- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Сомали: декабрь 2007 года

Декабрь в Сомали начался с заявления нового премьер-министра страны Нура Хасана Хусейна о готовности вести диалог с оппозицией, включая исламистов, если оппозиция в свою очередь готова сесть за стол переговоров. 2 декабря в интервью кенийскому телевидению глава переходного правительства заявил из г. Байдоа (250 км к северо-западу от Могадишо), что «мы готовы к диалогу с группой из Асмэры (Альянс за новое освобождение Сомали — АНОС), если она будет готова сесть за стол переговоров с нами». Со своей стороны, исламисты, играющие главные роли в АНОС, ранее неоднократно заявляли, что подобный диалог возможен только при условии вывода эфиопских войск из Сомали.

69-летний Нур Хасан Хусейн — бывший прокурор и бывший генеральный секретарь сомалийского Общества Красного Полумесяца — был назначен на пост премьера 22 ноября. 2 декабря он объявил состав нового кабинета. В него вошли 31 министр, в том числе 11 госминистров, а также 31 госсекретарь. Все они главным образом новички.

Очевидная раздутость предопределила нестабильность нового кабинета. 24 часа спустя после формирования кабинета четыре министра подали в отставку. Министр внутренней безопасности Хасан Мохаммед Нур, министр торговли Абдикафи Хасан, министр по делам примирения Шейх Аден Маден и министр планирования Ибрагим Мохаммед Исак заявили, что пошли на этот шаг потому, что с ними не были проведены предварительные консультации относительно их новых назначений, то есть они были назначены, не дав на это предварительного согласия.

«Мы решили подать в отставку, потому что с нами не было проведено каких-либо консультаций относительно назначений. Мы узнали о них, увидев список нового кабинета, — заявил от имени «четверки» бывший видный полевой командир Хасан Мохаммед Нур. — Мы не может согласиться с подобным презрительным отношением к нам».

Обойдя стороной процедурные вопросы, приходится заметить, что скорее всего причины отставки были иными. Как известно, новому кабинету досталось очень сложное «наследство». И ему предстоит решать архисложные задачи восстановления безопасности в Могадишо и установления власти государства на всей территории страны.

В декабре переходное правительство Сомали продолжило «тихую войну» против гуманитарных организаций, которые занимаются поставками продовольствия вне контроля властей. 4 декабря была запрещена деятельность гуманитарных организаций в регионе Нижнего Шабеля (юго-восток страны). Этот запрет блокировал разгрузку в порту Мерка (80 км к юго от Могадишо) двух судов, зафрахтованных Всемирной продовольственной программой (ПАМ) ООН. «Новые ограничения введены переходным правительством Сомали по операциям в регионе Нижнего Шабеля всех агентств ООН, а также неправительственных организаций. Начиная с 4 декабря, запрещены какие-либо перемещения продовольственных конвоев», — заявил представитель ПАМ Петер Смердон. Он отметил, что сомалийские власти никак не мотивировали этот запрет. Одновременно блокированными для приема гуманитарных грузов ООН оказались аэродромы К50 (в 50 км от Могадишо) и Мерка.

Разъяснение от властей Сомали последовало только 23 декабря, когда высокопоставленный представитель МИДа Осман Мохаммед Адам обвинил агентства ООН в двойном подходе к проблемам страны и «пропаганде лозунгов исламистов» в части, касающейся оценки внутренней ситуации. «Мы приглашаем агентства ООН сделать новую, справедливую оценку реальной ситуации в стране и отказаться от повторения несбалансированных докладов», — заявил он. По его оценке, в своих докладах местные учреждения ООН нередко использовали информацию от сомалийских неправительственных организаций, часть из которых связана с исламистами. В частности, особое недовольство сомалийских властей вызвали данные Верховного комиссариата ООН по делам беженцев, согласно которым с начала 2007 г. из Могадишо выехали до 600 тысяч человек, что увеличило численность вынужденно перемещенных лиц в Сомали до 1 млн.

Похоже, масла в огонь подольет и опубликованный 31 декабря доклад правозащитной организации «Элман хьюман райтс», согласно которому в 2007 г. в столице Сомали погибли 6501 мирных жителей и еще 8516 человек были ранены. Кроме того, по данным этой организации, около 1,5 млн стали вынужденными беженцами в результате непрекращающихся в Могадишо столкновений между правительственными войсками, поддерживаемыми эфиопскими вооруженными силами, и исламистскими боевиками.

