- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О влиянии ситуации в Идлибе на турецко-американские отношения

На полях заседания министров обороны стран НАТО министр национальной обороны Турции Хулуси Акар встретился с главой Пентагона Марком Эспером. По итогам встречи в Брюсселе стороны указали на необходимость более конкретного вклада НАТО и США в урегулирование кризиса в Идлибе.

Напомним, что ситуация в сирийской провинции Идлиб накалилась с середины января, когда правительственные войска при поддержке РФ начали наступление, которое уже окрестили «последней битвой за провинцию». 12 февраля президент Турции Р.Т.Эрдоган заявил. «На сегодняшний день число турецких погибших солдат в результате нападений режима в Идлибе составляет 14 человек». Минобороны Турции 13 февраля заявило о «нейтрализации» 55 сирийских военных в Идлибе.

Кроме этого, американская делегация во главе со спецпредставитель Госдепартамента США по Сирии Джеймсом Джеффри прибыла в Турцию для двухсторонних встреч и повесткой дня была ситуация в Идлибе. «Сегодня военные нашего союзника по НАТО — Турции — стоят лицом к лицу с большой угрозой в Идлибе. Эта угроза исходит от России и режима Асада», — сказал он, отвечая на вопросы журналистов в аэропорту в Анкаре.

Госсекретарь США Майк Помпео, в свою очередь, заявил, что соболезнует в связи с гибелью турецких военных в Идлибе и призывает сирийские власти и Россию «прекратить нападения» в этой провинции Сирии.

Как видим, американская сторона достаточно активна, если даже только в заявлениях, вовлеклась в процесс урегулирования конфликта вокруг Идлиба, и многие в Турции стали видеть в США соратника в противовес России, Ирана и Сирии, которые решительно настроены взять под контроль последний оплот террористов — Идлиб.

Сирийская политика Турции неоднократно критиковалась оппозицией страны. Проправительственные круги, тем временем, писали о трансформации внешней политики, которая взяла вектор на Евразию. Создание Астанинского формата, проект газопровода «Турецкий поток», углубление российско-турецких отношений материализовали эти утверждения.

В Турции растут ожидания, что Анкара будет вынуждена обратиться за поддержкой к США и Европе, чтобы вырваться из этой изнурительной изоляции. Тем более, что заявления из Вашингтона относительно событий в Идлибе соответствуют позиции Анкары и усиливают эти ожидания.

Достаточно интересно, что именно те аналитически круги, которые писали о нерушимости русско-турецкой дружбы, сегодня призывают власти страны сотрудничать с США. В то же время, в российской прессе снова появились статьи с заголовками о связях Турции с террористическими организациями. Подобные заголовки были и после сбитого ВВС Турции российского военного самолета на турецко-сирийской границе в ноябре 2015 года.

Так, проправительственный обозреватль Мелих Алтынок в своей колонке пишет: «Ну, сколько еще может Турция, которая защищает самую опасную юго-восточную границу НАТО, самостоятельно будет нести это бремя во имя демократического мира, несмотря на действия Дамаска, Тегерана и Москвы?» «Важно, что США, которые в последнее десятилетие предпочли террористические организации вместо своего надежного союзника, наконец заняли рациональную позицию»,- пишет Алтынок.

Согласно распространенному мнению в Турции, сирийский конфликт, который когда-то поспособствовал  ухудшению турецко-американских отношений, сегодня может сблизить эти две страны.   «Идлиб может стать последним шансом для США снова нормализовать свои отношения с Турцией, которую они сами подтолкнули к России. Это означало бы, что Вашингтон серьезно претендует не только на Сирию, но и на Восточное Средиземноморье в целом»,- пишут проправительственные СМИ.

Бурханеттин Дуран глава  финансируемого правительством фонда SETA, так же пишет, что Вашингтон и Брюссель должны оказать давление на Москву, так как Анкара «не может взять на себя бремя противовеса России в одиночку».

России и Турции удалось нормализовать отношения после крушения российского  истребителя, убийства посла РФ в Турции, однако, похоже, Идлиб для обеих сторон является той, «красной чертой», где стороны хотят до последнего держать свои позиции. Для Турции это вопрос национальной безопасности, для России- принцип ее ближневосточной политики. Своими заявлениями Россия ясно дала понять Турции, что в выборе между Башаром Асадом и Турцией, она поддержит первого. Не случайно, что оппозиционные газеты Турции, стали все чаще писать, что если Турция хочет сохранить свои позиции в переговорном процессе сирийского конфликта, ей нужно как можно скорее признать действующее руководство Сирии. «Поднимаются вопросы о том, как Турция будет выходить из этой ситуации. Сирийская политика Анкары почти не имеет поддержки со стороны Запада или ключевых арабских государств, а ее «партнерство» с Россией рушится»- пишет Дженигз Джандар, известный турецкий политический аналитик.

Тем не менее, поворот на Запад в трудное для Анкары время, как, например, в настоящий момент, не может быть таким легким и безболезненым, и это по-всей видимости понимают правящие круги Турции. Любая поддержка США будет иметь свою цену, и Турции надо решить готова ли она ее платить.

Анкара и Вашингтон придерживаются противоположных позиций в вопросе  курдских «Сил народной самообороны» и их присутствия к востоку от реки Евфрат. Здесь Турция вряд ли пойдет на уступки, так как именно с целью уничтожения курдских отрядов были организованны ею военные операции в Сирии.

Так, по мнению профессора из университета Билги в Стамбуле Илтера Турана, незначительные уступки могут быть в отношении систем ПВО С-400, которые Турция приобрела у России. Однако и тут мнения расходятся в Турции, так как Анкара слишком долго шла к этому соглашению, и ставки были слишком высоки.

Важно так же отметить, что в самом США нет единой сирийской политики. Так, подходы Пентагона, Белого дома, Конгресса достаточно отличаются и не факт, что даже в случае поворота Турции к США, там ее примут с распростертыми объятиями.

Самым вероятным сценарием является то, что активные военные действия приведут к новым переговорам. Москва так же осознает, что для недопущения повторения сценария 1945-46 годов, когда Турция вступила в НАТО и стала близким союзником США в противовес «угозе с север»”, не будет слишком сильно давить на Анкару. Долгосрочные стратегические интересы Кремля могут быть лучше удовлетворены, если предложить Р.Т. Эрдогану новую сделку по Идлибу, даже если Россия планирует отказаться от этой сделки позже.