- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: о работе 13-ой международной ежегодной конференции INSS. Часть 12

Институт исследований национальной безопасности (INSS) провел ежегодную международную конференцию в Тель-Авивском университете 28-30 января 2020 года. Тема конференции этого года – «Стратегическая оценка Израиля: взгляд в следующее десятилетие». Действующие политики, лица, принимающие решения и формирующие общественное мнение, а также эксперты из Израиля и других стран обсуждали проблемы безопасности и открывающиеся в следующем десятилетии возможности по четырем основным направлениям: международная арена, Ближний Восток, вызовы внешней безопасности Израиля и внутренние социальные проблемы еврейского государства.

На одной из панельных дискуссий  обсуждалось положение в Сирии и перспективы развития ситуации в стране на 5-10 лет вперед. Вернется ли эта арабская республика к довоенным условиям, или из пепла гражданской войны возникнет совершенно новое государство? – вопросы, на которые попытались ответить  д-р Йонатан Спайер (британо-израильский аналитик, сотрудник Иерусалимского института стратегических исследований, колумнист Jerusalem Post), д-р Чан Касапоглу (турецкий сотрудник немецкого Института международной политики и безопасности, военный аналитик и специалист по безопасности), Дженнифер Кафарелла (директор по научно-исследовательским работам в вашингтонском Институте изучения войны) и д-р Кармит Валенси (научный сотрудник INSS, специалист по Сирии)[i] [1].

По мнению К.Валенси, пусть даже текущая война в Сирии подходит к завершению, страну ожидает другая война, связанная с восстановлением сирийского суверенитета и управления. Со временем сирийский режим вернет под свой контроль почти всю территорию Сирии, может даже до 90% от довоенных размеров, включая провинцию Идлиб, но в ближайшее десятилетие столкнется с нехваткой ресурсов для обеспечения этих территорий. Если центральные города и районы страны получат необходимую инфраструктуру, ресурсы и услуги, то периферия  будет страдать. Дамаск будет вынужден искать поддержки у Турции, Ирана и России, а также у местных влиятельных игроков – вождей арабских племен на востоке Сирии или курдов на северо-востоке страны. Присутствие в Сирии  спасителей режима – иранцев и русских – по иронии судьбы станет препятствием для восстановления суверенитета. Израильский эксперт называет это «диктатурой 2.0».

Извинившись перед присутствующими за неприятную для них новость, но, по ее мнению, Башар Асад останется у власти на протяжении следующего десятилетия, как минимум до 2030 года. Однако он вряд ли попытается завершить процесс внутреннего примирения. Скорее всего, в стране продолжится насилие, подавление, включая аресты, исчезновения людей и преследования тех, кого заподозрят в неверности режиму. Произойдет попытка усиления аппарата безопасности, чтобы сеять в обществе страх и сдерживать людей от участия в социальных протестах.

На данный момент население Сирии сократилось с 22 млн чел. в довоенный период, до 17 млн чел. В следующее десятилетие произойдет рост, по оценкам к 2030 г. население страны составит 25 млн человек. При этом большая часть общества будет сильно фрагментированной и не будет признавать Б.Асада легитимным президентом. Большим вызовом станет травма, полученная людьми за годы 9-летней войны. По оценкам израильского эксперта, из 6.5 млн сирийских беженцев, только 1% вернется в свои дома. Б.Асад не заинтересован в возвращении суннитского и нелояльного ему населения.

На завершающей стадии войны проявится глубокий социально-экономический кризис. Обнищание, безработица, разрушения – на выход из этого состояния уйдет от 10 до 50 лет и будет потрачено от 250 до 300 млрд долларов. Никто не сможет выделить такие средства. Поэтому у Асада не будет финансов и даже мотивации для реконструкции Сирии.

Сирийский режим постарается наладить отношения со всеми основными арабскими правительствами. Вполне вероятно, что членство Дамаска в Лиге арабских государств будет восстановлено (после того, как Сирия была исключена из организации в 2011 году).

Ч.Касапоглу, рассуждая о перспективе сирийских вооруженных сил, обозначил две возможные тенденции в процессе восстановления Сирии. Восстановление по российской модели, согласно которой будет создано централизованное абсолютистское государство; возрождение союзника в духе холодной войны, выстраивание «арабоязычной сирийской Красной армии» периода холодной войны, которая очень сильно напоминала советскую армию.