Нестабильность в верхнем эшелоне власти усилилась 4 декабря, когда стало известно о госпитализации в связи с острым бронхитом временного президента Сомали Абдуллахи Юсуфа Ахмеда. В «тяжелом состоянии» он был помещен в одну из больниц столицы Кении. Как известно, 73-летний глава Сомали стал одним из первых в мире пациентов, которым была сделана операция по пересадке печени. В последние годы у него неоднократно были проблемы со здоровьем.

6 декабря временный президент принял в больнице своего возможного преемника — спикера переходного парламента Адена Мохаммеда Нура. Оба политика — бывшие полевые командиры, которые вместе с другими руководителями племенных милиций подняли в 1991 г. бунт, в результате которого был низвергнут диктатор Мохаммед Сиад Барре. Согласно конституции Сомали, именно спикер парламента становится главой государства в случае невозможности для президента исполнять свои обязанности. 9 декабря временный президент был перевезен для продолжения курса лечения в Лондон.

В декабре Совет Безопасности ООН возобновил усилия, направленные на продолжение подготовительных работ по возможному развертыванию в Сомали «голубых касок». 19 декабря глава МИДа Италии Массимо д’Алема, чья страна в декабре председательствовала в Совбезе, обратился к генсеку ООН Пан Ги Муну с формальным требованием представить до 8 февраля отчет о ходе подготовительных работ по возможному развертыванию сил ООН в Сомали, которые должны заменить в этой стране показавший свою неэффективность контингент африканских миротворцев.

Впрочем, в СБ ООН нет единства относительно того, какие миротворцы должны восстановить стабильность в Сомали. В частности, спецпредставитель ООН в Сомали, представитель Мавритании Ахмаду Ульд Абдалла высказался за необходимость укрепления миротворческого контингента Африканского союза (АМИСОМ), а также за формирование вместо переходного правительства кабинета национального единства.

Чтобы решить первую задачу, не выполненную до сих пор из-за финансовых проблем, спецпредставитель ООН предложил использовать ресурсы Саудовской Аравии. По его логике, эта страна пойдет на выделение средств для АМИСОМ, поскольку вынуждена принимать постоянно растущий поток беженцев из Сомали. Он также высказался за то, чтобы в операции по оказанию помощи в развертывании усиленного контингента АМИСОМ приняли участие «одна–две страны НАТО».

Решение второй задачи дипломат из Мавритании видит через малореальное в настоящее время налаживание диалога между переходным правительством и исламистами.

В декабре в Сомали в составе АМИСОМ началось развертывание первого батальона миротворческого контингента из Бурунди численностью 400 человек.

Как известно, первоначально установленная численность АМИСОМ составляла 8 тыс. человек. Однако до декабря в их составе был только угандийский контингент численностью 1600 человек, прибывший в Сомали в марте 2007 г. Остальные страны, изъявившие желание принять участие в миротворческой миссии, воздерживались от направления своих контингентов по финансовым и политическим мотивам. Тем не менее ожидается, что в ближайшие два–три месяца начнется развертывание воинского контингента из Нигерии.

Со своей стороны, Африканский союз рассчитывает, что по истечении срока действия мандата АМИСОМ африканских миротворцев сменят «голубые каски» ООН.

14 декабря самое серьезное по своим последствиям боестолкновение было зарегистрировано в Могадишо. Как объявило Министерство информации Эфиопии, в тот день смешанный патруль из эфиопских солдат и сомалийских военнослужащих вступил в перестрелку с группой повстанцев. В результате боя погибли 75 джихадистов из движения «Шабаб» («Молодежь»). Эта информация не была подтверждена независимыми источниками.

25 декабря громкое заявление сделала Эритрея, поддерживающая в конфликте в Сомали оппозицию из АНОС. Как утверждала Асмэра, война в Сомали станет для Эфиопии и ее союзников «вторым Ираком». Ранее ООН и США неоднократно обвиняли Эритрею в том, что она поддержала сомалийских исламистов, которые год назад были отстранены от власти благодаря совместным действиям формирований переходного правительства и эфиопских войск. Похоже, что словесная полемика между Эфиопией и Эритреей в любой момент может перерасти в новый вооруженный конфликт между двумя старыми противниками.