- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов крушения самолета радиотехнической поддержки Е-11А ВВС США в Афганистане

Как известно, на территории Исламской Республики Афганистан 27 января 2020 г. примерно в 13:30 по местному времени на удалении 9 км от авиационной базы Кандагар (провинция Газни, район Deh Yak) потерпел крушение самолет радиотехнической поддержки Е-11А ВВС США с бортовым номером 11-9358. Известно, что экипаж самолета подал сигнал о чрезвычайной ситуации находясь на высоте 12000 м.

Место крушения находится в зоне подконтрольной отрядам движения «Талибан». По данным китайских СМИ, на место крушения выдвинулся отряд правительственных сил, однако афганские военные оказались на минном поле – в ловушке талибов.

В рамках операции по поиску и спасению с АвБ Кандагар на вертолете была выдвинута группа подразделения Сил специальных операций ВМС США, которая забрала два тела (вероятно, пилоты Е-11А) и бортовые самописцы самолета, после чего спешно ретировалась во избежание огневого контакта с превосходящими силами талибов. Кроме того, спецназовцы предприняли меры по уничтожению останков самолета.

В открытом доступе находятся фотографии с места крушения, на которых изображены обгоревшие тела и человеческие останки. По некоторым данным, талибам даже удалось повредить один из вертолетов, который обеспечивал прикрытие зоны крушения.

Упомянутый летательный аппарат находился в составе 430-й экспедиционной эскадрильи радиоэлектронного подавления 455-ого экспедиционного крыла, которое подчиняется Боевому командованию  ВВС США. Представляется возможным указать бортовые номера оставшихся трех самолетов Е-11А, а именно 11-9001, 11-9355, 12-9506.

Указанная эскадрилья на постоянной основе развернута в Афганистане с 2011 г. и поводом к ее формированию стал аналитический доклад командования Сил специальных операций ВС США по результатам «Операции Красные крылья» 2005 г., в результате которой погибла разведывательная группа в составе 4 военнослужащих отряда специального назначения ВМС США, а затем еще и группа поиска и спасения в составе 19 военнослужащих. В список потерь также включен тяжелый транспортный вертолет СН-47 Chinook — по причине прямого попадания из ручного гранатомета.

Основной проблемой американских военных являлось плохое качество спутниковой голосовой связи, поскольку большинство каналов передачи речевых данных предназначены для органов управления действиями войск в звене «армия-дивизия», тогда как связь штабов с группами разведки и специального назначения была «задвинута на второй план».

До указанного события на вооружении ВВС США находилось всего два самолета Е-11А, которые созданы на базе коммерческого пассажирского дальнемагистрального самолета от канадской компании Bombardier — модель Global Express 6000 (разработана по программе XRS). Еще два самолета находятся в собственности компании Orion Air Group LLC, которая предоставляет свои воздушные суда правительству США (Центральному разведывательному управлению).

Стоимость одного самолета составляет, по разным оценкам от 25 до 35 млн долл. США, тогда как ежегодно на поддержание летной годности Е-11А ВВС США затрачивают не менее от 32 до 47 млн долл.США без учета стоимости модернизации и постоянного обновления бортового оборудования.

Модифицированный самолет получил обозначение BD-700-1A10. При  длине 29 м, размахе крыльев 28,7, высоте 7,8 м. и максимальной взлетной массе 43,2 тонны данный самолет способен преодолевать расстояние в 12400 км, а практический потолок составляет 16000 м.

Такие характеристики обеспечивают два турбореактивных двухконтурных двигателя модели BR-710 от компании «Роллс-Ройс» — мощность каждого 6690 кгс./см.кв. Максимальная скорость самолета составляет 980 км/ч.  Благодаря указанным силовым установкам Е-11А может выполнять трансокеанские перелеты без дозаправки.

Для размещения персонала предусмотрен обитаемый отсек длиной 12,41 м, шириной 2,41 м, и высотой 1,88 м. Указанного объема достаточно для размещения от 10 до 16 человек. Кроме того, за счет демонтажа кухни возможно дополнительно разместить 5 человек. Экипаж самолета составлен из трех человек.