Во время войны в Сирии появилась военная экономика. Зачастую быть командиром вооруженного формирования намного выгоднее, чем офицером в регулярной сирийской армии, если конечно речь не идет о представителях привилегированных алавитских кланов. Как русские смогут справиться с такой ситуацией? По мнению военного эксперта, выход может быть в создании в Сирии военных округов в русском стиле. Кто не подчиняется командованию, считается мятежником. Что касается того, как быть с привилегированными сирийскими подразделениями (алавитские, Республиканская гвардия, спецподразделения), у России также есть решение. Ч.Касапоглу имеет в виду воздушно-десантные войска, которые, по его словам, являются резервными силами российского президента.

Второй возможный сценарий – восстановление Сирии по иранской модели. В этом случае Сирия станет не государством, а «географическим выражением» как Ирак, в постоянном состоянии войны. Иран изменит демографическую картину Дамаска и других стратегически важных районов страны, т.к. уже перебрасываются шиитские ополчения из Афганистана, Пакистана, Ирака и Ливана. Иранцы могут создать в Сирии «экосистему», своего рода обширную стратегическую культуру, которая позволит Тегерану оказывать стратегическое влияние, независимо от военных баз, военных операций или военных советников, как это принято в России.

Что касается турецких операций в Сирии, то для турецкой армии это было вызовом, который дал стимул ее модернизации. Пребывание военных Турции на территории Сирии является вызовом не с точки зрения возможности, а двух возникающих из этого проблем. Первая проблема – ситуация в Идлибе и вокруг турецких форпостов. Сирийская армия при посредничестве Москвы играет с Анкарой в эскалацию, что создает угрозу столкновения турецких подразделений с сирийской армией. Вторая проблема – что делать с бывшей Сирийской свободной армией. Ее можно разоружить, реинтегрировать в сирийское общество, но это не так просто, т.к. речь идет о 80 тыс. человек, половина из которых имеют связи с Турцией; интегрировать их в Сирийскую Арабскую Армию на период восстановления страны также невозможно. Поэтому для Турции проблемой является не пребывание турецких подразделений на территории Сирии, а наличие туземных турецких компонентов.

Й.Спайер обозначил 5 сфер проникновения Ирана.

— Прямое присутствие иранцев и создание инфраструктуры на сирийской территории.

— Действие иранских прокси в виде «Хизбаллы», бригады «Фатимиюн».

— Проникновение иранцев в структуру официальной сирийской армии.

— Рекрутированные иранцами на территории Сирии ополчения, своего рода сирийские варианты «Хизбаллы».

— Попытки Ирана трансформировать Сирию с точки зрения демографии и идеологии.

Все вместе составляет преобразованную специально под сирийские условия политику Корпуса стражей исламской революции (КСИР) в отношении Сирии. Иран очень глубоко проник в эту страну, не собирается оттуда уходить и у него есть возможности закрепиться. Иранцы обладают значительной автономией и контролируют районы  в юго-восточной части страны.

Три силы, которые заинтересованы в том, чтобы выдавить иранцев из Сирии, – это Россия, режим Асада и Израиль. В ближайшей перспективе Москва не заинтересована в уходе иранцев, пока идет процесс восстановления страны. Б.Асад очень слабый, он выиграл войну благодаря Ирану и России, поэтому его независимость, в т.ч. военная, весьма ограничена. Израиль на государственном уровне обозначил свою цель – полный уход иранцев из Сирии.

Учитывая обозначенные выше сферы проникновения Ирана в Сирию, Израилю невозможно решить эту задачу только ВВС, какими бы качественными не были разведданные.

Что касается России, то она решила стратегические и дипломатические задачи в Сирии. Военно-морская база в Тартусе и в Латакии позволяет говорить о сильном присутствии в Восточном Средиземноморье. В дипломатическом отношении Москва стала основным арбитром в большей части конфликтов на сирийской территории: Израиль против Ирана, турки против курдов, турки против Асада, Асад против курдов – в основном все решения находятся в Москве.

