- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Первая реакция и оценки американских экспертов обнародованного плана США по урегулированию палестино-израильского конфликта

Предложенный Вашингтоном план урегулирования длящегося уже более 70 лет палестино-израильского конфликта получил весьма противоречивые оценки международного сообщества. «Сделку века», как еще называют документ, главные положения которого озвучили  29 января в Белом доме президент США Дональд Трамп и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, одни считают «серьезным предложением», другие же полагают, что она даже «не стоит тех чернил, которыми прописана». Реакция самих конфликтующих сторон на документ оказалась диаметрально противоположной, хотя и вполне предсказуемой: руководство Израиля приветствовало сделку, считая, что она сулит «блестящее будущее для израильтян», в Палестине же напрочь отвергли документ, назвав его «заговором, который не пройдет». В ООН между тем указали на важность соблюдения основополагающих документов, принятых ранее Советом Безопасности и Генассамблеей всемирной организации. Как заявил официальный представитель генсека ООН Стефан Дюжаррик, всемирная организация «сохраняет приверженность поддержке разрешения конфликта между Палестиной и Израилем на базе резолюций ООН, международного права и двусторонних договоренностей, а также при видении двух государств — Палестины и Израиля — соседствующих друг с другом на основании границ 1967 года». Москва на предложения Вашингтона пока реагирует сдержанно. В российском внешнеполитическом ведомстве ТАСС указали, что «сделка века» будет подробно изучаться, подчеркнув при этом, что главное на текущий момент — отношение к ней палестинцев и представителей других арабских стран. Опубликованный на сайте Белого дома 180-страничный документ состоит из двух частей: экономической и политической. Экономические аспекты были обнародованы еще летом прошлого года, а о деталях политической составляющей стало известно лишь сейчас. В основе плана лежит взаимное признание двух государств. Территорию Палестины, состоящую из сектора Газа и Западного берега реки Иордан, предлагается неразрывно связать скоростным транспортным сообщением — таким образом, по словам Трампа, территория арабского государства должна увеличиться вдвое. В то же время, как подчеркнул американский лидер, США твердо намерены признать законными еврейские поселения на оккупированных палестинских землях на Западном берегу реки Иордан, то есть таким образом признать за Израилем земли, захваченные им после 1967 года. Примечательно, что на своей странице в «Твиттере» хозяин Белого дома даже разместил соответствующую карту, на которой схематично изображены будущие перемены, которые подразумевает «сделка века». Особое внимание в документе уделяется статусу Иерусалима: Вашингтон предлагает признать столицей арабского государства Восточный Иерусалим (по словам Нетаньяху, речь идет об иерусалимском пригороде Абу-Дис) и одновременно с этим считать «неделимой столицей» Израиля весь Иерусалим. В качестве условий мирного процесса американский президент назвал отказ властей Палестины от поддержки действующего в Газе радикального движения ХАМАС, а также от методов вооруженной борьбы. При этом Вашингтон настаивает на четырехлетней «заморозке» программы строительства еврейских поселений на палестинской территории. В качестве поддержки урегулирования США предлагают 50 млрд долларов инвестиций.