Разработку аппаратуры для Е-11А выполнили специалисты таких американских компаний, как: Northrop Grumman Defense Mission Systems, Rockwell Collins, Raytheon Solipsys, L3 Communications Qualcomm Inc, ViaSat Inc, а также Национального аэрокосмического агентства США (Космический центр Джонсона). Стоимость контракта на обновление бортовой системы Е-11А в 2018 г. составила 145,4 (по другим данным 172,7) млн долл. США.

В состав бортового оборудования Е-11А входят следующие системы:

SINCGARS – одноканальная система радиосвязи между ВВС и наземными подразделениями;

SADL – система передачи данных об оперативной ситуации;

EPLRS – система определения координат цели;

LINK-16 – цифровая система передачи данных между самолетами ВВС США;

TCDL – общая система обмена тактическими данными;

CLIP – система объединения информации;

JXF  — комплексная система перевода и перенаправления речевой информации.

Благодаря указанным элементам самолет Е-11А выступает в качестве «полевого ретранслятора Wi-Fi», который позволяет передовым группам разведки, авиационным наводчикам и корректировщикам, находящимся вне зоны видимости авиации, передавать данные о цели. Кроме того, бортовая аппаратура Е-11А позволяет обнаруживать в районах сосредоточения сил противника абонентов радио, сотовой и космической связи на местности с последующим составлением электронной карты и распределением целей между самолетами оперативно-тактической авиации.

Также Е-11А обеспечивает устойчивый сигнал спутниковой связи для передовых групп ССО ВС США и является ретранслятором для высотных разведывательных беспилотных летательных аппаратов EQ-4B Block 20 Global Hawk.  Фактически, Е-11А является единственным инструментом для передачи между штабом и подразделением, находящимся на передовой, данных об изменении оперативной обстановки или смены тактической задачи.

По данным американских источников, самолеты Е-11А достаточно активно применяют в рамках различных операций в Афганистане и на Ближнем Востоке. Только в 2017 г. экипажи четырех Е-11А выполнили 10000 полетов с позывными VELCRO.

Анализ открытой информации позволяет сформировать список аэропортов/авиационных баз, в который входят: Кандагар (Афганистан),  Рамштайн (Германия), Рота (Испания), Мидленхол (Великобритания), Бангор, Вичита, Мартин, МакКоннелл, Эндрюс и Бэдфорд (США). Аэропорты, расположенные на территории США используются в качестве площадок, на которых проводится обслуживание и модернизация самолетов.

В отношении версий крушения Е-11А в Афганистане китайские источники сообщают, что движение «Талибан» заявляет об успешно поражении американского самолета. Однако аналитики из Поднебесной крайне сомневаются в достоверности подобных заявлений, поскольку на вооружении отрядов талибов находится небольшое количество переносных зенитных ракетных комплексов, которые не позволяют перехватывать самолеты на высотах более 5000 м.

В настоящее время самым эффективным средством ПВО средней дальности, которое позволяет сбивать воздушные цели типа Е-11А на высотах более 10 км является советский зенитно-ракетный комплекс «Бук-М1», который скопирован в сопредельной Исламской Республике Иран.

Китайские источники пока не могут проверить и подтвердить информацию о том, что иранские специалисты передали талибам ракеты, пусковые установки и радиолокационные станции из состава ЗРС «Хордад-3» (иранская копия «Бук-М1»). Это единственный образец вооружения ПВО, который иранская сторона могла передать талибам в качестве долгосрочной ответной операции за убийство генерала Касема Сулеймани.

Третья версия, которую проверяют китайские специалисты, это некачественное авиационное топливо, вызвавшее резкий отказ двух двигателей. Основная проблема данной версии состоит в том, что при поступлении плохого топлива проблемы могли начаться еще на разгоне и после отрыва от полосы. Соответственно у пилотов было время для возврата на аэродром.

В дополнение к вышесказанному отметим, что китайские специалисты  прорабатывают  версии о преднамеренной поломке самолета – т.е. ЦРУ США пытается провести сложную оперативную игру и заверить иранские спецслужбы, что в действительности погибли высокопоставленные американские разведчики, ответственные за операции в Ираке, Иране и Афганистане.