- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

МВД Израиля будет выдавать разрешения на поездку в Саудовскую Аравию

Министр внутренних дел Израиля Арье Дери подписал в воскресенье специальную поправку к израильскому Закону о въезде, которая впервые истории позволит гражданам Государства Израиль официально, по израильскому паспорту выезжать в Саудовскую Аравию. Данная поправка к закону была предварительно согласована МВД с израильскими службами безопасности, с Министерством иностранных дел и с другими релевантными учреждениями.

Разрешение на въезд в израильских граждан в Саудовскую Аравию будет на данном этапе выдаваться только на период до 9 дней. При этом обязательным условием получения подобного разрешения от МВД Израиля будет, помимо отсутствия ограничений на выезд из Израиль, наложенных судебным решением на просителя (например, в случае невыплаты им алиментов и т.п.), являться получение просителем официального приглашения на поездку в Саудовскую Аравию и предварительная выдача саудовскими властями разрешения на его въезд в страну.

Следует особо подчеркнуть, что упомянутая поправка к закону предусматривает две возможности для получения израильскими гражданами разрешения на въезд в Саудовскую Аравию:

  1. Поездка из Израиля в Саудовскую Аравию для нужд отправления мусульманского религиозного культа на период совершения хаджа в Мекку.
  2. Поездка из Израиля в Саудовскую Аравию для участия во встречах с деловыми партнерами или для поиска возможностей для инвестиций.

Первая возможность поездки израильских граждан в Саудовскую Аравию де факто существовала и ранее, хотя и не была закреплена юридически в действующем израильском законодательстве. Естественным образом такая возможность посещения Саудовской Аравии распространялась исключительно на мусульман. Для совершений хаджа в Мекку, расположенную, как известно, на территории Саудовской Аравии, израильские мусульмане (как правило, арабы и изредка – черкесы) выезжали в Иорданию, где им выдавались специальные временные удостоверения личности «палестинцев, проживающих на оккупированных с 1948 года (то есть, с момента провозглашения независимости Государства Израиль – В.Ч.) территориях». Возможность въезда в Саудовскую Аравию по израильским документа не предусматривалась, поскольку последняя номинально находилась в состоянии войны с еврейским государством с момента его провозглашения.

Таким образом, сам факт возможности въезда в Саудовскую Аравию по израильским паспортам – пусть даже только для мусульман, оправляющихся на хадж, представляет собой весьма значимую перемену, имеющую, однако, прежде всего, сугубо символической значение. Отныне нет необходимости во временных иорданских документах для совершения хаджа. Саудовская Аравия признала еврейское государство де факто.

В данном контексте нельзя не упомянуть и о том, что с точки зрения израильских законов с поездками израильских мусульман тоже все было непросто, поскольку Саудовская Аравия номинально рассматривалась в качестве враждебного государства. На иврите для этого существует специальный юридический термин –«мединат оев». Израиль просто делал «исключение» для мусульман, отправляющихся Мекку точно так же, как они делали в отдельных случаях исключения и для проживающих на Голанских высотах друзов, которые отправлялись в Сирию на учебу или для посещения родственников, хотя последняя является враждебным по отношению к Израилю государством не только номинально, но и фактически. Отныне подобных «исключений» при посещении израильскими гражданами Саудовской Аравии делать не потребуется. Это королевство больше не рассматривается израильтянами даже номинально в качестве враждебного государства.

Что же касается второй возможности посещения Саудовской Аравии израильскими гражданами, то здесь речь идет без преувеличения о настоящей революции в двусторонних отношениях между Государством Израиль и Королевством Саудовская Аравия, поскольку в случае деловых поездок израильтян в это арабское государство речь не идет исключительно о мусульманах. Данная возможность распространяется на всех израильтян вне зависимости от их вероисповедания, то есть в первую очередь на евреев, которые, как известно, составляют подавляющее большинство населения Израиля. Таким образом, саудовские власти не могут объяснять антиизраильски настроенным мусульманским фундаменталистам выдачу разрешений на въезд на свою территорию израильским бизнесменам нуждами выполнения заповеди о хадже в Мекку мусульманами, проживающими на «оккупированных сионистами территориях Палестины». Данный пункт свидетельствует о начале открытого процесса нормализации отношений между Саудовской Аравий и Государством Израиль, несмотря на то, что дипломатических отношений между двумя этими государствами пока нет ни на каком уровне и более того – пока что выглядит крайне сомнительным, что такие отношения будут установлены в ближайшем будущем.

Следует напомнить, что Саудовская Аравия не признала еврейское государство в момент провозглашения его независимости в мае 1948 года и приняла вместе с Египтом, Трансиорданией, Ираком, Сирией, Суданом и Ливаном участие в вооруженной агрессии арабских государств против него, направив на фронт 3 тысячи солдат. Несмотря на поражение арабских армий в войне 1948-1949 гг. саудовские правители не теряли надежды на то, что в итоге евреи будут в соответствии с тогдашними арабскими лозунгами «сброшены в море». В 1967 году Саудовская Аравия оказала помощь Египту в морской блокаде Эйлата, а после начала Шестидневной войны направила свои войска на помощь египтянам, сирийцам и иорданцам. Как известно, в 1967 году арабские армии снова потерпели сокрушительное поражение. ЦАХАЛ захватил среди прочего несколько принадлежащих Саудовской Аравии островов в Красном море. Израиль удерживал эти острова под своим контролем в течение 10 лет после чего вернул их Саудовской Аравии.

Этот жест доброй воли со стороны еврейского государства последовал через несколько лет после того, как Саудовская Аравия приняла участие в еще одной войне против Израиля. В 1973 году в ходе войны, которую израильтяне называют Войной Судного дня, а арабы – Октябрьской войной саудовцы перебросили на Сирийский фронт батальон парашютистов и танковый батальон. Еще большие силы саудовская армия перебросила в Иорданию, однако Иордания на этот раз не вступил в войну.

В дальнейшем Саудовская Аравия уже не вступала в открытые вооруженные конфликты с Израилем, хотя и продолжала принимать активное участие в антиизраильском бойкоте и в сопротивлении попыткам нормализации отношений между арабскими странами и Израилем. В этом смысле показательно, что, когда в 1981 году израильское военной судно село на мель у берегов Саудовской Аравии и ЦАХАЛ перебросил значительные силы на красноморское побережье этого арабского государства для эвакуации судна, саудовская армия воздержалась от столкновения с израильтянами и дождалась, когда они сами покинули территорию Саудовской Аравии, сняв свое судно с мели.

Первые сообщения о намечающейся нормализации двусторонних саудовско-израильских отношений стали появляться в 2002 году. За последние годы это сближение стало очевидным и интенсивным. Этому существуют две основные причины:

  1. Саудовские власти осознали, что еврейское государство — это долговременный фактор и ликвидировать его не удастся.
  2. Иранская угроза заставила саудовские власти искать союза с Израилем.