- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Доклад SETA «Радар безопасности: Геополитический ландшафт Турции 2020 года». Часть 3

Как писали ранее, в серии статьей будем представлять доклад турецкого Фондa политических, экономических и социальных исследований SETA «Радар безопасности: Геополитический ландшафт Турции 2020 года». Фонд известен своими связями с турецким правительством и по некоторым данным финансируется МИД Турции. Именно учитывая этот фактор, доклад является достаточно важным для специалистов. В этой статье представим виденье аналитического фонда на турецко-американские отношение, изложенное в главе «Отношения Турции и США: навстречу к сложному пути». Отметим, что все формулировки, использованные в статье, взяты из доклада, и могут не отражать нашу авторскую позицию.

Итоги 2019 года следующие:

США сделали предложение Турции о продаже систем ПВО «Пэтриот» при условии, что Анкара откажется от сделки С-400 с Россией.

Турция и США договорились о создании зоны безопасности с целью снижения риска вдоль турецко-сирийской границы. После достижения соглашения в Турции был создан Объединенный оперативный центр для координации и управления зоны безопасности.

Президент Р.Т.Эрдоган посетил Вашингтон, для встречи с президентом ДТрампом в Белом доме. В ходе беседы обсуждались двусторонние отношения.

Сенат США впервые в истории проголосовал за признание так называемого геноцида армян.

США официально исключили Турцию из программы истребителей F-35  под руководством США после того, как Турция получила поставку ракетной системы С-400 российского производства.

Следует отметить, что турецко-американские отношения пережили исторический минимум в 2019 году, несмотря на то, что отношения на уровне руководств были довольно прочными. Считается, что отношения между двумя странами расходятся тактически, но сходятся в стратегическом плане, особенно в вопросе сирийского кризиса.

В докладе так же пишется, что неоднозначность внешнеполитической стратегии США не позволяет перекалибровать турецко-американское сотрудничество на региональном уровне. Предпочтение Турции приобретать российскую систему ПВО не возникло как реакция на сотрудничество США и курдских «Сил национальной самообороны» (СНС) в Сирии. Тем не менее, сохранение стратегического аспекта турецко-американских двусторонних отношений стало стратегическим вызовом. Помимо Сирии и С-400, отношениям Турции с США нанесли большой ущерб также антитурецкие резолюции, принятые Сенатом и Палатой представителей.

В вопросе сотрудничества Турции и США в Сирии следует упомянуть две основные проблемы. Первая проблема — это расстановка приоритетов в повестке внешней политики обеих стран. В то время, как Турция воспринимает Сирию и СНС, как одну из важных стратегических задач в своей внешней политике, администрации США не хватает стратегической и тактической четкости по отношению к Сирии. Кроме того, стратегические обязательства США на северо-востоке Сирии прямо связаны со следующими целями: сохранение противовеса России, сдерживание Ирана, недопущение установления контроля сирийского режима над территориями, находящихся под контролем Сил демократической Сирии и продолжение борьбы с «Исламским государством» (запрещено в России).  У Турции иные приоритеты и цели.

Вторая проблема — отсутствие координаций между двумя странами в отношении тактических вопросов на местах. Турция пытается реализовать Астанинское соглашение в контексте предотвращения полномасштабной военной операции сирийского режима в Идлибе. У США, в свою очередь, нет всеобъемлющей «дорожной карты» относительно будущего Сирии.

Сложившаяся динамика напряженных турецко–американсих отношений, весьма вероятно,  определит ход двусторонних отношений в 2020 году. Российские С-400, является наиболее важным вопросом, где сталкиваются интересы США и Турции.  Продолжающаяся террористическая деятельность СНС в Сирии может также вызвать следующий военный шаг Турции против курдов на северо-востоке Сирии, что в конечном итоге приведет к дестабилизации отношений Турции и США. Антитурецкое законодательство в Конгрессе является конечной точкой,  которая может подорвать будущее отношений.

Ожидается, что в 2020 году двусторонние отношения между Турцией и США периодически будут терпеть сложности. Анкаре и Вашингтону следует тщательно рассмотреть процесс реагирования и контрреакции, чтобы предотвратить возможные обострения стратегических проблем безопасности. Вышеупомянутый список разногласий будет доминировать в отношениях в 2020 году. Что еще более важно, стратегическое измерение двусторонних отношений будет поставлен под сомнение. Этому будет способствовать различие внешнеполитических приоритетов обеих стран. Стратегический шаг Турции в Ливии и Восточном Средиземноморье является еще одним аспектом, где интересы США и Турции расходятся. Таким образом, в 2020 году сотрудничество между странами будет ограниченным и зависящим от обстоятельств. Это не означает, что стратегическое измерение отношений больше не существует, но стороны должно серьезно пересмотреть отношения в ближайшем будущем.

Неопределенная стратегия и тактика Соединенных Штатов в Сирии, является наиболее важным фактором американо-турецких отношений в 2020 году. Хотя сам Трамп, похоже, полон решимости вывести американские войска из Сирии, Пентагон и Центральное командование Вооружённых сил США будет продолжать настаивать на важности сохранения своего присутствия в Сирии. Кроме того, после новой военной операции Турции против СНС, антитурецкая атмосфера в Конгрессе будет усиливаться, что в конечном итоге приведет к разработке стратегии возобновления сотрудничества с СНС. В 2020 году администрация США на разных уровнях будет стремиться консолидировать свои политические рычаги для повышения статуса курдской Партии демократического союза.

При условии продолжения военной поддержки США СНС в Сирии, нетрудно предсказать, что Турция будет стремиться реализовать свою стратегию по ликвидации СНС с еще более решительным настроем. Несмотря на то, что между странами есть большой потенциал совместной борьбы с ИГ, продолжающиеся попытки США узаконить СНС в краткосрочной перспективе неминуемо отразятся на стратегических отношениях между двумя странами. Кроме этого, отсутствие единого подхода в отношении сирийского кризиса и дебаты внутри США могут привести к вооруженному конфликту между курдскими СНС (YPG) и арабскими фракциями в СДС (SDF).

Очевидно, что невозможно рассматривать турецко-американские отношения по отдельным сферам, поскольку структурное измерение отношений является устоявшимся и стратегическим. Учитывая тот факт, что Турция введет в эксплуатацию С-400 в середине 2020 года, структурные аспекты отношений будут поставлены под сомнение со стороны США. Чтобы преодолеть потенциальный кризис, Анкаре и Вашингтону необходимо сохранить свои каналы связи, особенно путем создания технического комитета для преодоления разногласий в вопросе С-400. Исходя из этого, в 2020 году сотрудничество между двумя странами в сфере обороны может оказаться на более низком уровне. Очевидно также, что выход Турции из программы F-35 может быть довольно дорогостоящим и болезненным; Однако решительность тех, кто принимает решения в США, показывает, что Турция не будет участвовать в программе F-35 в ближайшем будущем. Вклад турецких оборонных компаний в F-35 будет серьезно поставлен под сомнение со стороны США. Что касается предложения США отказаться от С-400, трудно ожидать, что Турция примет его.