- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки иранских экспертов отношений между Ираном и Саудовской Аравии

Саудовская Аравия была, пожалуй, единственной страной в регионе после Израиля, которая открыто выступила против ядерной сделки с Ираном. Основная озабоченность этих двух стран состояла в том, что Иран, после нейтрализации внешнего давления после подписания ядерной сделки, получил большую возможность усилить свое влияние на Ближнем Востоке.

Учитывая атмосферу взаимного недоверия в отношениях Ирана с Саудовской Аравией из-за резкой отрицательной позиции Эр-Рияда по ядерной сделке, каждый инцидент сразу же получал большую огласку и становился причиной множества обвинений.

Факт гибели сотни иранских паломников в результате несчастного случая в Мекке, также убийство известного шиитского духовного лидера Нимра аль-Нимри в январе 2016 года вызвало большую напряженность в отношениях между двумя странами. После нападения на посольство Саудовской Аравии в Тегеране Эр-Рияд объявил о разрыве дипломатических отношений с Тегераном.

Во время президентства Дональда Трампа Соединенные Штаты придали большое значение Саудовской Аравии в процессе кампании против Ирана. Не случайно Д.Трамп совершил свою первую зарубежную поездку именно в КСА. Несмотря на усилия Вашингтона, почти все инициативы по созданию коалиции против Ирана (саммит в Саудовской Аравии, саммит в Варшаве, альянс Персидского залива) потерпели неудачу, и в сентябре 2019 года после атаки на нефтеперерабатывающий завод в Саудовской Аравии ситуация изменилась.

Страны Ближнего Востока и Персидского залива, похоже, понимали, что растущая напряженность в регионе также угрожает их безопасности, что приводит также к значительным экономическим потерям.

Инициатива Ирана «Мир Ормуза» и предложение о подписании пакта о ненападении в регионе Персидского залива не получили какого-либо серьезного отклика со стороны стран региона, но время от времени некоторые сообщения о готовности Саудовской Аравии к диалогу продолжали звучать. Эти сообщения, безусловно, были связаны с активным посредничеством Пакистана в последние месяцы. Однако следует отметить, что как иранская, так и саудовская сторона проявляли осторожный оптимизм в отношении инициативы Исламабада.

В начале 2020 года на фоне напряженных отношений между Ираном и США Исламабад выступил с  еще одной посреднической миссией. В начале января Тегеран и Эр-Рияд посетил министр иностранных дел Пакистана Шах Махмуд Курейши. Через несколько дней после его визита министр иностранных дел Саудовской Аравии Фейсал бен Фархан объявил: «Многие страны выступили с посреднической миссией в связи с диалогом с Ираном. Мы будем рады, если сможем с Ираном удержать регион от напряженности».

Коснувшись темы возможности диалога с Ираном, Фейсал бен Фархан отметил: «Мы приветствуем диалог с Ираном при условии, что Иран не будет оказывать поддержку  влиятельным группам в регионе,находящимся под его влиянием и совершающим насилие».

На следующий день после заявления министра иностранных дел КСА министр иностранных дел ИРИ Мохаммед Джавад Зариф разместил на своей странице в Twitter следующую запись на арабском языке: «Дверь Ирана к переговорам с соседями открыта. Мы готовы сыграть свою роль в любом вопросе, который отвечает интересам региона».

Похоже, что, следуя посланиям министров иностранных дел двух стран, стороны должны были сосредоточиться на вопросах, которые дают возможность сотрудничества, а не снова указывать на проблемы, которые осложняют и без того напряженные отношения.

Через два дня после заявления министра иностранных дел КСА его советник Адель аль-Джубейр упомянул об отношениях с Ираном на Давосском экономическом форуме и заявил. «Если Иран будет действовать как нормальная страна, тогда мы восстановим с ним наши отношения».

