- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обзор текущей гуманитарной ситуации в Сирии

По состоянию на начало февраля 2019 года гуманитарная ситуация в Сирии продолжала ухудшаться на фоне накаляющейся военно-политической обстановки в Идлибе. По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), за последние два месяца (декабрь-январь) новая группа вынужденных массовых переселенцев на северо-западе Сирии – в провинциях Идлиб и Алеппо — составила 400 тысяч человек. 80% из них составляют женщины и дети. Более 75% беженцев вынужденно меняли место локации несколько раз на протяжении последних недель.

Эксперты ООН выделяют два основных потока беженцев. Первый и основной – на южных рубежах провинции Идлиб, возникший как следствие активизации в январе наступательной операции и воздушных бомбардировок со стороны Дамаска на позиции террористов. Преимущественно это гражданское население крупных населенных пунктов на юге Идлиба (Саракиб, Мааррит эн-Нууман). Также в первых числах февраля дополнительно выросло число внутренне перемещенных лиц в прилегающих к этим городам мелких поселениях (Найраб, Туранба) по мере их освобождения сирийской армией от террористов.

Второй поток составляют несколько десятков тысяч переселенцев, которые были вынуждены мигрировать на севере провинции Алеппо в результате активизации боевых действий на этом участке фронта и увеличения интенсивности воздушных атак и артиллерийских обстрелов со стороны террористов западных пригородов Алеппо. Только в конце января большая группа из 40 тысяч новых беженцев мигрировала из этой зоны севернее, в относительно безопасные города Африн, Азаз и Эль-Баб. УКГВ ООН прогнозирует ухудшение гуманитарной обстановки и новый всплеск миграции на этом векторе в феврале-марте с.г.

Таким образом, в Идлибе постепенно зреет масштабная гуманитарная катастрофа. Общее число внутренних переселенцев внутри провинции с мая 2019 года уже составляет почти 1 млн человек, то есть более 30% всего населения этой провинции.

При этом в официальных лагерях для беженцев на сирийско-турецкой границе размещены только 90 тысяч человек. Большая же часть из них временно размещена в госучреждениях, школах, мечетях и других приспособленных на скорую руку помещениях, что с учетом зимних условий и отсутствия отопления создает дополнительные сложности. С учетом высокой плотности концентрации беженцев в Идлибе, возможности размещения по мере увеличения их числа постепенно сужаются. Поскольку многие беженцы компактно сосредоточены на линии соприкосновения и ведения активных боевых действий, гуманитарный доступ со стороны профильных международных организаций зачастую ограничен. Основной поток гуманитарной помощи ООН в Идлиб сегодня направляется по каналам возобновленной в январе пограничной операции с турецкой территории. В общей сложности за январь 2020 года по этому каналу было доставлено продовольствие для 1.4 млн нуждающихся в Идлибе, а также медикаментов для 200 тысяч человек. Однако эта помощь доходит далеко не до всех, поскольку в самой зоне военной эскалации работа гуманитарного персонала ООН временно свернута. Общее число нуждающихся в гуманитарном содействии в северо-западной Сирии составляет 2.8 млн человек. Помощь в виде продовольствия и лекарств многим из этих беженцев оказывается по линии местных благотворительных организаций и местных общин. Но их возможности ограничены, особенно в том, что касается оказания своевременной и качественной медицинской помощи. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в начале февраля вынужденно приостановили работу 53 медицинских центра, а складированных на сирийско-турецкой границе запасов медикаментов хватит на два ближайших месяца. Общая потребность в медицинской помощи в Идлибе – до 2.9 млн человек.

На фоне роста гуманитарной эскалации в провинциях Идлиб и Алеппо, чиновники ООН бьют тревогу уже на политическом уровне. В ходе своего очередного брифинга перед членами Совета Безопасности 29 января заместитель генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам М.Лоукок констатировал, что масштабы нынешней гуманитарной эскалации в Идлибе пока самые серьезные по сравнению со всем периодом 2019 года. Интенсивность вооруженных столкновений продолжает расти, и число гражданских жертв конфликта также увеличивается. Рефреном звучали аналогичных оценки со стороны правозащитных организаций. Так, согласно опубликованным в конце января обновленным данным Управления ООН по правам человека, только во второй половине января число жертв обстрелов с обеих сторон в Идлибе составило 81 человек, а всего с апреля прошлого года оно достигло 1500 человек.

Разумеется, данная статистика активно используется в пропагандистских целях западных стран против Дамаска, чтобы сбить темп наступательной операции в Идлибе, которая рассматривается сирийским руководством как последний и решающий шаг на пути обеспечения полного контроля и суверенитета. Но с другой стороны, отрицать накапливающиеся в Идлибе гуманитарные проблемы также представляется бессмысленным. Объективные оценки рисков по линии профильных гуманитарных организаций свидетельствуют о том, что гуманитарная ситуация может приблизиться к масштабам катастрофы уже весной 2020 года. Если темпы вооруженного конфликта сохранятся, полагают эксперты Международного комитета Красного полумесяца, то под угрозой массовых переселений в Идлибе и Алеппо может оказаться еще дополнительно 650 тысяч человек. По мере продвижения сирийской армии в более густонаселенные индустриальные районы, масштабы кризиса будут расти опережающими темпами. Как и ранее, преимущественно речь идет о женщинах и детях. В среднесрочной перспективе, в случае окончательной зачистки от террористов северо-западных регионов страны, этот гуманитарный кризис может перерасти в хронический и служить источником перманентной нестабильности, препятствуя окончательному внутриполитическому урегулированию.