- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты о последствиях для Израиля ситуации в Ливане

Протесты в Ливане и политическая нестабильность в стране обусловлены, прежде всего, фундаментальными проблемами в экономике, в том числе отсутствием реформ и безудержной коррупцией среди правящей элиты и всех правительственных учреждений, считают Томер Фадлон и Сасон Хадад, эксперты Института исследования национальной безопасности (Institute for National Security Studies, INSS). Непосредственным толчком к началу народных волнений в октябре 2019 года стало предложение обложить налогом социальные сети[i] [1].

Понижение кредитных рейтингов Ливана, снижение темпов роста и высокий уровень безработицы привели ливанскую экономику к наихудшей ситуации с момента окончания гражданской войны в 1990 году, что стало серьезной проблемой для лиц, принимающих решения в стране, в том числе, для руководства «Хизбаллы». В Израиле следят за развитием событий в соседней стране, т.к. они, в частности, могут привести к усилению этой ливанской проиранской шиитской организации.

Как отмечают израильские эксперты, в 2018 году ВВП Ливана оценивался в 56 млрд долларов, при этом за последние три года среднегодовой рост составил 1%. В 2019 году прогнозировался более высокий рост экономики. Однако в отчете Международного валютного фонда был представлен обновленный и сокращенный прогноз, и в настоящее время ожидается рост только на 0,2%. В последние годы экономика Ливана зависела от состояния банковского сектора (40% от ВВП), сельского хозяйства, промышленности и туризма, который, по данным МВФ, является самым устойчивым с 2010 года. В 2019 году отношение долга Ливана к ВВП превысило 150%, что предвещает серьезный кризис и быстрое понижение кредитного рейтинга страны и наносит серьезный ущерб как банковскому, так и валютному потенциалу, а также способности получить кредиты для погашения долгов.

На экономику Ливана, по мнению экспертов INSS, оказывают влияние две глубокие взаимосвязанные проблемы. Первая – это местная коррупция: организация Transparency International поместила Ливан на 138 место из 175 стран. Коррупция в Ливане особенно проявляется в непотизме и бюджетной инфляции, чтобы заполнить карманы приближенных к власти. Так, например, в июле 2017 года зарплаты в государственном секторе выросли на десятки процентных пунктов, в то время как зарплаты в частном секторе остались без изменений. Единственный способ финансировать более высокие зарплаты и раздутые бюджеты – это налоги с населения, которые в последние годы резко возросли и легли тяжелым бременем на частный сектор.

Вторая проблема – политическая нестабильность, которая связана со структурой ливанского общества и значительно ограничивает свободу действий и способность правительства Ливана проводить реформы. Нестабильность препятствует выполнению правительством основных требований общества, включая оказание санитарных услуг и электроснабжение. В результате наблюдается рост рынка частных производителей, хотя даже это явление, вероятно, подвержено коррупции: политики связаны с генерирующими компаниями и, таким образом, фактически получают прибыль от бездействия правительства. Кроме того, отсутствие реформ в политической системе привело к слабому механизму сбора налогов, так что налоговые поступления составляют всего 50% от их потенциала. Политическая нестабильность и отсутствие реформ отпугивают иностранных инвесторов, и за последние десятилетия Ливан опустился на 40 пунктов в рейтинге стран с благоприятными условиями ведения бизнеса и в настоящее время занимает 143 место в мире. В последние годы внешняя помощь Ливану уменьшилась, отчасти из-за сокращения денежных переводов ливанских экспатриантов, которые в прошлом отправляли на родину большие суммы денег.

Отмечаются новые трудности, которые лишь усугубили эти проблемы. Гражданская война в Сирии оказала негативное влияние на экономику Ливана. С 2011 года произошло сокращение экспорта сельскохозяйственной продукции в Сирию, а также на другие рынки, которые были доступны через Сирию, включая Ирак и Иорданию. Кроме того, война породила серьезную проблему беженцев. В последние годы около одного миллиона сирийских беженцев нашли убежище в Ливане, и их присутствие создает большую нагрузку на экономику. Кроме того, американские санкции против Ирана косвенно наносят ущерб и Ливану. Политика «максимального давления», проводимая администрацией США против Ирана, нанесла ущерб иранской экономике и привела к сокращению иранской помощи «Хизбалле», повысив мотивацию организации увеличить доходы, получаемые от привилегий политической власти, что является обременение для ливанских налогоплательщиков. И наконец, спад иранской экономики привел к значительному сокращению за последний год ливанского экспорта в Иран.