Премьер-министр Израиля поддержал предложения Трампа и выразил готовность к немедленному началу мирных переговоров с палестинцами. По словам Нетаньяху, «сделка века» предлагает «реалистичный путь к длительному миру». Он также подчеркнул, что план Вашингтона «дает Израилю постоянную восточную границу, чтобы он мог защищать себя». Кроме того, по информации государственного радио Израиля «Кан», премьер еврейского государства намерен уже 2 февраля вынести на утверждение кабмина вопрос о распространении израильского суверенитета на Иорданскую долину и еврейские поселения на Западном берегу реки Иордан.  Глава ПНА Махмуд Аббас отверг план президента США, назвав его заговором, который не пройдет. «Мы отдаем приоритет фронту сопротивления, чтобы сорвать израильские планы», — подчеркнул палестинский лидер. Он заявил о готовности вести переговоры с Израилем, но только под патронажем «квартета» международных посредников (РФ, США, ООН и ЕС).  Официальный представитель контролирующего сектор Газа исламского движения ХАМАС Сами Абу Зухри был более категоричен, написав на своей странице в «Твиттере», что «Трамп и его сделка пойдут на свалку истории» и что она даже «не стоит тех чернил, которыми прописана». С резкой критикой «сделки века» выступили представители Турции и Ирана. В Анкаре предложенный американцами мирный план назвали «мертворожденным». В специальном коммюнике МИД Турции план Вашингтона именуется не иначе, как «аннексия, нацеленная на узурпацию палестинских земель и уничтожение [идеи сосуществования] двух государств». Турецкое внешнеполитическое ведомство также подчеркнуло, что Анкара не допустит «шагов, направленных на легитимизацию оккупации и тирании Израиля». Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф в свою очередь назвал документ Белого дома «кошмаром для мира и региона», выразив надежду на то, что инициатива США «станет тревожным звонком для всех мусульман, чтобы объединиться». Как подчеркнул официальный представитель МИД Ирана Аббас Мусави, в настоящее время Тегеран «выражает готовность к сотрудничеству ради единства мусульманского мира с целью противостояния этому великому заговору», имея в виду «сделку века». Не стеснялась в выражениях и ливанская шиитская партия «Хизбалла», назвавшая планы Белого дома «сделкой позора». Как отмечается в специальном заявлении «Хизбаллы», переданном телестанцией «Аль-Манар», «то, что произошло во вторник в Вашингтоне, стало результатом предательства ряда арабских режимов, которые выступили соучастниками закулисного сговора». Более сдержанную реакцию на «сделку века» продемонстрировали Египет и Иордания — одни из немногих государств арабского мира, имеющих с Израилем дипломатические отношения, а также подписывавших с еврейским государством мирные соглашения. В Каире призвали «обе заинтересованные стороны тщательно изучить американское видение, выяснить все его аспекты и открыть каналы диалога для возобновления переговоров под эгидой США». Кроме того, как подчеркнули в МИД Египта, итоговое соглашение между Израилем и Палестиной должно отвечать «чаяниям и надеждам двух народов на достижение всеобъемлющего и справедливого мира между ними» и вести «к созданию независимого палестинского государства». Глава МИД Иордании Айман ас-Сафади указал на то, что Амман остается приверженным базовому принципу ближневосточного урегулирования на основе двух государств. Между тем руководитель внешнеполитического ведомства Хашимитского королевства указал на важность предстоящего совещания Лиги арабских государств (ЛАГ) для выработки общей позиции арабов по отношению к «сделке века». Предполагается, что совещание состоится в ближайшую субботу в Каире. Высоко оценили усилия администрации президента Трампа в Эр-Рияде. В распространенном в среду, по данным телеканала «Скай ньюс — Арабия», заявлении МИД Саудовской Аравии подчеркивается, что королевство поддерживает «начало прямых мирных переговоров между палестинской и израильской сторонами под эгидой Соединенных Штатов». Между тем, как передавало ранее агентство ВАФА, после оглашения Трампом его плана саудовский монарх Сальман бен Абдель Азиз Аль Сауд позвонил Главе ПНА Махмуду Аббасу и заверил его в том, что позиция королевства по отношению к палестинскому вопросу останется неизменной.

В этой связи американские эксперты отмечают, что палестинские лидеры будут бороться за создание жизнеспособной дипломатической оппозиции мирному плану президента США Дональда Трампа, но только пока последний  находится у власти. Этот план чреват опасностью эскалации насильственных демонстраций со стороны палестинских групп на Западном берегу и в Секторе Газа, которые обеспокоены вероятным увеличением объема израильской аннексии палестинской территории на Западном берегу. Этот план может иметь позитивные политические последствия для Трампа и премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на выборах, которые пройдут в этом году (и скорее всего, ровно для этого с большей степенью вероятности и была задумана эта сделка века и ее обнародование — авт.). Это особенно ясно из очень оперативного решения  правительства Израиля 28 января быстро аннексировать ту палестинскую территорию на ЗБРИ, как это предусматривается этой «сделкой века» без всякой оглядки на мнение по ее реализации и перспективам со стороны других стран и вообще фактического ее подписания конфликтующими сторонами. Собственно такая аннексия изначально сделает все остальные реально конструктивные переговоры по этой теме априори мало реальными. При этом сдержанная позиция части арабских стран (КСА, АРЕ, ИХК) и их готовность предоставить некоторое финансирование для этого плана вызвана  в значительной степени тем фактом, что они не хотят рисковать своим дипломатическими и экономическими отношениями с Соединенными Штатами. Ровно такую  «взвешенную» и расплывчатую позицию надо ожидать и на предстоящем заседании ЛАГ по этому вопросу, которая будет оговорена кучей оговорок и условий.

