливийском треке совпала с просьбой к Берлину вывести этот проект из-под юрисдикции ЕК. Сразу отметим, что ничего вниятного ожидать от самой конференции и российских дипломатических усилий с точки зрения нормализации ситуации в самой Ливии не стоит. Ровно по той причине, что на сегодня нет никаких условий для того, чтобы все пункты заключительного коммюнике, которые взяты просто с потолка (надо ведь что-то писать дипломатам, вот они и переписывают давно известные пункты различных «дорожных карт» ООН, не особо утруждая себя их практической ревизии с точки зрения реальности выполнения), были выполнены.