- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Судане и Южном Судане: январь 2020 г.

2 января суданский Красный полумесяц сообщил, что в Дарфуре в результате 2-дневных межплеменных столкновений погибли около 50 человек, 240 получили ранения. Столкновения имели место в столице штата Западный Дарфур городе Эль-Дженейна между вооруженными отрядами арабского и африканского племен. В ходе боев были сожжены несколько городских построек. 19 раненых, состояние которых оценивалось как критическое, были перевезены в Хартум, который находится в 1100 км к востоку от Эль-Дженейны. 2 января власти ввели в штате Западный Дарфур комендантский час, в его столицу были введены войска.

В тот же день командование суданской армии сообщило о катастрофе в Дарфуре суданского военно-транспортного самолета Ан-12, куда он доставлял гуманитарную помощь. Самолет упал через 5 минут после вылета из Эль-Дженейны. В результате катастрофы погибли 18 человек, в том числе 4 ребенка.

7 января суданские власти запретили издание 2-х газет и вещание 2-х телеканалов, поскольку, по их данным, они финансировались режимом Омара аль-Башира. Соответствующее решение было принято специальным комитетом, уполномоченным переходными властями ликвидировать институты, которые были связаны с бывшим президентом и его Партией национальный конгресс, распущенной в конце ноября 2019г. Речь шла про газеты «Ас-Судани» и «Ар-Раи аль-Ам», а также телеканалы «Ашрук» и «Тайба».

9 января при первом посещении одного из оплотов повстанцев в городе Кауда в штате Южный Кордофан премьер-министр Судана Абдалла Хамдок пообещал достичь мира во всех конфликтных зонах страны. Этот визит был совершен на фоне ведущихся с середины октября 2019 г. в Джубе переговоров между новым правительством Судана и повстанцами, действующими в регионе Дарфур, штатах Голубой Нил и Южный Кордофан. По словам А.Хамдока, новые власти Судана делают все возможное для того, чтобы доставить больше помощи в конфликтные зоны. В поездке в Кауду премьера сопровождали послы нескольких стран. В частности, посол Великобритании в Хартуме Ирфан Сиддик приветствовал «исторический визит» А.Хамдока, призванный, по его оценке, «восстановить доверие, улучшить оказание гуманитарной помощи». Он же назвал визит хорошим сигналом «для перспектив достижения мирного соглашения».

В ночь на 14 января стрельба была слышна в Хартуме у двух баз служб безопасности, которые были блокированы военными. Речь шла о базах, находящихся в кварталах Рияд на севере Хартума близ столичного аэропорта  и Бахари в ее северных предместьях. Обе базы принадлежали бывшей Национальной службе разведки и безопасности (NISS), являвшейся опорой режима О.аль-Башира. Сейчас она называется Служба общей разведки.

NISS сыграла одну из заглавных ролей при попытках подавления народных выступлений, которые начались в декабре 2018 г. и привели к падению режима О.аль-Башира, отстраненного от власти военными.

Инцидент привел к закрытию аэропорта Хартума на 5 часов.

Как заявил в выступлении по национальному телевидению представитель правительства Фейзал Мухаммед, «солдаты операционных центров служб безопасности попытались поднять мятеж в нескольких районах столицы». Причиной бунта стали низкие на их взгляд выходные пособия при их увольнении. Последние последовали в ходе реорганизации структур бывшей NISS.

До инцидентов в Хартуме, в результате которых ранения получили 5 человек, аналогичное проявление недовольства произошло на базе бывшей NISS в городе Аль-Обейд к юго-западу от Хартума. Власти тут же начали переговоры с недовольными увольняемыми, надо полагать, элитными бойцами. Основная организация протестного движения – «Силы за свободу и изменения» — призвала в этой ситуации к спокойствию. Глава «Сил быстрой поддержки» (СБП) и член правящего Суверенного совета Мухаммед Хамдан Дагло обвинил бывшего главу разведывательного сообщества Судана Салаха Гоша в том, что тот стоял за выступлением спецназовцев.

Вечером 14 января бойцы СБП пошли на штурм мятежных баз в Хартуме. В ходе штурма погибли 5 человек, в том числе 2 солдата. Контроль над базами был восстановлен. «Мы не потерпим никакой госпереворот против суданской революции», — заявил глава Суверенного совета генерал Абдель Фаттах аль-Бурхан.

Как стало известно позднее, выступление спецназовцев NISS было согласованным. В Дарфуре они даже установили на непродолжительное время контроль над районами нефтедобычи Суфиан и Хадид, но быстро потеряли его.

15 января в связи с выступлениями спецов из NISS подал в отставку начальник суданской разведки генерал Абу Бакр Мустафа. Как заявил глава

Суверенного совета генерал А.Ф.аль-Бурхан, это было сделано по его требованию. Генерала Мустафу на этом посту сменил генерал Джамаль Абдель Маджид, до этого возглавлявший военную разведку.

