- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О планах руководства Турецкой Республики начать производство истребителей в 2023 году

Анализ публикаций китайского военно-технического издания «Мир авиации» (официальное издание китайской авиастроительной корпорации) от 6 февраля показывает, что Турция планирует начать производство истребителей национального производства нового поколения к началу 2023 году. Об этом, официально заявил президент страны Реджеп Тайип Эрдоган. «Начало производства собственных боевых самолетов, запланированное к 2023 году, будет лучшим ответом тем, кто не желает поставлять Турции истребители пятого поколения F-35», – сказал Эрдоган в своем выступлении на открытии комплекса по утилизации боеприпасов в Кырыккале. Президент добавил, что на вооружение ВВС Турции скоро поступят баллистические ракеты Bozdogan национального производства, а в ближайшем будущем на верфях страны будет построен первый турецкий авианосец. В 2019 году Конгресс США приостановил участие Турции в программе совместного производства F-35 и прекратил поставку самолетов после того, как Анкара получила первую партию российских ЗРС С-400 «Триумф», несмотря на категорические возражения официальных лиц США.

Отметим, что  для Вооруженных Сил (ВС) Турции значимость производства национального истребителя обоснована необходимостью проводить силами Военно-воздушных Сил (ВВС) боевое дежурство в рамках ПВО НАТО в Европе, воздушной разведки (в том числе с целью контроля за выполнением международных соглашений). Кроме того, части и подразделения ВВС Турции совместно с ВМС контролируют Черноморскую проливную зону и морские коммуникации в восточной части Средиземного моря. Основой ВВС является боевая авиация, которая во взаимодействии с другими видами вооруженных сил способна сыграть решающую роль в разгроме противостоящего противника.

По информации китайских военно-технических изданий, на вооружении истребительно-бомбардировочной и истребительной авиации ВВС Турции находятся более 200 самолетов F-16С и D, а так же около 195 F – 4E, F-4F и F-5 американского производства, однако срок их службы уже превышает 20 лет. В соответствии с планом развития ВВС на период до 2021 года турецкое командование намеревается уделить основное внимание модернизации самолетного парка. Отмечается, что первоначально руководство ВВС планировало заменить устаревшие самолеты F-4E тактическими истребителями F-35 производства США. Контракт на участие в проектировании и частичном производстве самолета на предприятиях корпорации «Туркиш аэроспейс индастриз» (ТАИ), а также компаний «Аселсан», «Рокетсан» и «Хавелсан» был подписан турецкой стороной в январе 2005 года.

Известно, что в 2013 году турецкая компания TAИ подписала с Saab соглашение о совместной начальной разработке нового боевого самолета. В проекте также участвует [1] британская BAE Systems. TAИ завершила три предварительных проекта TF-X, предусматривающих создание боевых самолетов с разной компоновкой. Китайские специалисты предполагают, что согласно требованиям турецких военных, перспективный истребитель должен получить два реактивных двигателя, каждый из которых способен развивать тягу более 88,9 килоньютона в крейсерском режиме. Самолет должен выполнять полеты на высоте более 16700 метров. Максимальная скорость истребителя TF-X – не менее двух чисел Маха (около 2500 км/ч), а дальность полета – более 1100 км. При длине 19 метров и размахе крыла 12 метров максимальная взлетная масса боевого самолета – не меньше 27,2 тонны. В 2018 году предполагалось, что новый истребитель начнет поступать в войска в 2031 году, однако разработку форсировали после того, как США решили отказать Турции в поставках F-35 из-за решения Анкары приобрести российскую зенитную ракетную систему С-400 «Триумф».

Китайские специалисты отмечают, что в техническом плане у Турции есть одно преимущество: она продолжит производство комплектующих для американских истребителей пятого поколения F-35 до конца 2020 года, а производимые комплектующие будут предназначены для шести ключевых компонентов F-35, включая фюзеляж и шасси. Данное обстоятельство не исключает возможности использовать наработки турецких НИОКР по американскому истребителю для создания боевого летательного аппарата полностью национального производства.

Таким образом, в отношении производства в Турции истребителя национального производства, представляется возможным сделать следующие выводы и обобщения:

  1. Турецкая Республика остается участником программы создания истребителя пятого поколения F-35, способного осуществлять взлет и посадку как с обычных аэродромов, так и с укороченной взлетно-посадочной полосы.
  2. Как отмечают китайские специалисты, Россия обладает всеми возможностями помочь Турции в создании национального истребителя нового поколения TF-Х: в РФ успешно реализуется программа перевооружения ВВС РФ, завершаются испытания малозаметного истребителя Су-57, который по своим характеристикам должен обеспечить полное превосходство российских пилотов над ВВС США. Кроме того, высокоманевренные истребители Су-30СМ и Су-35С доказали свою эффективность в Сирийской Арабской Республике (САР).
  3. Китайский военно-промышленный комплекс (ВПК) может предложить турецким военным свои разработки – истребители «Цзянь-15» и «Цзянь-31», который является симбиозом американских истребителей F-22 и F-35. Отметим, что китайские специалисты пока достаточно сдержанно относятся к перспективе поставок «Цзянь-31» в Турцию поскольку данный самолет еще не прошел даже комплекс заводских испытаний. В свою очередь, поставка «Цзянь-15» представляется более реалистичным проектом: Турция приступает к заводским испытаниям первого, построенного собственными силами, десантного вертолётного корабля-дока ANADOLU, логично, что для создания палубной авиагруппы корабля понадобится от 12 истребителей палубного базирования.

[2]

Концептуальный облик турецкого истребителя пятого поколения TF-X («Мир авиации»)