Естественно, что заявление высокопоставленного чиновника Саудовской Аравии не могло остаться без ответа со стороны Ирана. В связи с этим Мохаммад Джавад Зариф написал в Twitter: «Нормальные страны не превращают свои консульства в бойни, нормальные страны не нападают на своих соседей, не вызывают гуманитарных кризисов, не отказываются от переговоров».

«Однако мы не ставим предварительное условие для переговоров»,-сказал Мохаммед Джавад Зариф.

Ссылаясь на сообщения из Саудовской Аравии, глава администрации  президент Ирана Махмуд Ваези отметил: «Никогда не поднимался вопрос, что мы не должны иметь отношения с Саудовской Аравией или отправлять сообщения. Отношения с Саудовской Аравией не следует сравнивать с отношениями США и Ирана. Саудовская Аравия — наш сосед, в какой-то момент возникли проблемы, а война между Саудовской Аравией и Йеменом еще больше усугубила ситуацию. Иран всегда выражал готовность иметь хорошие отношения со всеми своими соседями, включая Саудовскую Аравию».

Следует отметить, что параллельно с событиями между Ираном и Саудовской Аравией существуют прямые контакты между Саудовской Аравией и Сирией, а также между Сирией и Турцией (которые состоялись недавно в Москве).

Что касается оценок иранских экспертов, некоторые из них проявляют осторожный оптимизм по этому вопросу, в то время как другие рассматривают проблему в контексте региональных событий.

Член комитета Меджлиса по национальной безопасности и внешней политике Хешматолла Фалахатпише, ссылаясь на саудовско-иранские отношения, отметил: «Если отношения между Ираном и Саудовской Аравией не нормализуются, то саудиты не смогут решить проблемы, с которыми они сталкиваются в регионе, более того проблемы безопасности будут расти день ото дня».

Продолжая свою речь, Фалахатпише добавил: «Необходимо учитывать два фактора. Во-первых, как в Иране так и Саудовской Аравии существуют экстремистские группировки, жесткие позиции которых могут негативно повлиять на процесс нормализации отношений. Еще один фактор касается влияния третьей стороны, в частности США. Пока существует большое внешнее влияние на двусторонние отношения, трудно ожидать чего-то серьезного ».

Касем Махабали, эксперт по вопросам региона и бывший глава департамента Западной Азии МИД Ирана, также осторожно говоря о перспективе нормализации отношений между ИРИ и КСА, отметил: «Чтобы ожидать реального результата, прежде всего необходимо, чтобы Саудовская Аравия изменила свою позицию. Естественно, позиция Ирана также должна измениться. Несмотря на проблемы в отношениях между двумя странами, все еще есть надежда, что дипломатия может принести результаты».

Эксперт по международным делам Али Бигдели, ссылаясь на возможность нормализации двусторонних отношений, отметил: «В нынешних условиях отношения между Саудовской Аравией и Сирией могут быть нормализованы, но мы не должны ожидать, что то же самое произойдет между Ираном и Саудовской Аравией».

«Саудовская Аравия направляет в Тегеран положительных сообщения, чтобы смягчить позицию Ирана, но в действительности Саудовская Аравия не может принять самостоятельное решение по нормализации отношений с Ираном, и Соединенные Штаты играют здесь важную роль», — отметил Бигдели.

В продолжение своего выступления иранский эксперт добавил: «В ситуации, когда США, Израиль и Саудовская Аравия образовали треугольник против Ирана. Пока как минимум два члена этого треугольника не желают изменить свою позицию в отношении Ирана, Эр-Рияд не может предпринять реальных шагов для нормализации отношений с Тегераном».

«С другой стороны, Саудовская Аравия, со своей стороны, ожидает, что Иран ослабит свое влияние в Сирии, Ливане и Ираке, но это явно неприемлемо для Ирана, поэтому не может быть так, чтобы Иран вернулся на нулевую позицию, чтобы Саудовская Аравия Аравия изменила свою позицию в отношении Ирана», — добавил Али Бигдели.

