- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов военно-доктринальных взглядов командования Вооруженных сил АРЕ

Специалисты Китайского института международных стратегических исследований Народно-освободительной армии Китая (КИМСИ НОАК) считают, что военная доктрина Арабской Республики Египет (АРЕ) в виде единого документа, который бы содержал оценки военно-политической обстановки в мире и на Ближнем Востоке, угроз и вызовов национальной безопасности, а также представлял собой, систему взглядов на сущность, характер войн и вооруженных конфликтов, способов их развязывания и ведения, отсутствует. Цели, задачи, предназначение, статус, деятельность ВС в обеспечении безопасности страны изложены в статьях 152, 200-205 и 234 конституции Египта. Основу военных доктринальных взглядов Египта составляют три базовых концепции: «национальной безопасности», «активной обороны», «локальных войн». Кроме того, взгляды на военное строительство и применение ВС АРЕ изложены в ежегодных директивах верховного главнокомандующего и министра обороны АРЕ, а также в других документах по вопросам обеспечения национальной безопасности. Египетские доктринальные взгляды позволяют использовать национальные ВС во внутренних конфликтах для подавления возможных антиправительственных выступлений и массовых беспорядков, а также ликвидации последствий техногенных и экологических катастроф.

Китайские военные специалисты КИМСИ НОАК отмечают, что в основных доктринальных документах египтяне в качестве главного противника рассматривают Израиль (Восточное (Синайское) операционное направление), вероятного – Ливию (Западное), потенциального – Судан (Южное). Исходя из этого, на территории страны создана соответствующая группировка ВС мирного времени. В тоже время, с учетом внутреннего вооруженного конфликта в Ливии и снижения военного потенциала этой страны, вероятность крупного военного конфликта на Западном операционном направлении значительно снижена. Главной задачей развернутой у западной границы усиленной войсковой группировки на данном этапе является борьба с проникновением на территорию АРЕ крупных террористических групп и контрабандой оружия.

Китайские военные специалисты, анализируя опыт предыдущих войн с участием АРЕ, считают, что в случае развязывания вооруженного конфликта Израилем, он начнётся с массированных авиационных ударов и огня артиллерии по крупным административным и военно-промышленным объектам АРЕ с последующим захватом жизненно важных районов и территорий (Синайский полуостров и Суэцкий канал). В этих условиях отражение воздушного нападения противника планируется осуществлять силами и средствами военно-воздушных сил (ВВС) и противовоздушной обороны (ПВО), а также использовать созданную систему оборонительных рубежей и позиций для сдерживания продвижения сухопутных группировок вглубь страны. Одновременно планируется осуществить развертывание оперативных группировок сухопутных войск и последовательную мобилизацию резерва первой очереди. При постепенном обострении военно-политической обстановки и вхождении в угрожаемый период, который, как считается, может продолжаться до трех месяцев и более, оперативное и мобилизационное развертывание планируется осуществлять путем последовательного приведения войск и сил в высшие степени боевой готовности, выхода соединений и частей СВ в запланированные районы и затем занятия ими выгодных рубежей, рассредоточения боевой авиации по пунктам базирования и выхода кораблей в районы боевого патрулирования.

По данным КИМСИ НОАК, планами оперативно-стратегического развертывания ВС АРЕ предусматривается возможность сосредоточения усилий на двух основных операционных направлениях (Восточном и Западном) и одном вспомогательном (Южном). При этом наиболее опасным считается Восточное операционное направление, где уже в мирное время развернута главная группировка в составе двух полевых армий СВ и большей части сил и средств ВВС, войск ПВО и военно-морских сил (ВМС). Основным театром военных действий станет Синайский полуостров, воздушное пространство над ним и прилегающие акватории Средиземного и Красного морей. В связи с этим в ходе учений и командно-штабных игр египетское военное руководство отрабатывает конкретные варианты начала и ведения боевых действий. При возникновении угрозы или с началом агрессии Израиля, египтяне выделяют от полевых армий по одному передовому отряду, силами до усиленной механизированной бригады и выдвигают их вглубь Синайского полуострова для занятия стратегически важных естественных проходов вдоль шоссе Исмаилия – Хаммет Эр-Рамль (2-я полевая армия (ПА), 110 км сев.-вост. и 230 км сев.-вост. г. Каир соответственно) и Суэц – Нахль (3-я ПА, 120 км вост. и 240 км вост. г. Каир соответственно) и последующего совместного выхода на рубеж Хаммет Эр-Рамль, Нахль. Задача передовых отрядов – обеспечить развертывание главных сил 2-й и 3-й ПА на оборонительном рубеже восточнее Суэцкого канала для отражения наступления войск противника и нанесения им огневого поражения. В дальнейшем планируется во взаимодействии с ВВС, ПВО и ВМС перейти в решительное контрнаступление с целью разгромить или вытеснить противника за пределы национальной территории.

