- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов некоторых аспектов ситуации в Ливии

Наблюдение китайских специалистов за ситуацией в Ливии обусловлено тем, что в результате государственного переворота в этом североафриканском государстве китайские компании и корпорации потеряли все свои активы и понесли серьезные финансовые потери в виде недополученной прибыли. Как известно эвакуацию граждан КНР обеспечивали корабли ВМС НОАК, которые перевезли спасенных людей в ближайшие страны со стабильной обстановкой, — далее они вылетели в КНР на самолетах национальных авиакомпаний.

Китайские военные получили первый опыт подобных гуманитарных мероприятий  именно в Ливии и по результатам данной операции были приняты определенные концептуальные решения, согласно которых на судостроительных предприятиях КНР началось проектирование крупнотоннажных десантных кораблей, позволяющих разместить несколько сотен мирных граждан, эвакуируемых из зоны вооруженного конфликта.

После потери ливийских активов китайские специалисты продолжили наблюдение за ситуацией в этом государстве африканского континента поскольку собирали информацию об операциях, проводимых  Силами специальных операций ВС США, а также спецподразделениями ВС Франции и Италии. Внутренний вооруженный конфликт в Ливии позволяет китайским военным собирать информацию об особенностях планирования специальных операций, функционировании системы обеспечения специальных мероприятий и применения подразделений специального назначения и их техники в условиях значительного удаления от укрепленных пунктов базирования. Фактически, Ливия стала полигоном для западных военных, на котором они проводят тестирование новых разработок в области вооружения и военной техники, а также боевое слаживание подразделений специального назначения, которым необходима регулярная боевая практика.

Благодаря возможностям спутниковой, радиотехнической и агентурной разведки военно-политическое руководство КНР получает информацию об основных специальных операциях, которые западные военные и спецслужбы проводят в Ливии.  Благодаря работе аналитиков, у высшего руководства КНР сформировано представление о том, что доступ к природным ресурсам современной Ливии получили только западные компании, которые приобретают нефть по сниженным ценам.  Подобное обстоятельство крайне неприятно для КНР, однако китайские предприниматели не согласны рисковать финансами и жизнями даже по указанию с выше.

В дополнение необходимо отметить, что на определенном этапе вооруженного конфликта в Ливии китайские спецслужбы рассчитывали провести мероприятие по вывозу уцелевшего тяжелого транспортного самолета Ан-124-100, который находился в одном из аэропортов страны. Китайским разведчикам удалось оценить техническое состояние самолета, которому для самостоятельного взлета было необходимо провести развернутое техническое обслуживание с заменой некоторых агрегатов.

В целях возвращения самолета к жизни и дальнейшего перелета было решено привлечь украинских технических специалистов и летчиков. Вполне очевидно, что китайские спецслужбы действовали в интересах национального ОПК, а именно пытались выкупить самолет, необходимый для реализации нескольких проектов авиастроительного кластера, однако артиллерийский налет поставил крест на этих планах – самолет был полностью уничтожен.

Следующий аспект ливийского вооруженного конфликта, который интересует китайских специалистов – участие арабских государств, которые оказывают поддержку противоборствующим сторонам вооружение и военной техникой.

Как известно, на стороне Ливийской национальной армии (ЛНА) выступают подразделения ВВС и ПВО Объединенных Арабских Эмиратов, которые периодически размещают в Ливии свои штурмовики АТ-802 (пр-во США), разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты «Птеродактиль»  (пр-во КНР), а также зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1». Периодические ВВС ОАЭ направляют самолеты оперативно-тактической авиации для выполнения ударных миссий в Ливии.

По данным китайских источников, именно БПЛА «Птеродактиль» позволяют ЛНА наносить результативные удары по подразделениям, объектам и позициям формирований правительства национального согласия (ПНС) в дневное и ночное время. Именно эти беспилотные аппараты позволили уничтожить два транспортных самолета Ил-76,  обеспечивавших перевозку вооружения и боевиков для ПНС, значительное количество полевых командиров, а также складов боеприпасов.

Высокую эффективность продемонстрировали ЗРПК «Панцирь-С1», которые за последние шесть месяцев успешно перехватили большую часть БПЛА «Байрактар-ТВ2», которые официальная Анкара поставила для ПНС. Следует отметить, что данные беспилотники были поставлены с разрешения президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, а низкая результативность их применения серьезно расстроила руководителя турецкого государства. Следует отметить, что кроме БПЛА официальная Анкара на протяжении 2019 г. поставила значительное количество колесной бронированной техники для подразделений ПНС.

Затруднительное положение ПНС, которое не обладает необходимым количеством живой силы и техники для ведения боевых действий на нескольких направлениях привело к тому, что ЛНА постепенно сужает «ареал обитания» противников. В этой ситуации китайские специалисты обращают внимание на более активное и разностороннее вмешательство официальной Анкары.

Так, в конце 2019 г. турецкие спецслужбы организовали регулярные рейсы транспортного самолета «Боинг-747», который перевозит вооружение, боеприпасы и другие грузы для ПНС. В дополнение к этим полетам были организованы рейсы пассажирских самолетов «Эйрбас А-320», которые перевозят военных советников, подразделения специальных операций из Турции в Ливию.

Данные самолеты обеспечивают транспортировку отрядов исламистов, которые вышли из зоны деэскалации Идлиб и стали резервом турецкого военно-политического руководства при решении вопросов в регионе. По данным китайских источников, турецкие спецслужбы одновременно с переброской исламистов из Сирии в Ливию повышают уровень мотивации местных боевиков – было увеличено денежное жалование с 73 до 96 долл. США в сутки.

Благодаря налаженному морскому пути турецкие военные поставили в конце декабря 2019 г. в Ливию две батареи новейших зенитных пушек «Коркут-Д» и две батареи зенитно-ракетного комплекса «Хисар», которые официально не приняты на вооружение ПВО Турецкой Республики. Очевидно, что поставка такого вооружения преследует своей целью закрыть воздушное пространство над несколькими важными объектами ПНС от налетов БПЛА «Птеродактиль», которые  при минимальных потерях наносят существенный урон формированиям ПНС.

Представляется возможным согласится с оценками китайских специалистов в том, что турецкие военные и оружейники решили провести испытания пушек «Коркут-Д» и ЗРК «Хисар» в реальной боевой обстановке. В свою очередь китайским специалистам интересно получить данные о противостоянии продукции ОПК Турции и КНР в воздушном пространстве Ливии, которая послужит бесценным материалом для дальнейшей модернизации БПЛА «Птеродактиль».