- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К формированию нового правительства Ливана

23 января было объявлено о том, что в Ливане сформировано новое правительство. Напомним, что 19 декабря прошлого года парламентское большинство поручило Хасану Диабу создать новый кабинет министров для преодоления вакуума власти, образовавшегося в этой ближневосточной стране после отставки правительства Саада Харири. В формировании нового кабинета министров приняли участие партии, входящие «Коалицию 8 марта», так как их политические оппоненты из числа союзников С.Харири выставили неприемлемые условия. В случае их кооптации в новое правительство процесс формирования нового кабинета затянулся бы на месяцы, в то время как острый социально-экономический кризис требует принятия неотложных мер.

В новое правительство не вошли представители движения «Мустакбаль», «Ливанских сил» и Прогрессивно-социалистической партии Ливана (ПСП). Необходимо отметить, что участники массового протестного движения, развернувшегося в стране в октябре прошлого года, требовали создания технократического правительства, то есть кабинета специалистов, не связанных с политическими партиями. Это требование было обусловлено неучастием будущих министров в партийной коррупции. Министры прошлых  правительств активно участвовали в распиле своих бюджетов в пользу однопартийцев и предоставлении государственных подрядов недобросовестным бизнесменам. Результатом стали бедственное состояние системы энергоснабжения (перебои с подачей электроэнергии), бедственная экологическая ситуация (мусорная проблема и загрязнение морских вод), перебои с водоснабжением, плохое состояние дорог, негативная ситуация в государственном секторе здравоохранения. Отчасти это требование протестного был соблюдено. Новые министры являются не политиками и не активными членами крупных политических партий Ливана, а только выдвиженцами этих партий. Все они раньше работали в науке, либо в бизнесе, достигли определенного профессионального успеха, но не имеют большого политического опыта. В новом кабинете шесть женщин, беспрецедентно большое количество для Ливана. Более того, в первый раз не только в Ливане, но и на всем Ближнем Востоке женщина становится министром обороны. Вероятно, это обстоятельство вызвано активным участием женской половины населения страны в массовых протестах.

Новое правительство Ливана подверглось значительному сокращению. В нем 20 министров вместо 30 в предыдущем кабинете. Премьер-министром стал суннит Хасан Диаб, профессор Американского университета в Бейруте, специалист в области микроэлектроники. В 2011-2014 годах он занимал пост министра образования в кабинете Наджиба Микати. Вице-премьером и министром обороны стала Зейна Адра Акар, православная, выдвинутая Свободным патриотическим движением (СПД). До этого он была директором консалтинговой фирмы Information International, занимающейся сбором данных и инвестиционными проектами в сферах здравоохранения, инфраструктуры, сельского хозяйства и культуры на Ближнем Востоке. Министром иностранных дел стал кадровый дипломат Насиф Хитти, маронит, кандидатура премьер-министра. В прошлом Н.Хитти был послом Лиги арабских государств (ЛАГ) в Париже. В последние годы возглавлял Институт политических исследований при университете Святого Духа Каслик в Бейруте. Министром внутренних дел стал выдвиженец премьер-министра суннит Мухаммед Фахми. Генерал Фахми в 1997-2006 годах возглавлял военную разведку Ливана. Пост министра финансов занял известный ливанский экономист, шиит Гази Вазни. Является выдвиженцем движения «Амаль», в прошлом в течение многих лет был экономическим советником лидера этой партии Набиха Берри. Министром по делам окружающей среды и административного развития стал маронит Дамьен Каттар, выдвиженец премьер-министра. В 2005 году занимал пост министра финансов в правительстве Наджиба Микати, просуществовавшем всего три месяца. Пост министра юстиции заняла Мари Клод Наджм, маронитка, выдвинутая СПД. До этого она была профессором права в Университете Сен-Жозеф в Бейруте.

