- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О позиции ФРГ по вопросу экспорта вооружений в Ливию в связи с заседанием СБ ООН

Германия, стремящаяся повысить свой международный и региональный статус за счет участия в ливийском урегулировании, продолжает предпринимать шаги, направленные на выполнение итогов Берлинской конференции. В их числе одним из основных, а одновременно и самых трудновыполнимых является борьба с поставками оружия в зону конфликта. Для решения этой задачи федеральное правительство рассчитывает на поддержку международных организаций, ожидая от ЕС практических усилий, а от ООН – политико-правового содействия.

В середине текущей недели в Нью-Йорке состоялось закрытое заседание Совета Безопасности ООН, куда ФРГ продолжает входить в качестве непостоянного государства-участника. В ходе встречи глава федерального Министерства иностранных дел Х.Маас крайне резко выразился в отношении стран, не соблюдающих эмбарго на отправку оружия в Ливию. По его словам: «никто не может рассчитывать на то, что уйдет незамеченным», а последствия этих нарушений, под которыми, по мнению главы немецкого МИДа, судя по всему, подразумеваются санкции, должны стать предметом обсуждения в ЕС.

На роли Европейского союза Х.Маас остановился подробнее в кулуарах заседания Совбеза. В частности, представитель правительства ФРГ выразил надежду на скорое развертывание европейской миссии, которая, по его словам, должна установить «кто отправляет оружие и наемников в Ливию». Говоря о сроках развертывания миссии, глава германского внешнеполитического ведомства добавил, что принципиальное согласие на нее среди государств-членов Евросоюза есть, однако нерешенным остается рад организационных моментов. Данная тема, в свою очередь, должна стать предметом обсуждения на министерской встрече в Брюсселе, проведение которой запланировано в течение ближайших трех недель.

Частично Х.Маас повторил и итоги обсуждения ливийской проблематики на недавней Мюнхенской конференции, подчеркнув, что в решении конфликта есть «проблески надежды». Помимо общих перспектив мирного урегулирования, на той встрече были сделаны еще два важных акцента, имеющих вполне практическое значение. Во-первых, для всех собравшихся было подчеркнуто, что эмбарго на экспорт вооружений подкреплено принятой в середине февраля резолюцией СБ ООН, что создает правовые основы для итогов встречи в Берлине. Во-вторых, в Мюнхене открыто прозвучали каналы поставок. Так, по оценкам Германии, Ф.Саррадж получает вооружение по морю, а Х.Хафтар – наземным и воздушным путем. При этом основными экспортерами во втором случае были названы ОАЭ и Египет.

Казалось бы, все названные события служат одной цели – реализации итогов Берлинской конференции. При этом Германии удалось создать механизм постоянных консультаций с партнерами по ЕС, а также определить основные источники угроз для выполнения достигнутых договоренностей. Однако в противоречие с этим вступают данные об одобренных поставках немецких вооружений, дающих представление о статистике на начало текущего года. С соответствующим запросом в адрес Министерства экономики Германии выступили депутаты «Левой» партии.

Согласно опубликованному ответу, за первый месяц 2020 г. федеральное правительство дало разрешение на экспорт вооружений в ОАЭ на сумму порядка 50,5 тыс. евро, Турцию – 18,6 тыс. евро, Египет – 4,6 тыс. евро. При этом именно эти страны, как было сказано выше, и сама Германия, и ООН обозначают в качестве главных экспортеров вооружений и отправки военных в зону ливийского конфликта. А потому, как отметила представительница «Левой» партии С.Дагделен: «тот, кто вводит запрет на поставки оружия в воскресенье, не должен поощрять тех, кто экспортирует его в понедельник».

В целом дипломатический процесс, об успехах которого ФРГ периодически рапортует, сталкивается с большим количеством сложностей, очевидных путей преодоления которых федеральное правительство пока не нашло. Германия пытается заинтересовать партнеров тем, что стремиться обеспечить для себя, т.е. повышением международного статуса. В частности МИД ФРГ подчеркивает высокий статус следующего раунда обсуждений, который будет проводиться в марте в Италии при содействии ООН. При этом однако Берлин надеется, что сможет сохранить лидирующие позиции, а также повысить свою значимость в рамках не только ЕС, но и ООН. Последнее достигается за счет подчеркивания роли организации в правовом закреплении итогов Берлинской конференции.

Вместе с тем неразрешенными остаются две главных проблемы. Первая из них носит общеевропейский характер и связана с миссией, которая должна следить за выполнением эмбарго. Организационные трудности в ее перезапуске в рядах ЕС связаны с тем, что для государств, которые должны будут принять активное участие, к примеру, Италии, эта миссия прочно ассоциируется с проблемой мигрантов, а потому возобновлять ее они не стремятся. В самой Германии на фоне нарастания борьбы за власть большую роль играет вопрос экспорта вооружений в третьи страны. Этой темой все чаще пытаются воспользоваться оппозиционные партии, которые укоряют не только старшего партнера ХДС за общий курс на этом направлении, но и СДПГ, которая, закрывает глаза на нарушения, руководствуясь, прежде всего, собственными политическими интересами. Таким образом, критикуется все правительство, которое, по логике рассуждений Х.Мааса в ООН, должно будет наказать само себя, за косвенное нарушении эмбарго.