- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Признанные и непризнанные религиозные меньшинства в Иране

Национальное ведомство записи актов гражданского состояния Ирана в течение последних месяцев внедрило новый вид анкет на получение  иранского национального удостоверения личности. Ранее в анкете, в той еще части, которая касалась конфессиональной принадлежности, можно было идентифицировать себя как принадлежащего к исламу или признанным религиозным меньшинства (христианин, иудей или зороастриец), а кроме этого была опция отнести себя к «другим», непризнанным религиозным меньшинствам (то есть – бехаитам, ярсанам, мандейцам и др.).

Отметим, что пришедшее к власти в феврале 1979 г. шиитское духовенство, рассматривает этническое и религиозное разнообразие иранского общества в рамках мусульманской догмы, согласно которой исламская община являет собой единую нацию. На основание этого постулата Конституция страны зафиксировала в своей статье 11 положение о том, что все мусульмане составляют единую общину, провозгласив таким образом единство по религиозному признаку и дезавуировав этно-конфессиональные особенности. С победой Исламской революции в Иране и конституционным объявлением шиитской ветви ислама главенствующей религией, все прочие религии отодвинулись на периферию и их последователи превратились по сути в граждан «второго сорта». В то же время, статья 13 Основного закона  закрепляет права последователей других религий, которые в рамках действующей конституции могут беспрепятственно отправлять свои религиозные обряды и сложившиеся обычаи. Действующая в Иране Конституция, принятая в декабре 1979 г., признает равноправное с шиитами существование трех религиозных меньшинств  — иудеев, христиан и зороастрийцев, имеющих своих депутатов в Собрании исламского Совета – парламенте страны. Однако все нет уж безоблачно. Коснемся иудеев. Традиционные для исламского Ирана призывы «стереть Израиль с карты мира», вырезать из тела Ближнего Востока «сионистскую опухоль», «не верить в Холокост» стали рутинным элементом ближневосточного политического дискурса. Практически все руководители ИРИ озвучивают эти застарелые клише, что наносит колоссальный вред международному престижу Исламской Республики Иран, реально превратившейся в страну-антисемита. Разумеется, все это сказывается на положении еврейской общины.  Она  живет в состоянии хрупкого равновесия, которое в любой момент может нарушиться. На таком фоне время от времени возникают акты насилия и вандализма по отношению к местным евреям и иудейским культовым зданиям. Вот один из последних примеров. В конце декабря  2017 г. в южноиранском городе Ширазе нападению неизвестных  «бандитских элементов» подверглись две действующие синагоги. Питательной средой для таких  антисемитских проявлений  становится атмосфера ненависти к евреям и Израилю, утвердившаяся в Иране. В СМИ часты карикатуры антисемитского содержания. Их объектами являются не только Израиль или сионизм, но и иудеи как последователи одной из трех монотеистических религий. Поэтому вандализм, проявленный к синагогам Шираза,  не выглядит чем-то экстраординарным.

Вот пример ситуации с другим признанным религиозным меньшинством – зороастрийцами.  Два года назад 32-летний  последователь этой древней иранской религии, насчитывающей в стране примерно 20 тысяч человек,  Сепента Никнам, ставший в мае 2017 г. на проходивших в стране выборах местных органов власти депутатом городского Совета Йезда, был  лишен своих полномочий. Проясняя возникшую коллизию, аятолла Мохаммад Йазди, член Наблюдательного совета Ирана, заявил в интервью информационному агентству «Тасним», что лишение С.Никнама  членства в городском Совете Йезда является окончательным и не подлежащим пересмотру, пояснив, что его присутствие как представителя религиозного меньшинства в этом органе противоречит исламским законам. Оказывается, само «избрание этого господина в городской совет было незаконным, никто не вправе совершать подобное». Так же отреагировал на избрание и Аббас-Али Кадходаи, официальный пресс-секретарь Наблюдательного совета, который в интервью газета «Шахрванд» отметил, что это касается городов с преобладающим мусульманским населением. Йезд как раз и является таким городом. Обоснованием такого мнения служит высказывание аятоллы Рухоллы Хомейни от 1980 г., когда основатель Исламской Республики сказал, что выдвижение кандидатур немусульман в выборные органы в населенных пунктах, где они составляют меньшинство, противоречит исламскому законодательству. Почему? «Потому что гражданин, принадлежащий к религиозному меньшинству не вправе принимать решения, касающиеся мусульманского большинства, это противоречит законодательству  Исламской Республики Иран». Повторимся, что такое разъяснение дал аятолла Мохаммад Йазди, один из авторитетнейших местных исламских законоведов. Ассамблея депутатов провинции Йезд выступила с заявлением, в котором было подчеркнуто, что  решение о депутатстве С.Никнама  не способствует усилению единства народа, национальной сплоченности и укреплению безопасности страны. Учтем при этом, что Конституция ИРИ содержит и определенные требования к мусульманам в части их отношений с представителями религиозных меньшинств, к которым они должны относиться в рамках принципов исламской справедливости и уважения прав человека. При этом оговаривается, что такое  положение реализуется при условии лояльности религиозных меньшинств исламу и режиму исламской республики. Любая активность национальных и религиозных меньшинств (в Иране определяющими являются конфессиональные различия) рассматривается как подрывающая власть центрального правительства, а следовательно, направленная против режима Исламской Республики Иран.