Отметим,что по сообщениям иранских СМИ, Саудовская Аравия также недавно направила официальное приглашение сирийскому послу при Организации Объединенных Наций на дипломатическую встречу, которого тепло встретили в ходе мероприятия. Кроме того, Объединенные Арабские Эмираты недавно вновь открыли свое посольство в Сирии.

Эксперт по вопросам региона Хасан Хани Заде анализировал возможность нормализации отношений между Ираном и Саудовской Аравией в контексте сирийско-саудовских отношений.

«Отношения между Дамаском и Эр-Риядом могут легче урегулироваться. Сирия всегда старалась не выходить за рамки арабской арены, но, учитывая напряженные отношения между Тегераном и Эр-Риядом, вполне вероятно, что эти отношения окажут негативное влияние на нормализацию отношений между Сирией и Саудовской Аравией», — считает он.

«В любом случае, нормализация отношений между Саудовской Аравией и Сирией может повлиять на отношения Тегеран-Эр-Рияд, так как Саудовская Аравия рассматривает Иран как ворота в Дамаск», — заключил иранский эксперт.

В заключение можно констатировать, что пока Саудовская Аравия остается одним из ключевых партнеров Соединенных Штатов, то учитывая текущую политическую ситуацию в Иране, нынешние иранские власти вряд ли начнут реальный процесс нормализации отношений с Саудовской Аравией. Недавно министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф сказал в интервью немецкой ежедневной газете «Шпигель» о шуме который подняли некоторые экстремистские группировки в связи с его взглядами относительно переговоров с США и «атака» на МИД является тому доказательством.

Кроме того, когда 2016 году произошло нападение на посольство Саудовской Аравии, в Тегеране начались дебаты между властями и их противниками. Сторонники более жесткой политики утверждают, что Иран должен дать твердый ответ Эр-Рияду на убийство саудовского шиитского священнослужителя Нимра аль-Нимра, в то время как другая сторона настаивала на том, что  резкими действия деятельность МИД будет осложнена. Однако именно после этого инцидента Саудовская Аравия разорвала дипломатические отношения с Ираном.

Переговоры с США и их союзников после убийства Касема Сулеймани являются очень деликатным вопросом, поэтому даже если Саудовская Аравия пойдет на некоторые уступки и смягчить риторику, то опять для министра иностранных дел Зарифа будет трудно начать какой-нибудь серьезный процесс в предвыборный период.

С другой стороны, независимо от внутренних реалий, вопрос нормализации отношений с Саудовской Аравией рассматривается Ираном в контексте событий в регионе.

В нынешней ситуации Тегеран пытается  участвовать в процессе принятия решений по вопросу Йемена, Сирии, Ливана и Ирака, поскольку по направлениям Саудовская Аравия-Сирия, Объединенные Арабские Эмираты-Сирия, Турция-Сирия происходят  довольно интересные контакты, и, естественно, это не может быть проигнорировано Ираном.

В общем в настоящее время Иран пытается решить три приоритетных вопроса: поддержание стабильности в стране в предвыборный период, нейтрализация потенциальных угроз в приграничных регионах (Ирак, Афганистан) и не потерять влияние на процессы, происходящие в регионе.

Источники:

Aftab newspaper, No: 5657, 23 Jan 2020, p. 9

Iran newspape, No: 7263, 23 Jan 2020, p. 12

MardomSalari newspaper, No: 5077, 23 Jan 2020, p. 3

ArmanMeli newspaper, No: 647, 23 Jan 2020, p. 13

Javan newspaper, No: 5851, 23 Jan 2020, p. 15

JomhouriEslami newspaper, No: 11637, 23 Jan 2020, p. 2

https://www.irna.ir/news/83644783/ [1]

https://www.mashreghnews.ir/news/1034024/ [2]

https://twitter.com/JZarif/status/1220239342981013504 [3]

https://www.tasnimnews.com/fa/news/1398/11/04/2188420/ [4]

https://www.isna.ir/news/98110402581/ [5]