- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Мнения международных финансовых экспертов о росте ВВП в странах ССАГПЗ

Экономический обзор агентства Reuters, опубликованный 29 января предполагает, что экономический рост в регионе Персидского залива будет продолжаться в течение текущего и следующих двух лет. Тенденция эта будет основываться, главным образом, на тех экономических процессах, которые идут при поддержке саудовской инвестиционной программы и на аккумуляции средств на проведение Expo 2020, в Дубае. Тем не менее, на регион, как отмечается в обзоре, по-прежнему, будут влиять сокращения добычи нефти, такие ранее согласованные в ОПЕК, ограничения производства на 1,2 млн баррелей в сутки.

Обзор был сформулирован на основании опроса, который включал мнения 26 экспертов-экономистов и проводился с 7 по 21 января. В ходе него выяснилось, что эксперты отталкиваются от роста саудовской экономики на 0,3% в 2019 году, а также что они, исходят из того, что ожидается его рост на 2% в 2020 году и на 2,2 % в 2021 году. Аналогичное исследование было три месяца назад и показало схожие прогнозы на 2020 и 2021 годы, но, что касательно роста на 2019 год, то он виделся как 0,7 процента.

Oxford Economics отмечает в своем исследовании, что «данные по ВВП за третий квартал в Саудовской Аравии, которые показывают снижение на 0,5% в годовом исчислении, в значительной степени соответствуют ожиданиям, поскольку сокращения, намеченные ОПЕК+, ограничивают вклад нефтяного сектора в экономический рост».

Но там же признается, что усилия королевства по диверсификации экономики «демонстрируют признаки эффективности».

Моника Малик, главный экономист в коммерческом банке Абу-Даби, сказала, что увеличение потенциала не нефтяного сектора поможет Саудовской Аравии, сообщает Reuters.

«Реальный рост ВВП Саудовской Аравии должен выиграть от усиления не нефтяной активности, и случится это тогда, когда инвестиционная программа будет набирать обороты. Замедление, вызванное нефтяным сектором, должно стать более умеренным в 2020 году после резкого сокращения производства в 2019 году», — добавила она.

Прогнозы среднего роста в Султанате Оман, относительно небольшом производителе нефти в регионе Персидского залива, значительно снизились. Аналитики ожидают роста на 1 процент в 2019 году, на 1,7% в 2020 году и на 2,3% в 2021 году. Три месяца назад прогнозировался рост ВВП Омана на 1,3% в 2019 году, 3,2% в 2020 году и 3% В 2021 году.

Майя Сенусси, экономист по Ближнему Востоку в Oxford Economics, считает, что увеличение объемов добычи нефти, согласованное ОПЕК и его союзниками в декабре, и ожидания в отношении не нефтяной активности оставались слабыми, что отразилось на перспективах Омана.

Аналитики ожидали роста на 1,7% в 2019 году для ОАЭ, по сравнению с 2,2% в опросе три месяца назад. Прогноз не изменился на 2020 и 2021 годы.

Правительства Дубая и Абу-Даби, двух главных эмиратов страны, увеличили расходы на стимулирование своей экономики.

Дубай, в котором в этом году пройдет Expo 2020, объявил о рекордном бюджете в 18 млрд долларов, что означает увеличение на 17% в годовом исчислении, в то время как Абу-Даби объявил в 2018 году о задействовании экономического пакета стоимостью 13,6 млрд долларов, который будет реализовываться в течение трех лет.

Что касается Кувейта, который на прошлой неделе заявил, что в финансовом году, начинающемся 1 апреля, в стране ожидается дефицит бюджета в 9,2 млрд динаров (30,3 млрд долларов США), то аналитики ожидали, что экономический рост составит 0,5% в 2019 году, отступив от ожиданий роста в один процент, сделанных три месяца назад.

Рост ВВП Кувейта был пересмотрен до 1,9% в 2020 году с 2,2% три месяца назад. Но прогнозы роста в 2021 году, были повышены до 2,6%, с 2,3%.

Три месяца тому назад были также пересмотрены прогнозы роста ВВП для Катара — до 0,9% в 2019 году с первоначальных двух процентов. Прогнозы на 2020 год были снижены до 2,1%, с 2,4%.

Примечательными являются оценки и прогнозы как раз в отношении Кувейта, являющимся своеобразным экономическим эталоном в ССАГПЗ.

Международный валютный фонд подсчитал, что в течение следующих шести лет финансовые потребности Кувейта составят около 180 млрд долларов, учитывая «скромные» финансовые результаты в Кувейте, по мнению МВФ, и ожидания более низких цен на нефть.  «Цены на нефть и низкие объемы производства оказывают давление на краткосрочные перспективы роста, а также на внешние и финансовые условия», — говорится в заявлении МВФ из Вашингтона, в котором содержатся предварительные результаты по окончании официального визита миссии МВФ в эту страну.

«Недавнее увеличение расходов усугубило финансовую ситуацию и подорвало позиции сторонников поддержания относительной ликвидности активов. В отсутствие коррекции курса финансовые и финансовые проблемы будут усиливаться и уменьшат для страны возможность двигаться вперед с расчетным темпом», — говорится в заявлении.

