- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О позиции ФРГ в отношении текущей ситуации в Сирии

В середине недели федеральный министр иностранных дел Х.Маас заявил, что российская сторона должна использовать свое влияние для сдерживания наступления сирийских правительственных сил на северо-западе республики. По его словам: «мы наблюдаем очередную драматическую эскалацию ситуации в Идлибе, и она достигает уровня гуманитарной катастрофы… Асада не волнует гибель беззащитных людей. Россия должна использовать свое влияние на режим».

Обращение к гуманитарной катастрофе, присутствовавшее и в более ранних комментариях министра обороны А.Крамп-Карренбауэр, не случайно. Основное опасение Берлина в связи с текущим развитием событий связано с риском новой волны массовой миграции. Добавляют напряженности  сообщения из лагерей беженцев, расположенных на греческих островах, а также намерение Афин построить в Эгейском море «стену безопасности» из сетей под водой и барьеров на поверхности, дабы защитить границу. Не исключено, что столь радикальный метод борьбы с угрозой – результат укрепления контактов с Израилем, давно практикующим строительство «заборов безопасности».

В Германии это  не может не вызывать беспокойство, и дело не только в договоренностях с Турцией и Грецией, но и в позиции ООН. По статистике организации с декабря количество внутренне перемещенных лиц, сосредоточившихся на границе с Турцией, достигло 689 тыс. человек. В управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев отмечают, что это один из самых высоких показателей за время конфликта. Соответственно, Берлин должен реагировать на нарастающий кризис не только как государство, рискующее столкнуться с новой волной мигрантов, но и как игрок, претендующий на укрепление позиций в ООН.

Однако еще перед визитом федерального канцлера в Турцию в конце января в Бундестаге прошли дебаты на тему военных операций на севере Сирии и их соотношении с нормами международного права. В ходе обсуждения главную роль в наступлении на правительственную линию сыграли депутаты от фракции «Зеленых». Так, депутат Ю.Триттин поставил вопрос о том, что обещание канцлера А.Меркель помогать Анкаре финансово в строительстве жилья для сирийских беженцев на территориях, которые Турция оккупирует, будет нарушением норм международного права. Представительница той же фракции К.Кеул, в свою очередь, отметила, что Турция в Сирии занимается изменением этнического состава населения путем размещения в подконтрольных районах лиц, которых хочет выселить со своей территории. Соответственно, и жилье для беженцев, с которым Анкаре хочет помогать Берлин, будет служить этой цели, что сделает Германию сопричастной еще к одному нарушению международных норм.

Вторым важным вопросом для ФРГ являются немецкие исламисты, находящиеся в Идлибе, которых, по оценкам СМИ, насчитывается порядка 60 человек. Большинство из них принадлежат к группировке «Хайят Тахрир аш-Шам». Для Германии они представляют опасность по нескольким причинам. Во-первых, боевики, продолжающие оставаться в Сирии, поддерживают тесные связи со сторонниками в ФРГ, в частности, ведут сбор средств. Деньги должны переводиться с использованием сервисов быстрых переводов и криптовалют, а доходить до Сирии через контактных лиц в Турции и Великобритании.

С другой стороны, среди исламистов, находящихся в Идлибе есть те, кто уже был причастен к подготовке терактов на территории Германии, соответственно, их связь со сторонниками опасна риском нового всплеска такого рода активности. Согласно опубликованным данным, среди названных выше 60 боевиков, как минимум один в прошлом был связан с группой Sauerland. Ее активисты проходили обучение в тренировочном лагере на границе между Афганистаном и Пакистаном, а в Германии занимались подготовкой атак против американских объектов и граждан.

В целом на фоне нарастающего правительственного кризиса ситуация в Сирии имеет большое значение для немецкой политики. В ходе названных выше дебатов в Бундестаге, где правительственный курс представила А.Крамп-Карренбауэр, оппозиция критиковала главным образом именно ее, а не политику страны. Однако занятость главной коалиционной партии выборами нового лидера, требующая сосредоточения кандидатов главным образом на внутриполитической проблематике, заставляет и основных кандидатов на пост председателя ХДС соглашаться с курсом правительства в САР. А это, в свою очередь, толкает оппозицию на то, чтобы использовать противоположные взгляды на развитие событий для усиления в целом, которое может вылиться в кардинально новый состав правительства после выборов или даже распад нынешней коалиции, не дожидаясь окончания каденции.