- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Индонезия на пути привлечения ближневосточных нефтедолларов

Кризисные симптомы в экономике США, снижение курса и престижа американского доллара побуждают нефтедобывающие страны Ближнего Востока диверсифицировать направления финансовых потоков, идущих до последнего времени в значительной степени на инвестирование в американскую экономику. Взоры ближневосточных инвесторов все чаще обращаются в сторону мусульманских государств. Вполне возможно, что одна из причин этого состоит в том, что при всей противоречивой сложности исламского мира, борьбе в нем центробежных и центростремительных сил последние оказываются на высоте положения в критических ситуациях или близких к ним. Это в свою очередь свидетельствует о наличии существенного заряда здоровых сил в исламском сообществе, вселяет надежду на то, что текущие трудности в нем будут преодолены. Не исключено, что в повороте событий, связанном с изменением направлений инвестиционных потоков из региона, кроется подспудное желание мусульманских стран совместными усилиями всемирной уммы преодолеть вполне реальные грядущие финансовые потрясения, исходящие из экономических неурядиц Запада. Этими настроениями своих богатых ближневосточных единоверцев, в принципе разделяя их, судя по всему, намерена воспользоваться Индонезия, что, по сути, также является неоспоримым признаком ее подлинной принадлежности к исламскому миру. Специальный правительственный посланник Индонезии на Ближнем Востоке Алви Шихаб оптимистично оценивает перспективы своей страны на приток инвестиций в 2008 г. из Ближневосточного региона в размере не менее 5 млрд долл. [1]. Если это произойдет, то неизбежно будет способствовать дальнейшей консолидации исламского мира не только в политической, но и экономической сфере, а также повышению в нем роли и значимости Индонезии.

Стремясь повысить свою роль в исламском мире, Индонезия не ограничивается средствами политического воздействия. В последнее время ее усилия отмечаются и в сфере экономики. В частности, обращают на себя внимание меры, направленные на расширение потенциала исламского банковского сектора. Финансовые аналитики уже оценили эти шаги правительства как намерение создать наиболее крупную в исламском мире сферу действия капитала по законам шариата с активным привлечением мусульманского капитала из других стран. Президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдхойоно на Всемирной исламской экономической конференции в Куала-Лумпуре в июне 2007 г. заявил, что его правительство намерено изменить банковское регулирование с тем, чтобы дать необходимую поддержку промышленному развитию и обеспечить его с помощью банков. При этом он отметил, что исламские банки с их способностью к современным формам ведения бизнеса в полной мере отвечают поставленной задаче. Он также подчеркнул, что в то время как международные финансовые организации все глубже проникают в экономику его страны, в общемировой ситуации исламские финансы представляют менее 10% глобального мирового исламского рынка с его огромной покупательной способностью, исходящей из того, что численность мусульман в мире достигла 1,5 млрд человек. В целом, его выступление сводилось к тому, что зарабатывать на финансовом обслуживании исламского мира должны сами мусульмане с их собственными устоями в этой сфере общественной жизни, ведущейся по законам шариата [2]. Основной принцип такого ведения банковского бизнеса заключается в декларированном отказе от запрещенного Кораном ростовщического процента и ведении дел на основе раздела прибыли между банком и клиентом. По сути же, исходя хотя бы из того, что любая банковская деятельность подчиняется экономическим законам, а не догмам религии, в конечном счете все сводится к завуалированным, но все же типичным банковским операциям.

Алви Шихаб не скрывает определенных трудностей на пути привлечения капитала арабских нефтеэкспортирующих стран. Он отмечает, что при рассмотрении инвестиционного климата арабские инвесторы мало чем отличаются от прочих зарубежных инвесторов, для которых основным фактором является получение гарантированной прибыли. Вместе с тем он исходит из того, что Индонезия с ее наиболее многочисленным мусульманским населением при соответствующем финансовом регулировании и рыночной инфраструктуре может стать для Ближневосточного региона предпочтительным финансовым полем деятельности. Как полагают в Индонезии, визит президента страны Юдхойоно в апреле 2006 г. в страны Ближнего Востока, включая Саудовскую Аравию, заложил основы для притока арабских нефтедолларов. Вслед за президентом страны в сентябре того же года регион посетили представители индонезийских деловых кругов для конкретизации намеченных ранее программ. Одновременно с этим правительство совершенствует условия по поддержанию шариатского сектора финансовых услуг на принципах исламской коммерческой юриспруденции, которые препятствуют ведению предпринимательства, запрещенного исламом. Ставка делается на то, что подкрепление бизнеса исламскими обязательствами будет способствовать гарантиям его безопасности и обеспечит предпочтение прямых инвестиций перед портфельными. Но, судя по всему, помимо этих условий, предполагаемые инвесторы нуждаются в более конкретной и последовательной финансовой политике со стороны правительства, которая смогла бы увеличить приток иностранных инвестиций.

По информации Шихаба, Комитет по инвестициям Катара планирует инвестировать 1 млрд долл. в совместное с индонезийским правительством смешанное предприятие по развитию инфраструктуры. Инвесторы из Объединенных Арабских Эмиратов намерены инвестировать в экономику Индонезии 600 млн долл. Но, как отмечается в комментариях, эти намерения могут так и остаться на бумаге, если инвестиционный климат не будет усовершенствован [3]. Хотя имеется и более оптимистичная информация. По сообщению индонезийского информационного агентства, пять ближневосточных государств — Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты и Оман — намерены инвестировать в индонезийскую провинцию Западная Нуса Тенгара около 1 млрд долл. для развития туризма и торговли. 18-20 февраля с.г. представители этих стран приедут в Индонезию для принятия конкретных решений [4].

1. Jakarta Post, 09.01.2008.

2. Asia Times, www.atimes.com, Southeast Asia, Jun 26, 2007.

3. Jakarta Post, 09.01.2008.

4. ANTARA News, 08.01.2008.