Долгожданный израильско-палестинский мирный план президента США Дональда Трампа, который наконец-то обнародовали, не дожидаясь, как это первоначально планировалось в Вашингтоне, итогов новых выборов в Израиле,  на первый взгляд призван найти компромисс между сторонами,  но в конечном счете его надо рассматривать как замаскированное решение для решения этой проблемы по схеме создания «одного государства». Этот план в значительной степени отвечает требованиям Израиля и совершенно не предполагал участие палестинцев в работе по его разработке (справедливости ради скажем, что лидеры ПНА с самого начала отказались в этом участвовать — авт.). В результате речь идет сейчас не столько о мирном плане, сколько о кодификации статус-кво, в котором Израиль рассматривается как более влиятельный субъект в переговорах, длящихся уже несколько десятилетий. Палестино-израильский конфликт когда-то был определяющим фактором нестабильности и конфликта на Ближнем Востоке. Каждый президент США стремился поставить свою точку в этом вопросе и возобновить застойные переговоры, и президент Дональд Трамп ничем в этом плане не отличается. Но план Трампа отличается от своих предшественников тем, что он твердо склоняется в пользу предпочтительного решения вопросов прежде всего Израиля. Таким образом, это делает мир менее вероятным в ближайшей перспективе и заставляет региональные державы корректировать свои  позиции, прежде всего с точки зрения ее четкого определения.  Нынешний план Трампа, по-видимому, опирается на основу повестки дня предыдущих мирных переговоров и соответствует некоторым вопросам, которые требовали и согласовывали предыдущие  палестинские переговорщики на переговорах в 1990-х и 2000-х гг. Эта основа включает видение двух государств, оба со столицей в Иерусалиме, хотя план Трампа, по-видимому, не включает палестинскую столицу в пределах традиционных городских границ Иерусалима.  План также, как представляется, предоставляет палестинцам больше территории, чем они имеют в настоящее время, и замораживает поселенческую деятельность Израиля на время переговоров. Кроме того, палестинцам предоставляются многочисленные экономические уступки в виде субсидий, займов и помощи на сумму до 50 млрд долл. США, если они выполнят условия плана, предусматривающие отказ от их усилий по борьбе за возвращение аннексированных территорий.  Хотя теоретически это позитивно для обеих сторон, на самом деле обещания плана не являются стимулами для палестинцев, а также для некоторой части израильских политиков, и они сводятся к тому, что Соединенные Штаты подталкивают обе стороны к решению проблемы на основе единого государства, просто фактически продлевая нынешний статус-кво. Принятие в плане решения о двух государствах, по крайней мере на бумаге, разочарует тех израильтян, которые выступают за аннексию всей палестинской территории. Для палестинцев план предусматривает обмен земельными участками, который даст им в целом больше территории, чем они в настоящее время контролируют, но обмен будет включать обмен пахотных земель, таких как долина реки Иордан, которую план дает Израилю право аннексировать, на пустынные территории. В плане также отсутствует положение о возвращении беженцев на израильскую территорию.

Кроме того, неясно, кто в конечном счете будет финансировать план, включая обещанные экономические уступки палестинцам, хотя администрация Трампа запросила помощь у богатых арабских государств Персидского залива. Все палестинские политические группы отвергли этот план с самого начала и рассчитывают на внешнюю дипломатическую поддержку со стороны арабских государств Персидского залива, Европейского союза и России, чтобы  отсрочить любые шаги Израиля по реализации аспектов плана, в то время как палестинское руководство надеется, что президентские выборы в США и выборы в Израиле в этом году приведут к более дружественным партнерам по переговорам. Но пока они ждут выборов, палестинская экономическая ситуация и ситуация в области безопасности, и без того нестабильная, могут ухудшиться. Этот план чреват немедленным ответным ударом, как политическим, так и потенциально насильственным, со стороны палестинских групп на Западном берегу и в Газе, в зависимости от того, насколько быстро Израиль приступит к осуществлению части этого плана в формате аннексии. Белый дом оказывает давление на Израиль, требуя выполнения части плана в течение шести недель. В худшем случае для палестинских лидеров план Трампа будет просто служить оправданием для Израиля, чтобы двигаться вперед с процессом аннексии некоторых частей Западного берега. Палестинское руководство автоматически вынуждено будет дать отпор, но его возможности для этого ограничены, особенно потому, что палестинские политические группировки пытаются сохранить ту поддержку, которую они имеют среди арабских государств Персидского залива и  Турции. Ни один из этих игроков не поддержит открытое насилие против Израиля, но, вероятно, закроет глаза на народные демонстрации на Западном берегу и в Газе против плана, который может очень быстро перерасти  в насилие.