Пост министра телекоммуникаций занял суннит Таляль Хават, 19 лет проработавший в американской технологической компании Cisco в США и в Ливане. Портфель министра энергетики получил православный Раймон Гаджар, выдвиженец СПД. С 1995 года он трудится в штате возглавленного им сейчас министерства. По совместительству является профессором инженерного факультета Американского университета в Бейруте (AUB). Министром информации стала Маналь Абдель Самад, друзка, кандидатура Демократической партии Ливана. В течение многих лет работала в Министерстве финансов, где возглавляла департамент налогов и аудита. В настоящее время преподает административное управление и налоговую политику в AUB. Важный в нынешних условиях пост министра экономики занял Рауль Нехме, греко-католик, кандидатура СПД. Рауль Нехме является профессиональным банкиром, в прошлом был президентом коммерческого банка ASTROBank и генеральным менеджером BankMed.

Министерство общественных работ возглавил православный Мишель Наджар, член партии «Марада», в прошлом профессор университета Баламанд. Министерство здравоохранения возглавил шиит Хамад Хасан, кандидатура «Хизбаллы», в прошлом мэр Баальбека.  Министром промышленности стал шиит Имад Хобалла, кандидатура «Хизбаллы», имеющий степень доктора технических наук в области электрического инжиниринга. Пост министра труда займет маронитка Ламия Йамина аль-Дувейхи, выдвинутая партией «Марада». До этого она была профессором Ливанского университета в Триполи. Министерства культуры и сельского хозяйства возглавит шиит Аббас Муртада, выдвиженец «Амаль». В прошлом он возглавлял фирму по продаже недвижимости и был хозяином отеля, так что не имеет большого опыта в тех сферах, которые призван курировать. Министром по делам социальной защиты и туризма назначен друз Рамзи Мушаррафие (Демократическая партия Ливана). Новым министром образования стал суннит Тарик Маджзуб (кандидатура премьер-министра). Министром по делам молодежи и спорта стала армянка Варти Оганян (кандидатура партии «Дашнакцутюн»). Министерство по делам беженцев возглавит Гхада Шрейм (греко-католичка, СПД). Большинство членов нового кабинета получили высшее образование в Канаде либо в США за исключением Хамада Хасана, защитившего кандидатскую диссертацию в Москве, в Институте биологии и окружающей среды.

Неизвестно, насколько долго просуществует новое ливанское правительство. Во-первых, перед ним стоят серьезные вызовы экономического характера. Банковско-финансовая система, бывшая мотором ливанской экономики, находится на грани дефолта. По оценкам специалистов, для ее спасения необходимо привлечь от 5 до 20 млрд долларов США. В этой связи ливанские политические круги надеются на предоставление Парижским клубом экономической помощи в размере 11 млрд долларов, анонсированное в апреле 2018 года. Ливанские наблюдатели склоняются к тому, что новое правительство не станет принимать непопулярных мер вроде увеличения налогов и сокращения социальных программ, учитывая массовые протесты, которые грозят выйти из-под контроля. В настоящее время политики из «Коалиции 8 марта» надеются на диалог с протестующими. Сам Хасан Диаб заявил, что является выразителем интересов протестного движения.

Еще одним препятствием на пути нового правительства могут стать сложные отношения с суннитской политической элитой. Движение «Мустакбаль» не вошло в новое правительство, и его лидеры могут начать саботировать его деятельность. Соратник лидера «Мустакбаль» Саада Харири и бывший министр внутренних дел Ливана Нухад Машнук, в частности, заявил, что Диаб не отражает интересов суннитской общины. Он также отметил, что его кандидатура была предложена известным иранским политиком Али Акбаром Велаяти и утверждена при иранском диктате. Одновременно некоторые ливанские СМИ обвинили известного суннитского политика из Триполи Ашрафа Рифи в том, что он организованно набирал людей в своем родном городе и переправлял их в Бейрут для участия в беспорядках. При этом, якобы он делал это в сотрудничестве с турецкими спецслужбами. Генерал Ашраф Рифи в прошлом занимал должности руководителя Службы внутренней безопасности и министра юстиции Ливана. Он известен как непримиримый противник «Хизбаллы», Сирии и Ирана.

Таким образом, новому ливанскому правительству предстоит пройти нелегкий путь. Оно начинает свою деятельность в гораздо более сложных условиях, чем предыдущее правительство Саада Харири. К традиционным проблемам, таким как противостояние с Израилем и политическое соперничество между КСА и ИРИ на ливанской площадке добавился самый тяжелый после окончания гражданской войны экономический кризис.