- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов поставок турецких боевых бронированных машин типа «Вуран» в Тунис

Благодаря публикациям в китайском специализированном военно-техническом издании «Танки и бронемашины» (официальный печатный орган крупнейшей китайской оружейной корпорации НОРИНКО) представляется возможным рассмотреть некоторые достижения  компаний оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Турецкой Республики  (ТР), задействованных производстве колесной бронетехники. В январском номере издания «Танки и бронемашины» сообщается, что турецко-катарская компания BMC готовится к поставке боевых бронированных машин (ББМ) «Вуран» (Vuran) с колесной формулой 4х4 в Тунис в рамках подписанного с Министерством внутренних дел (МВД) этой страны соглашения. Ссылаясь на турецкие источники, китайские специалисты отмечают, что контракт заключен с компанией BMC по результатам открытого международного тендера, а военная техника поступит на вооружение Национальной гвардии Туниса.

По информации издания «Танки и бронемашины», в конкурсе на поставки также участвовали производители бронетехники из США, Германии, Франции и Финляндии. Примечательно, что Тунис станет первым зарубежным покупателем турецкой бронемашины «Вуран». Турецкая компания-производитель также обеспечит комплексное обслуживание колесной техники после поставки.

Известно, что первые ББМ «Вуран» были приняты на вооружение Сухопутных войск (СВ) Турции в июле 2019 года. По данным китайских специалистов, турецкая ББМ оборудована турбодизельным двигателем Cummins, развивает максимальную скорость до 110 км/ч, запас хода по топливу – 600 км. Машина обеспечивает транспортировку до 9 человек (включая водителя). Кабина-монокок обеспечивает защиту от обстрела из стрелкового оружия и взрывов мин. Китайские специалисты с сожалением отмечают, что уровень защиты и методики оценки ущерба, применяемые для ББМ «Вуран», по понятным причинам не разглашаются в открытых источниках информации. С другой стороны, достоверно известно, что в качестве вооружения турецкой ББМ используется дистанционно управляемый боевой модуль SARP производства Aselsan, который может оснащаться 7,62-мм пулеметом, 12,7-мм пулеметом или 40-мм автоматическим гранатометом. По оценкам китайских специалистов, каждая из трех компоновок ББМ подходит для успешного ведения боя в городских условиях.

Рассматривая перспективы дальнейших поставок турецкой военной техники в Тунис, китайские специалисты обращают пристальное внимание на новинки оборонных производителей Турции. Так, китайские специалисты в публикациях издания «Танки и бронемашины» отметили  компанию Nurol Makina, инженеры которой разработали легкую тактическую боевую машину под обозначением NMS. В китайском издании представлены следующие характеристики указанной ББМ:

– длина: 4,9 м;

– ширина: 2,4 м;

– высота: 2,1 м;

– снаряженная масса: 10 тонн;

– экипаж: 2 в/с;

– десант: 7 в/с;

– силовая установка: турбодизель мощностью 300 л.с.

– максимальная скорость 140 км/ч;

– запас хода: 700 км;

Отмечается, что высокие скоростные показатели обусловлены установкой автоматической трансмиссии, а движение по бездорожью обеспечивает независимая подвеска.  БМ NMS способна преодолевать вертикальное препятствие высотой не более 55 см, ров шириной 90 см и водную преграду глубинной 90 см без специальной подготовки. Вооружение ББМ может быть представлено пулеметом калибром от 7,62 до 12,7 мм. Известно, что турецкие конструкторы предусмотрели возможность изготовления бронированного кузова типа «пикап» (что особенно актуально для китайского ОПК при разработки новых ББМ для военнослужащих НОАК, участвующих в миротворческих миссиях ООН), а также прорабатывают возможность размещения оптико-электронной системы наведения и двух счетверенных пусковых установок противотанковых управляемых ракет (ПТУР).

Таким образом, китайские специалисты считают, что Турция обладает достаточно широкой номенклатурой бронетанковой техники, которая может поставляться на экспорт. Положительным моментом является то, что почти все образцы к настоящему времени прошли войсковые испытания и применяются в реальной боевой обстановке. В заключение, хотелось бы обратить внимание читателей на следующие факторы, влияющие на поставки в СВ Туниса вооружения и военной техники турецкого производства:

  1. В настоящее время североафриканский регион изобилует вооруженными конфликтами. Контрабанда оружия, необходимость противодействия террористическим группировкам вынуждает ВС Туниса модернизировать парк бронетехники, во многом полагаясь на Турцию.
  2. В Тунисе по состоянию на начало 2020 года также эксплуатируются около 100 ББМ «Кирби» компании BMC, которые были поставлены в 2014 году. Защита ББМ массой 16 т соответствует требованиям STANAG-4569 Level.3a. ББМ позволяет перевозить расчет из 15 человек и вооружена 12,7-мм пулеметом.
  3. В 2016 году командование СВ Туниса выбрало ББМ «Кобра» Mk.2 компании Otokar, которая обеспечивает перевозку до 9 человек и оснащается 12,7-мм пулеметом.
  4. С 2017 года СВ Туниса получили 70 бронемашин «Эйдер Ялчин» с колесной формулой 4х4. Данная машина была впервые представлена турецкой компанией Nurol Makina в 2012 году. Вес ББМ составляет 14 т, расчет – 11 человек, бронезащита соответствует требованиям STANAG-4569 Level.4а/3b.
  5. Китайские обозреватели военно-технических изданий приходят к выводу о том, что большинство существующих турецких предприятий ОПК активно реализуют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по созданию легких (весом до 10 тонн)  и средних (весом до 16 тонн) бронемашин с разными колесными формулами (4х4, 6х6), предназначенных для выполнения широчайшего спектра боевых задач, что особенно актуально для ВС Турции. Очевидно, что турецкие конструктора в полной мере ощущают на себе результаты внешней политики президента страны Р.Т.Эрдогана, который на протяжении последних двух лет сознательно движется к политической и экономической конфронтации с ключевыми странами НАТО.