- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военной ситуации в Сирии (18 – 25 января 2019 г.)

По данным совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 925 известных нарушения режима прекращения огня. Это почти в два раза показателя предыдущей недели (582). Столь значительный рост связан прежде всего с резкой интенсификацией боевых действий в провинции Алеппо.

Несмотря на формально действовавший с 31 августа и возобновленный с 12 января режим прекращения огня в зоне деэскалации Идлиб, российская и турецкая части комиссии фиксировали много нарушений в этой зоне.

В последующих данных учитывались максимальные показатели из представленной двумя частями комиссии информации. В частности, в провинции Латакия было зафиксировано по меньшей мере 122 нарушения (в течение предыдущей недели – 95), в провинции Алеппо – 270 нарушений (128), в провинции Хама – 27 (36), в провинции Идлиб – 176 (149). Таким образом, заметный рост числа нарушений зафиксирован в 3 из 4 проблемных провинций, что в целом отражает интенсификацию боевых действий в них.

В течение недели летательные аппараты ВКС России наносили удары по целям боевиков в провинциях Алеппо, Идлиб.

19 января средства ПВО российской авиабазы «Хмеймим» отразили атаку беспилотников. В тот день с наступлением темного времени суток российскими средствами ПВО на значительном удалении были выявлены три малоразмерные воздушные цели, приближавшиеся к российскому военному объекту с северо-восточного направления. Штатные зенитные ракетные средства российской авиабазы уничтожили воздушные цели на безопасной дистанции от авиабазы. Пострадавших или материального ущерба нет.

21 января было объявлено, что в период с 18 по 20 января в порту Тартуса прошли совместные учения вооруженных сил РФ и Сирии по защите объектов международной морской экономической деятельности. К учениям  привлекались более двух тысяч военнослужащих, семь надводных кораблей и катеров. Экипажи кораблей ВМС Сирии отработали действия по поиску мин на подходе к порту Тартус, воздушное пространство в прибрежной зоне прикрывали боевые расчеты зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С». Силами сводного российско-сирийского подразделения подводных противодиверсионных сил и средств была нейтрализована подводная диверсионная группа условных террористов. Кроме того, в ходе учений военнослужащие российской военной полиции и сирийских подразделений отработали охранные и контрольно-досмотровые мероприятия.

По данным зарубежных СМИ, самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям террористов в провинциях Хомс, Дейр эз-Зор, Алеппо.

В течение недели активные боевые действия шли в ряде провинций страны.

На востоке провинции Идлиб в районе Телль Мусейтаф 20 января при отражении атаки боевиков погибли по меньшей мере 10 сирийских военных, а также – по неподтвержденным данным — 4 российских офицера.

23 января в Минобороны РФ сообщили, что накануне сирийская армия после наступления боевиков оставила позиции на юго-востоке провинции Идлиб. В ходе наступления незаконных вооруженных формирований подразделения сирийских правительственных войск уничтожили до 60 боевиков и до 90 получили ранения. Потери сирийских правительственных войск составили до 40 человек убитыми и до 80 ранеными. Атаки велись на шести направлениях, в них участвовали до 1 тысячи боевиков. К 7 утра 23 января на одном из направлений боевикам удалось вклиниться в оборону правительственных войск на глубину до 1,2 км и до 3.5 км по фронту, они захватили два населенных пункта — Хуайн-эль-Шааф и Ас-Самака.

К исходу 24 января сирийские военные заняли населенные пункты Эт-Тах и Ас-Самака после ожесточенных боев с джихадистами из группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» (запрещена в России). Правительственные силы возобновили наступательную операцию в этом районе после улучшения погодных условий и отвоевали у бандформирований утраченные двумя днями ранее позиции. О временной утере контроля над Эт-Тах первоначально не сообщалось.

Также 24 января в ходе боев сирийские войска заняли деревни Дейр Шарки и Дейр Гарби и вышли на рубеж 4 км от города Маарат ан-Нооман.

В провинции Алеппо 24 января сирийские военные отбили наступление боевиков к западу от провинциального центра. Отряд общей численностью до 70 боевиков при поддержке четырех пикапов с крупнокалиберными пулеметами попытался выбить сирийские войска с занимаемых ими позиций южнее района Биньямин. Огнем танков и стрелкового оружия атака была отражена, боевики отошли на исходный рубеж.

На востоке провинции Хомс 20 января боевики ИГ атаковали позиции сирийских военных в районе Ас-Сухна. Также атаке подверглись находящиеся неподалеку позиции сирийских войск в районе Аш-Шула (провинция Дейр эз-Зор).

На севере провинции Ракка 23 января несколько военнослужащих турецкой армии погибли при подрыве заминированной машины в селении Хаммам-эт-Туркман. В результате взрыва имелись погибшие и среди боевиков протурецкой Сирийской свободной армии.

На севере провинции Латакия боевики протурецкой Сирийской свободной армии 22 января атаковали и разрушили блок-пост сирийских военных. О возможных потерях последних не известно.

На западе провинции Хасеке американские военные 22 января окружили город Телль-Тамр, предупредив российских и сирийских военных, что им не стоит там появляться.

20 января британские СМИ сообщили, кто стал преемником Абу Бакра аль-Багдади, уничтоженного американцами в Сирии в конце октября 2019 г., во главе ИГ. Первоначально считалось, что это был неизвестный никому Абу Ибрагим аль-Хашеми аль-Курайши. На самом деле ИГ возглавил Амир Мухаммед Абдель Рахман аль-Маула ас-Сальби, один из основателей группы, считающийся ее идеологом. Новый главарь ИГ – выходец из туркменского меньшинства в Ираке. Выпускник университета в Мосуле.

21 января стало известно, что численность боевиков протурецких сирийских группировок, завербованных Турцией для отправки в Ливию, достигла около 4400 человек. Такие данные привел ливийский новостной портал «Афригейтньюс». По его сведениям, около 2600 из них уже прибыли в ливийскую столицу Триполи, еще около 1800 находятся в турецких тренировочных лагерях, где проходят боевую подготовку. Отмечалось, что вербовка новых бойцов протурецких формирований для отправки в Ливию продолжается в сирийском Африне и других населенных пунктах на северо-востоке Сирии. Также указывалось, что в боях под Триполи уже погибли по меньшей мере 28 завербованных в Сирии боевиков. Ранее телеканал «Аль-Хадас» сообщил о том, что в Ливию с конца декабря прошлого года направлены 2,4 тыс. наемников из лояльных Турции сирийских бригад «Аль-Муатасим», «Султан Мурад», «Сулейман-шах», «Суккур аш-Шималь», «Файлак аш-Шам», «Гамзат» и «Лива Самарканд» для поддержки вооруженных формирований, воюющих на стороне ливийского правительства национального согласия (ПНС). По данным телеканала, всего в Ливию может быть направлено порядка 6 тыс. наемников.

В целом, резкая интенсификация боевых действий на прошедшей неделе по периметру зоны деэскалации «Идлиб» в очередной раз указывает на настоятельную необходимость решения вопроса существования этой зоны, причем сделать это представляется возможным военным путем через выдавливание боевиков в Турцию. Понятно, что в этом случае они уйдут с семьями, и надо быть готовыми объяснить непонимающим, что речь не идет о чисто гражданском населении.