По мнению Й.Спайера, поствоенный режим Б.Асада в Сирии будет очень слабым, а влияние тех, кто его спас – Москвы и Тегерана – будет значительным на протяжении десятилетия.

Дж.Кафарелла не согласилась с предыдущими спикерами относительно того, что Сирия находится на поствоенной стадии. По ее мнению, в следующем десятилетии Сирия по-прежнему будет являться ареной боевых действий. Она назвала три фактора. Первый – слабость режима Б.Асада, который не может удержать даже отвоеванные территории, т.е. на карте его действия выглядят успешнее, чем в реальности. Второй – экономика полностью разрушена, а финансовое положение в 2020 году еще больше ухудшилось. К тому же США ввели санкции не только на окружение Асада, но и против Ирана и России, которые стремятся восстановить страну. Поэтому у Дамаска не будет ресурсов для восстановления. Третий – Россия не обладает такими возможностями, чтобы помочь Асаду восстановить Сирию из-за американских санкций, и это касается не только финансов.

Руссия также ограничена в предоставлении военной помощи Сирии. Успешная военно-воздушная операция российских ВКС, по словам американского эксперта, оказалась абсолютно разрушительной для сирийского населения. Гражданские объекты не должны были подвергаться атакам. Тем самым Москва нарушила все нормы международного права. Однако присутствие российских военных на земле еще менее значительно. Все заключенные договоры на земле о капитуляции режиму, посредниками в которых выступили русские, сейчас нарушаются. Поэтому ни военным путем, ни финансово, Москва не в состоянии решить проблемы Дамаска.

ИГ разбито, но не выбито из Сирии, и восстанавливается очень быстро, что создаст проблемы для Асада. Сейчас ИГ проявляет способность бросить вызов режиму и восстановить контроль над потерянной ими территорией. Они направили свои атаки, главным образом на нефтеносные и газовые районы Центральной Сирии. Джихадисты имеют хорошие шансы заполнить вакуум, образовавшийся в результате экономических неудач Асада.

На территории Сирии идет также доктринальная борьба, в ходе которой различные игроки пытаются изменить структуру сирийского общества. Имеются в виду турки, ИГ и их противостояние с «Аль-Каидой», а также местные союзники США – Силы демократической Сирии. Это вряд ли приведет к войне в ближайшем будущем, но будет способствовать продолжению конфликта.

Она не считает, что присутствие США в этом регионе достаточное для продвижения американских национальных интересов. В любом случае, по ее словам, в Сирии не происходит послевоенное восстановление при поддержке Ирана и России, но продолжается разрушение государства.

В заключении, эксперты высказались по поводу интересов Израиля. По мнению К.Валенси, сохранение Б.Асада для Израиля не такой уж и плохой вариант, т.к. израильско-сирийская граница отличалась спокойствием, и в Израиле знакомы с этим режимом. Это лучше, чем неопределенность относительно будущей власти в Дамаске.

Ч.Касапоглу обозначил проблему для Израиля в судьбе сирийского стратегического оружия. По его словам курс Барака Обамы на химическое разоружение провалился, потому что это в принципе невозможно. Он предложил иметь в виду брата Б.Асада – Махера Асада – в плане возможного приемника нынешнего президента.

Й.Спайер отметил действия «Хизбаллы» на юго-востоке Сирии, где оперативники этой шиитской организации рекрутируют в свои ряды молодых людей. В дальнейшем происходит интеграция оперативников «Хизбаллы» в ряды сирийской армии, в результате чего на границе с Израилем уже дислоцированы сирийские подразделения, в составе которых есть шиитские проиранские боевики. Израилю необходимо задуматься над этой проблемой.

Дж.Кафарелла посоветовала Израилю продолжать решать свои задачи на территории Сирии и, учитывая, что Сирия останется зоной военных действий, посетовала на недостаточное присутствие американских сил, выразив надежду на то, что военные США серьезнее займутся этой страной, тем более, что Израиль в этом отношении может многому научить американских военных.

[i] [2] Syria: Back to the Future? // INSS — https://www.inss.org.il/syria-back-to-the-future/?offset=undefined&posts=undefined&outher=undefined&from_date=undefined&to_date=undefined