- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об итогах визита президента Франции Э.Макрона в Израиль

Еще одним гостем израильского Форума в память о Холокосте, организованного в середине текущей недели, стал президент Франции Э.Макрон. В Иерусалиме для него были запланированы встречи с первыми лицами страны, включая главу правительства Б.Нетаньяху и контрпартнера Р.Ривлина. Официальные пресс-релизы, последовавшие за названными раундами общения, сообщили, что в центре внимания были вопросы борьбы с иранским влиянием и ядерной программой ИРИ, включая перспективы усиления санкционного давления, турецкая, ливийская и ливанская проблематика.

Два президента отвели особую роль в своей беседе антисемитизму, причем акцент был сделан на антисионизме как одной из форм его проявления. В частности, Э.Макрон сообщил: «Я буду продолжать преданно и активно бороться против всех форм антисемитизма…Мы решили поговорить о проблеме антисионизма прямо и ясно. Антисионизм ничем не отличается от антисемитизма… Нет никаких сомнений, что в том, что сегодня отрицание права Государства Израиль на существование является современной версией антисемитизма». Данное заявление имеет большое значение с точки зрения формирования в ЕС единого подхода к восприятию проблемы на основе рабочего определения антисемитизма  International Holocaust Remembrance Alliance.

В ходе визита были сделаны важные шаги для продолжения институционализации двусторонних отношений Иерусалима и Парижа. По итогам встречи Б.Нетаньяху и Э.Макрон сообщили, что договорились о старте «стратегического диалога». В тот же день состоялась первая встреча в новых рамках между советником французского президента по дипломатическим вопросам Э.Боном и председателем Совета национальной безопасности Израиля М.Бен-Шабатом. По словам главы израильского правительства, контакты в новом формате —  «очень важное событие во внешней политике Израиля, и оно может помочь нам достичь очень важных вещей для государственной безопасности». При этом важно, что Э.Бон много работал именно на иранском направлении и еще в ходе своего летнего визита в Тегеран сообщил, что Париж хотел бы выступить посредником в конфликте ИРИ и США.

Надо сказать, это оказалось далеко не единственным свидетельством укрепления взаимодействия за счет создания новых площадок для диалога. Помимо этого стороны обсудили работу Газового форума государств Восточного Средиземноморья, о желании присоединиться к которому заявил Париж еще неделей ранее. Примечательно в этом то, что одновременно  аналогичный запрос поступил из Вашингтона, который и ранее пристально следил за работой объединения, главным образом при участии посла США в Израиле. Запрос французской стороны получил пока неформальное одобрение не только Израиля на встрече Б.Нетаньяху и Э.Макрона, но и Египта. Официальный ответ будет дан Парижу в соответствии с регламентом работы Форума после того, как решение вынесут государства-основатели, подписавшие в Каире в середине месяца учредительный договор. Туда помимо Израиля и Египта вошли Кипр, Греция, Италия, Иордания и палестинские представители.

Переговоры между Израилем и Францией имеют важное значение в контексте ливанской проблематики. Не случайно на встрече с Э.Макроном Б.Нетаньяху поднял вопрос о «Хизбалле» и производстве ракет на ливанской территории. Э.Макрон сделал заявление о готовности оказать Бейруту всю необходимую поддержку для выхода из экономического кризиса, ставшего поводом для протестов. Прозвучали эти слова также в ходе визита в Израиль. Усилия Франции будут направлены на поддержку нового правительства в Бейруте, в то время как израильские эксперты, к примеру, из INSS, считают, что «Хизбалла» блокирует поиск политического решения, которое может укрепить позиции т.н. технократов, поскольку полагает, что это нанесет урон ее собственному влиянию.

Наконец, в рамках визита на Ближний Восток Э.Макрон сделал остановку и в Рамалле, где пообщался с главой ПНА М.Аббасом. Палестинский лидер использовал шанс для того, чтобы призвать главу европейской страны, имеющей влиятельное положение в ЕС, признать палестинскую государственность, а также усилить давление на Израиль. В частности, по словам М.Аббаса, это «истинный путь к сохранению французского и европейского принципа решения на базе двух государств для двух народов». Впрочем, эта составляющая программы пребывания для французской стороны, судя по всему, большого политического значения не имела, а организовывалась лишь для того, чтобы не дать повода для обвинений в несбалансированности курса в пользу Израиля. Вместе с тем важность именно израильской составляющей визита все же довольно ярко проявилась, как минимум на уровне сигналов руководству ПНА, поскольку на палестинские территории Э.Макрон опоздал примерно на пять часов в сравнении с ранее разработанным графиком поездки.

Нельзя не отметить и инцидент в базилике Святой Анны в Иерусалиме, где президент Пятой  республики столкнулся с израильскими полицейскими. Это дало повод для рассуждений некоторых израильских обозревателей о том, можно ли считать Э.Макрона истинным другом Израиля, если он так относится к тем, кто обеспечивает безопасность ближневосточной страны. Впрочем, стоит отметить, что такая практика далеко не первый случай в истории двусторонних отношений, и нечто аналогичное имело место во время приезда в Израиль Ж.Ширака, а потому еще перед визитом нынешнему лидеру намекали, что стоит быть внимательным и избегать поводов для провокаций в СМИ.

В целом, приезд Э.Макрона в Израиль изначально был задуман как визит, демонстрирующий нейтральность Франции в конфликте, а потому в программу пребывания были включены палестинские территории и та самая базилика Святой Анны, принадлежащая Франции, через посещение которой он показал учет интересов католической церкви. Все это было призвано показать потенциал Парижа как заметного игрока на региональном уровне, достойного именоваться «честным брокером». Вместе с тем именно израильско-французские отношения получили прогресс как в рамках двустороннего диалога, особенно на институциональном уровне, так и с точки зрения перспектив совместной работы над решением проблем Ближнего Востока. В последнем случае особая роль отводится ливанской проблематике. Большое значение имеет и акцент Парижа на антисионизме как опасной в современных реалиях форме антисемитизма. Вместе с тем позитивные оценки не отменяют возникновения сложностей в будущем, особенно при условии обнародования США проекта «сделки века». В этот момент стремление Парижа к равноудаленности от сторон конфликта в целях повышения роли собственной дипломатии может сыграть с Израилем злую шутку. Главным образом такие перспективы касаются голосований в ООН, а также воздействия на процесс принятия решений в ЕС.