- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О позиции ФРГ по вопросу экспорта вооружений в КСА

Порядка 6 недель остается у федерального правительства Германии на принятие решения об экспорте вооружений в Саудовскую Аравию. В связи с этим глава МИД КСА Фейсал бен Фархан Аль Сауд  в интервью немецким СМИ призывает к отмене эмбарго, рассчитывая на понимание Берлином потребностей Эр-Рияда в «средствах самообороны». В беседе с журналистами он пытался использовать разные аргументы, способные побудить власти ФРГ к изменению позиции. Во-первых, глава саудовского внешнеполитического ведомства сообщил, что такой подход «не укладывается в понимание хороших отношений», поскольку КСА подверглось атаке на нефтяные объекты, посчитав инициатором нападения Иран. В свою очередь, это еще и упрек в недостаточном внимании ФРГ к иранской опасности.

С другой стороны, Фейсал бен Фархан Аль Сауд   подчеркнул, что, несмотря на качество продукции немецкого ВПК, «есть и другие источники», и «мы купим то, что нам нужно там, где мы можем это получить». И это может иметь для Берлина заметные последствия. Так, по статистике за 2019 г., опубликованной Стокгольмским институтом исследования проблем мира, КСА стала крупнейшим импортером вооружений. При этом главными странами, снабжавшими Эр-Рияд оружием и техникой стали США, Великобритания и Франция. Помимо этого за увеличение поставок на Ближний Восток борются Россия и Китай, которые с готовностью займут свободную нишу. В ФРГ, в свою очередь, вследствие такого развития событий ситуация только накалиться, поскольку отсутствие контрактов с КСА негативно сказывается на районах, где оружейные предприятия являются градообразующими. На фоне предстоящей смены лидера ХДС, а затем и канцлера, уровень федеральных земель приобретает особую важность, поскольку именно там ищут поддержки оппозиционные партии.

С другой стороны, применительно к кризису в старшей коалиционной партии, ставшему следствием отставки, объявленной ее нынешним председателем А.Крамп-Карренбауэр, важной целью становится сохранение нынешнего состава правительства до окончания его срока полномочий. В противном случае, ХДС еще больше теряет шансы остаться у власти в будущем, после завершения карьеры А.Меркель. Дабы избежать реализации негативных прогнозов, партии необходимо обеспечить себе поддержку СДПГ, а для нее вопрос поставок оружия в третьи страны имеет принципиальное значение и заслуживает включения в коалиционное соглашение. Помимо этого партия выступает за ужесточение процесса принятия решений об отправки немецкого оружия в целом, с тем, чтобы не требовалось принимать решения по конкретной стране, а единый жесткий курс распространился на группу региональных стран, куда кроме КСА они хотят включить ОАЭ и Египет. Также партия стремиться усилить парламентский контроль в этом вопросе. При этом все эти шаги партия в своих официальных документах объясняет тем, что экспорт оружия – это «не стратегический инструмент» влияния.

В этой связи правительство А.Меркель, заинтересованное в политическом выживании и сохранении отношений с европейскими партнерами, недовольными эмбарго, а также собственными производителями, страдающими от убытков, вынуждено искать обходные пути. Среди них частичное субсидирование кампаний, теряющих выгоду. Так, согласно данным Министерства финансов и экономики ФРГ,  с конца ноября 2019 г. в бюджете было зарезервировано порядка 200 млн евро на такого рода нужды. По официальной версии, данная сумма должна пойти на «возможные компенсационные выплаты» без указания конкретного адресата. Претендовать на них могли, к примеру, в Rheinmetall.  Корпорация на тот момент уже обратилась в суд из-за сорванных поставок в КСА. Однако СМИ позднее сообщили, что возможным главным бенефициаром данного  решения станет верфь Lurssen, убытки которой, впрочем, по оценкам экспертов, были ниже зарезервированной суммы.

С другой стороны, правительство ФРГ согласовало с Францией соглашение об общих правилах экспорта вооружений, которое было подписано в Тулузе еще в октябре 2019 г. По его условиям, пороговым значением, требующим  одобрения властей страны-производителя стала доля в 20%, в то время как количество компонентов, не превышающих ее, жесткой согласительной процедуре подвергаться не должно. На тот момент ожидалось, что документ спровоцирует возражения в рядах СДПГ. Однако критика последовала главным образом сейчас, по мере приближения к дате истечения эмбарго. И исходит она от «Зеленых». Депутат этой партии С.Дагделен отметила, что «вместо немецких правил экспорта вооружений теперь применяются более мягкие французские стандарты», а Париж, по мнению парламентария, «хочет продавать оружие диктаторам».

Таким образом, подготовка, проведенная немецким правительством, свидетельствует, что Берлин готовился к тому, чтобы продлить запрет на поставки вооружений в КСА, минимизировав при этом ущерб собственных производителей и снизив недовольство европейских партнеров, которые упрекали германскую сторону в срыве общих контрактов. Во многом данную тактику можно считать и следствием стремления максимально обезопасить коалицию от кризисов. Последняя задача приобрела еще большую актуальность в связи с ситуацией в ХДС. Более того, жесткая линия в сфере поставок продукции ВПК в третьи страны с риском их использования в зонах конфликтов, отвечает интересам, преследуемым ФРГ  в ливийском вопросе.

Вместе с тем Германия нуждается в союзниках в регионе, которых как раз теряет из-за эмбарго, а потому рискует лишиться влияния непосредственно на местах, без чего невозможно продвижение политических решений. Если нишу будут занимать европейские игроки, то Берлин может столкнуться с возросшей конкуренцией за лидерство в рядах ЕС. В том случае, если вакуум станет заполняться внешними силами, к упрекам партнеров по экспортным контрактам добавится и то, что в силу неосмотрительности Германии Евросоюз начал в целом терять рычаги воздействия на ситуацию.