Кроме того, пишут израильские эксперты, летом 2019 года в рамках политики в отношении Ирана администрация США ввела прямые санкции против «ливанских террористических деятелей» и банков. Эти санкции усугубляют последствия от прекращения инвестиций из Саудовской Аравии, которая несколько лет назад взялась поддерживать Ливан, но теперь предпочитает не вкладывать туда средства, т.к. ключевые позиции в стране занимают фигуры, близкие к Ирану.

Банковская система и статус центрального банка, опоры ливанской экономики на протяжении многих лет, получили дополнительный значительный удар. Помимо пониженного кредитного рейтинга, банковская система в настоящее время сталкивается с проблемой ликвидности и нехваткой денежных вкладов, что привело к ограничению на снятие средств и значительному снижению обменного курса ливанской лиры на открытом рынке – впервые за многие годы. Нынешняя волна протестов также способствовала утрате доверия банковской системе, как в международном сообществе, так и среди ливанской общественности, поскольку многие отделения банков были закрыты на длительные периоды, а снятие наличных было ограничено.

Эта группа старых и новых проблем подвела Ливан к пропасти. Понижение кредитного рейтинга Ливана за последний год связано с последствиями тех же самых экономических проблем: сокращение темпов роста, безработица среди молодежи на уровне 40%, сокращение инвестиций в страну, третье место в мире по размеру долга по отношению к ВВП (152%) и дефицит на сумму более 1 млрд долларов, который должен быть выплачен в марте 2020 года. Эксперты INSS отмечают, что многие опасаются наихудшего сценария: неспособность Ливана гарантировать выплаты по своим долгам и объявление о банкротстве. Этот сценарий вполне может стать реальностью уже в 2020 году, если лица, принимающие решения в Ливане, не предпримут смелых шагов, чтобы остановить падение.

По мнению израильских экспертов, стабилизировать ситуацию и даже улучшить экономическое положение Ливана поможет правительство технократов, сформированное по принципу профессионализма и оперативности исполнения, с министрами, свободными от явной политической привязанности или обязательств. Это также может смягчить межрелигиозную напряженность, которая в случае эскалации грозит возобновлением гражданской войны в Ливане. В INSS считают, что успешная работа правительства технократов также стало бы позитивным событием для Израиля, которому в течение многих лет угрожала возможность дестабилизации ситуации в Ливане. Учитывается то, что насилие может распространиться на юг Ливана, к израильской границе (даже если в последние месяцы внутренние волнения в стране носят патриотический, а не религиозный характер).

Тем не менее, полагают израильские эксперты, попытка установить в Ливане правительство технократов, которые бы стремились провести экономические и политические реформы, будет сопряжена с трудностями и крайне затруднительна для реализации. Объясняется это тем, что политические деятели, которые в настоящее время имеют доступ к ресурсам и казне страны, сделают все возможное, чтобы она провалилась. Такую борьбу против реформ и изменений в политической и экономической системе ведет, прежде всего, «Хизбалла». В подтверждение приводится Международная конференция «Кедр» в поддержку ливанской экономики, которая прошла в Париже в апреле 2018 года. Страны-участницы приняли решение предоставить Бейруту несколько кредитов под низкие проценты. На этой конференции шиитская организация выступила против условий Эммануила Макрона предоставления Ливану кредитов для погашения долгов.  Президент Франции тогда выдвинул требование широких экономических реформ, прозрачного управления и согласие на международный надзор.

Поэтому, признают эксперты INSS, создание правительства технократов, которое будет проводить необходимые реформы и ограничивать действия «Хизбаллы», нереально в нынешней ситуации в Ливане. Таким образом, Израиль может ожидать ухудшения ситуации, когда различные политические игроки продолжат борьбу за властные рычаги и экономическую власть, возможно, даже попытаются захватить банки, медиа-компании, газовые франшизы и многое другое. Параллельно различные игроки будут пытаться заручиться поддержкой интересантов в регионе – будь то России или Китая, стремящихся усилить свое региональное влияние, или Франции, которая имеет историческую связь с Ливаном, – с целью решения проблемы долгов.

Израиль не заинтересован во вмешательстве во внутренние дела Ливана и не имеет каких-либо рычагов влияния, кроме как косвенных, в случае начала масштабного конфликта с «Хизбаллой». Похоже, что в обозримом будущем так и не появится реальной возможности для улучшения отношений между Израилем и Ливаном, хотя бы только для достижения компромисса в споре об экономических водах, который мог бы предоставить Ливану важный источник дохода. Однако сильная потребность Ливана в дополнительной помощи может дать Израилю возможность попытаться определить условия такой помощи, в частности, потребовать уменьшение милитаризации «Хизбаллы» и ограничение ее доступа к государственной казне.

[i] [2] Lebanon’s Political-Economic Crisis: Ramifications for Israel // INSS. 16.01.2020 — https://www.inss.org.il/publication/lebanons-political-economic-crisis-ramifications-for-israel/