Отмечается, что главная задача ВВС и войск ПВО в этот период – завоевание господства в воздухе, прикрытие основных административных и промышленных центров и объектов, в том числе Суэцкого канала и туннеля под ним, обеспечение выдвижения и развертывания основных сил полевых армий. Силы и средства ВМС в это время осуществляют боевое патрулирование прибрежной морской зоны, прикрывают с моря военно-морские базы и порты, выходы из Суэцкого канала. Основу группировки ВС  АРЕ на Западном операционном направлении составляют войска Западного военного округа. При угрозе развязывания вооруженного конфликта с Ливией соединения и части округа занимают оборонительные рубежи в 50-70 км от границы, доукомплектовываются личным составом и вооружением до штатов военного времени, при необходимости усиливаются соединениями и частями Северного военного округа и ведут сдерживающие боевые действия до создания условий для перехода в контрнаступление. Полномасштабное развертывание войск на Южном операционном направлении пока считается маловероятным. Вместе с тем не исключается возникновение локального вооруженного конфликта с Суданом в юго-восточных районах Египта из-за так называемого Халаибского треугольника, где периодически сталкиваются племена бедуинов-кочевников обеих стран и имеют место попытки террористических группировок проникнуть на египетскую территорию. Особое место в политике египетского руководства занимает отношение к ядерному, химическому, бактериологическому оружию.

 

Участие АРЕ в переговорах (договорах) по ограничению военной деятельности (нераспространению ядерного оружия, запрещению закупок легкого стрелкового оружия, неприменению противопехотных мин)

 

Название договора Практическая реализация, когда ратифицирован
Договор о нераспространении ядерного оружия Подписан в 1968 г., ратифицирован 1981 г.
Инициатива подписания договора о безъядерной зоне на Ближнем Востоке Выдвинута Египтом в 1980 г. Египет выступает за создание на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия
Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний Подписан 14 октября 1986 г., но Египтом не ратифицирован
Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления и применения химического оружия и его уничтожения Египтом не подписана Конвенция вследствие того, что Израиль не присоединился к ДНЯО
Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении Конвенция подписана 10 апреля 1974 г., но не ратифицирована ее вследствие того, что Израиль не присоединился к ДНЯО
Оттавская конвенция о запрещении применения, складирования, производства и передачи противопехотных мин Конвенция не подписана

 

Руководство АРЕ считает, что в условиях эскалации напряженности на Ближнем Востоке и в Северной Африке (БВСА), наличия значительных запасов вооружений в регионе, неурегулированности арабо-израильского конфликта, а также разногласий между мусульманскими государствами региона вероятность возникновения на Ближнем Востоке и в Африке крупномасштабного вооруженного конфликта остается высокой. Кроме того, в регионе сталкиваются стратегические интересы США и ведущих западных стран, а также России, Китая, Турции, Ирана и Пакистана. В связи с этим, в случае развязывания войны на Ближнем Востоке, Египту придется прямо или косвенно принять в ней участие. Каир оценивает вероятность прямой военной агрессии со стороны другого государства против Египта невысокой. Данное положение достигнуто благодаря активной внешнеполитической деятельности и поддержанию на достаточно высоком уровне своего военного потенциала.

Специалисты КИМСИ НОАК обращают внимание на то, что нестабильная внутриполитическая обстановка в сопредельных странах  (Ливия, Судан) и на палестинских территориях может привести к развязыванию приграничных конфликтов с возможным перерастанием в локальные и крупномасштабные войны. По мнению египетских военных специалистов, локальные конфликты на западе и юге страны будут вестись созданными группировками, усиленными за счет переброски части войск из  Северного и Центрального военных округов, которые будут действовать в границах одного-двух операционных направлений, преследуя цели разгрома и вытеснения вторгшегося противника.

При определенных условиях не исключается возможность втягивания АРЕ в региональную войну, например, арабо-израильскую или арабо-иранскую, хотя египетскими доктринальными взглядами не предусматривается возможность вхождения страны в военно-политические блоки и союзы. Региональная война может стать результатом эскалации приграничного или локального конфликтов. Она будет вестись с участием двух и более государств региона, возможно, с привлечением одной из сторон крупного стратегического партнера. Целью такой войны может быть уничтожение ВС противника, захват жизненно важных объектов его территории. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации приграничного или локального конфликтов, а также региональной войны с вовлечением в нее государств из различных регионов мира. Противоборствующие стороны в такой войне будут ставить перед собой решительные цели. Не исключено применение в ней оружия массового поражения. Данной войне может предшествовать угрожаемый период.

Анализ военно-доктринальных взглядов командования АРЕ, проведенный специалистами КИМСИ НОАК, позволяет сделать вывод, что основные  вопросы военной политики и применения ВС разработаны достаточно глубоко. При этом следует особо отметить, что основные руководящие документы по вопросам обороны постоянно пересматриваются и приводятся в соответствие со складывающейся военно-политической и стратегической обстановкой.