Существуют также краткосрочные последствия для израильского и палестинского политического истеблишмента. Этот план потенциально может дать небольшие преимущества   Нетаньяху или его сопернику Бенни Ганцу на выборах в Израиле 2 марта и поможет Трампу привлечь  произраильскую часть своей электоральной базы до ноябрьских президентских выборов. Выборы в Израиле, третьи за год из-за неоднократных неудач в формировании правительства, будут проходить под влиянием тех же общественных течений, которые формировали его последние два года; правые политики, которые жестко относятся к системе безопасности в отношении палестинцев, хорошо выступили тогда и повторять свой успех и сейчас. Для палестинцев реализация  этого плана может открыть путь для формирования более жесткого правительства в Рамалле. Вполне уместно, что архитектор решения о двух государствах с палестинской стороны — Махмуд Аббас, давний переговорщик от Организации освобождения Палестины и нынешний глава ПНА — стареет и приближается к вероятному концу своего срока, как раз в то время, когда решение о двух государствах, которое он предвидел, стоит перед вероятным фиаско. Столкнувшись с общей угрозой со стороны  Израиля, соперничающие палестинские организации  ФАТХ и ХАМАС могут даже временно отказаться от своего противостояния.

Основной смысл плана Трампа заключается в том, что он узаконивает процесс израильской аннексии территории Западного берега, который был де-факто реальностью в течение многих лет. Этот план подчеркивает динамику израильско-палестинского мирного вопроса от дискуссии между двумя сторонами, готовыми вести переговоры, до тупика между двумя все более жесткими позициями. Из всех традиционных вопросов, лежащих в основе затянувшихся мирных переговоров, включая вопросы безопасности, статус границы, возвращение беженцев и статус Иерусалима, план Трампа склоняется в пользу предпочтительной политики нынешнего израильского правительства по всем из них.  Недавно обнародованный план также может стать переломным моментом в отношениях между арабскими государствами и палестинцами, которых они риторически поддерживают. Арабские страны Персидского залива будут балансировать  между двумя позициями: категорическое отрицание плана, выдвинутого Вашингтоном, в союзнических отношениях с которым они очень заинтересованны, и попыткой смягчить первоначальные условия плана в плане предполагаемой аннексии. Ни одно арабское или мусульманское государство не захочет открыто выступать против притязаний палестинцев на свою территорию, но ни одно ближневосточное государство не хочет рисковать своим дипломатическим или экономическим отношениями с  Соединенными Штатами ради палестинского досье.  Даже Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия, которые обладают региональным влиянием и авторитетом, чтобы изменить ситуацию, вероятно, не будут активно действовать в пользу палестинцев.  Среди традиционных покровителей палестинского дела — Иордании, Египта, Сирии и арабских государств Персидского залива, а также в меньшей степени Ливана и Турции — палестинский вопрос уже не является таким стимулирующим, как раньше.

Не согласимся с последним выводом американских экспертов: «красные линии» с точки зрения принадлежности Иерусалима со всеми его мусульманским святынями  к Израилю и узаконивание аннексии означает не только переформатирование всех соответствующих резолюций ООН на эту тему. Это уже замах на попытку отказа мусульманской уммы от серьезных религиозно-конфессиональных принципов. И рискнем предположить, что ни один мусульманский правитель или имам не рискнет открыто поддержать такой план. Если конечно не собирается повторить путь Анвара Садата и стимулировать массовые беспорядки у себя дома. Вопрос в сухом остатке стоит очень просто: готовы ли мусульманские и арабские лидеры открыто поддержать официальную кодификацию нынешнего статуса-кво с отказом от темы Иерусалима и аннексированных территорий, или нет? Очень сомневаемся, что готовы.