Вернемся к началу нашей статьи. Решение правительственных инстанций Исламской Республики Иран об изъятии пункта «Другие конфессии» из анкет на получение иранского удостоверения личности является продолжением  репрессивной по своей сути государственной политики ИРИ по отношению к непризнанным этноконфессиональным меньшинствам. Докладчики  ООН по соблюдению прав человека в Иране  в своих докладах не раз приводили много фактов о преследовании иранских бехаитов – адептов непризнанной в Иране на официальном уровне религии. Из их докладов следует, что главной причиной репрессий является религиозная самоидентификация бехаитов. Факты преследования иранских бехаитов по религиозному признаку приводятся различными международными правозащитными организациями, однако это совершенно не отражается на положении с правами этого религиозного меньшинства в условиях Исламской Республики Иран. Аресты бехаитов в исламском Иране продолжаются перманентно и повсеместно. Такая политика реализуется все сорок лет после победы в стране Исламской революции. Несмотря на то, что законодательство ИРИ запрещает преследование граждан по причине их вероисповедания, в стране реализуются жесткие репрессивные меры по отношению к последователям бехаизма. Властям страны хорошо известно, что бехаизм, будучи в настоящее время международной религией, возник именно на исторической иранской территории и первоначально характеризовался как одна из местных ветвей шиизма. За более чем полутора веков, он прошел путь от малоизвестной религиозной секты на Ближнем Востоке до вероучения, имеющего, в силу своего универсального характера, много последователей во многих регионах мира. Ныне они живут в более чем 180 странах мира, а число адептов оценивается в 6-7  миллионов человек. Бехаиты объединены в рамках Международного бехайского  сообщества – неправительственной организации, обладающей консультативным статусом в ООН. В ходе своего развития бехаизм превратился в движение, активно противопоставившее себя ортодоксальному шиизму и с течением времени стал объектом травли со стороны шиитской религиозной элиты. Вот почему лидеры исламского Ирана декларируют необходимым уничтожить корни этой религии. Понятно, что приход к власти в Иране в 1979 г. исламистов, сделавших своей идеологией ортодоксальный шиизма, означал трансформацию борьбы с бехаизмом на государственный уровень. За этот  период  в стране казнено несколько сот бехаитов. По отношению к ним применяются и другие меры устрашения – увольнения с работы, исключения из учебных заведений, препятствие продвижению по службе и профессиональному росту. Исповедующим бехаизм отказывают в доступе к высшему образованию в Иране, лишают возможности работать в государственном секторе и пользоваться местной пенсионной системой. Зафиксированы многочисленные случаи сноса бульдозерами бехаитских кладбищ в разных регионах Ирана, нападения на принадлежащие им дома и общественные здания, вывешивание антибехаитских лозунгов и надписей. Исторически исламский режим воспринимает членов общины бехаитов  как потенциальную «пятую колонну». Государственную деятельность на этом направлении, как утверждают оппозиционные СМИ,  лично контролирует верховный лидер ИРИ аятолла Али Хаменеи.

Решение убрать непризнанные религии из анкет о конфессиональной  принадлежности  свидетельствует о том, что в Иране стараются ликвидировать важные компоненты пестрой картины этнического и конфессионального разнообразия общества. Де-факто, это ведет к маргинализации  меньшинств, причем эта тенденция постоянно ужесточается. Данный факт ведет к тому, что последователи непризнанных религиозных меньшинств в Иране поневоле  должны будут обманывать власти или скрывать свои религиозные убеждения, чтобы получить идентификационные документы.  Их выбор ограничен отныне следующим списком признанных религий: ислам, зороастризм, иудаизм и христианство. По иранским законам, удостоверение личности является главным для любой официальной процедуры в Иране. Без него невозможно поступить на учебу, получить загранпаспорт, купить или продать любое имущество, получить разрешение на работу и др. СМИ цитируют в эти дни представителя бехаитов в ООН Симин Фахандэ: «неспособность получить удостоверение личности делает повседневную жизнь практически невозможной». По ее словам, с удалением опции «другие религии» из анкет на получение национального удостоверения личности значительная часть иранского общества, принадлежащая к религиозным меньшинствам, оказываются исключёнными из «всех иранцев».