Кувейт был и остается одним из основных источником нефти и продолжал оставаться одной из сильных экономик в регионе, когда цены на нефть упали в 2014-2015 годах благодаря низкому внутреннему долгу и огромным финансовым активам.

Это, однако, не касается глобальных долговых рынков с момента размещения на них первого займа в 2017 году на сумму 8 млрд долларов, потому что парламент Кувейта пока еще не принял закон, который позволял бы государству повышать потолок долга и привлекать ресурсы на более длительные периоды.

Это вызвало у аналитиков опасения по поводу истощения общего резервного фонда, которым управляет Кувейтское инвестиционное управление, и который рассматривался в качестве основного инструмента, который будет использован в течение следующих нескольких лет для покрытия дефицита в Кувейте.

МВФ ожидал, что сальдо бюджета изменится с профицита в 5,5% ВВП в 2019 году до дефицита того же значения к 2025 году, что приведет к потребностям в дополнительном финансировании в размере около 180 млрд долларов в течение следующих шести лет.

По его оценкам, на конец прошлого года активы Главного инвестиционного управления превышали 410% ВВП, при этом резервные фонды продолжали получать обязательные трансферты от правительства, а также управлению удалось достичь высокой доходности своих активов.

«Тем не менее, продолжение практики периодических изъятий из общего резервного фонда для «аварийного» финансирования привело к сокращению общего баланса и баланса ликвидности до 56 и 24% ВВП к июню 2019 года, согласно оценкам», — добавляют эксперты МВФ, предполагающие, что легкодоступные активы государственного резервного фонда будут истощены менее чем за два года. Если не переходить на новые источники финансирования.

Аналитики МВФ пояснили: «Заимствование, если Кувейт решит к ним прибегнуть, позволит сократить изъятия из общего резервного фонда и позволит ему выступать в качестве главного запаса финансов в течение более длительного периода».

«Правда, при условии отсутствия правовых ограничений в отношении заимствований для финансирования остающегося разрыва, государственный долг может вырасти до более 70% ВВП в 2025 году с 15 процентов в 2019 году», — добавили они, охарактеризовав такую заемную деятельность, случись она, как «беспрецедентную».

Международный валютный фонд полагает, что рост не нефтяного сектора в Кувейте в 2019 году увеличился, но снижение цен на нефть и общее сокращение производства оказывают давление на нефтяной сектор, что привело к росту экономики в целом примерно на 0,7% в 2019 году по сравнению с ростом на 1,2%, в 2018 году.

В МВФ также ожидают, что в период с 2021 по 2025 год годовой темп роста в Кувейте стабилизируется на уровне 2,7% и основывают свои ожидания на предположении, что цена на нефть снизится с 62 долларов в 2019 году до примерно 56 долларов за баррель в 2023 году.

Чем показательно кувейтское макроэкономическое состояние? Его легче и проще оценить в сравнении с КСА или ОАЭ, поскольку последние часто стали прибегать к практике искажения статистических данных. Не секрет, что непомерные амбиции тех же ОАЭ привели к сверх капитализации расходов на инфраструктуру, причем совершенно непонятно, что будет со всеми теми объектами, которые сейчас сооружаются под Экспо 2020, по окончании выставки. Да и чрезмерное насыщение местного рынка человеческих ресурсов выходцами из Индии, Бангладеш и стран ЮВА уже привели к кризисным явлениям в виде, хотя бы той же безработицы среди местных граждан. Иными словами, не все так гладко в ОАЭ, как нам стараются внушить с официальных сайтов и рекламных буклетов. В КСА, с другой стороны, ситуация усугубляется продолжением войны с Йеменом и крайне затратными внутренними реформами.

И хоть, МВФ, сквозь строчки своих официальных отчетов и сетует на проблемы в кувейтской экономике, на деле, картина вполне удовлетворительная, во всяком случае, сами кувейтские экономисты и финансисты не только пользуются резервными фондами, или занимают средства за границей, но и скупают привлекательные для них активы. Согласитесь, что это последнее, что стали бы делать те, кто испытывал сомнения с своем текущем экономическом состоянии.

Очередное общее собрание банка Кувейтского финансового дома (KFH), согласилось приобрести Ahli United Bank в Бахрейне с одобрения почти 100% своих акционеров.

Председатель Кувейтского финансового дома, Хамад аль-Марзук подтвердил, что это приобретение превратит KFH из среднего банка в крупный, и он станет крупнейшим исламским банковским предприятием с активами примерно в 101 млрд долларов.

Кувейтский центральный банк и Центральный банк Бахрейна ранее договорились об этом приобретении.

Ожидается, что предлагаемое приобретение будет иметь преимущества и выгоды, благодаря которым новая организация станет крупнейшим исламским банком в мире, и, таким образом, сможет лучше финансировать крупные проекты развития и сможет конкурировать на мировом финансовом рынке с распространением сразу на 11 площадках, что даст возможность расширить свой бизнес на ряде рынков с быстрым ростом. Это также способствует повышению доходов банка от внешних источников.

Генеральный директор Кувейтского финансового дома Мазен аль-Нахед заявил, что срок завершения сделки составит от 18 до 24 месяцев.