24 января коалиция из 9-ти суданских повстанческих группировок объявила в Джубе, где проходили переговоры с Хартумом, о подписании  протокола с правительством Судана относительно шагов к подписанию окончательного мирного соглашения. Он касается урегулирования вопросов, связанных с землей, разделением власти, создания объединенной национальной армии. Протокол подписали повстанцы из Дарфура и штата Голубой Нил. Повстанцы из штата Южный Кордофан, которые стремятся к автономии, не стали делать этого. От имени Судана протокол подписал генерал Дагло.

28 января десятки суданцев приняли участие в манифестации в Хартуме перед зданием МИД с тем, чтобы потребовать возвращения на родину их близких, завербованных частной охранной компанией Black Shield из ОАЭ и оказавшихся в итоге участниками  боевых действий в Ливии и Йемене. Согласно опубликованному в декабре 2019 г. докладу ООН, 5 вооруженных группировок из Судана и 4 из Чада направили в Ливию несколько тысяч бойцов, причем для участия в боевых действиях на стороне разных ливийских сторон.

 

В Южном Судане 3 января президент Сальва Киир помиловал 30 человек, в том числе правозащитника Питера Биара Аджака, осужденного в июне 2019 г. к 2 годам тюрьмы по обвинениям в шпионаже и даче интервью иностранным СМИ. Биар – экономист по образованию, обучался в США. Он был арестован еще в июле 2018 г. и затем содержался в изоляции без предъявления ему обвинения. До этого он потребовал от С.Киира и главы повстанцев Риека Машара прекратить заниматься политикой. Его арест был осужден Соединенными Штатами, которые в августе 2018 г. потребовали освободить Биара. В октябре он поучаствовал в тюремном бунте, в ходе которого 7 заключенным удалось захватить в заложники тюремщика. Затем они сдались властям.

В тот же день представитель тюрьмы в Джубе генерал-майор (!) Энтони Оливер Легге сообщил, что помилованные на тот момент еще не вышли из тюрьмы из-за отсутствия в ней соответствующих документов от Министерства юстиции.

В списке помилованных также значился бизнесмен и филантроп Кербино Воль Агок. Он был осужден на 13 лет тюрьмы по обвинениям в терроризме, шпионаже и бунте.

8 января американское казначейство ввело санкции против первого вице-президента Южного Судана Табана Денга Гаи. При этом ведомство призвало «исключить из международной финансовой системы всех, кто пытается навредить будущему» этой страны. Утверждалось также, что Денг пытается продолжить конфликт в Южном Судане и подрывает процесс примирения.

Южный Судан, получивший при поддержке США независимость в 2011 г., два года спустя погрузился в пучину гражданской войны, главными действующими лицами которой стали С.Киир и Р.Машар. В сентябре 2018г. они подписали в Аддис-Абебе очередное мирное соглашение, однако оно до сих пор не реализовано в полном объеме – формирование предусмотренного соглашением правительства национального единства (ПНЕ) в очередной раз отложено, теперь – до 20 февраля.

13 января в Риме правительство Южного Судана подписало соглашение о прекращении огня («Римская декларация») с повстанческой группировкой «Альянс оппозиции Южного Судана». Предполагалось, что соглашение войдет в силу начиная с 15 января.

«Римская декларация» позволит нашему народу заставить замолчать оружие, она позволит нашему народу получать гуманитарную помощь во всех сельских регионах Республики Южный Судан, она нам позволит создать атмосферу взаимного прощения, признания и гармонии между всеми частями населения», — заявил представитель правительства Южного Судана Барнаба Мариал Бенджамин.

15 января в Джубе С.Киир и Р.Машар приступили к новому раунду переговоров с тем, чтобы прийти к согласию по одному из спорных вопросов на пути создания ПНЕ – числу штатов в Южном Судане и их внутренним границам. С 2015 г. С.Киир увеличил число штатов сначала с 10 до 28, затем – до 32. Это стремление рассматривается как шаг к увеличению сторонников президента во главе штатов.

Р.Машар предлагает возвращение к 10 штатам, либо, в качестве компромисса, их разделение на 21 штат на основе районов еще британской нарезки. Техническая комиссия, учрежденная на основе мирного соглашения 2018 г., не смогла найти взаимоприемлемое решение проблемы. После чего посредником по данному вопросу был назначен вице-президент ЮАР Дэвид Мабуза. 17 января переговоры между С.Кииром и Р.Машаром завершились безрезультатно. Стороны договорились продолжить консультации через 7 дней.

22 января вновь полыхнуло в оспариваемом Суданом и Южным Суданом пограничном и богатом нефтью регионе Абьей. Там вооруженные лица, предположительно, скотоводы из Судана из племени миссерия, атаковали деревню Колом, где проживает южносуданская народность нгок динка. В результате атаки погибли по меньшей мере 32 человека, в том числе женщины и дети, 24 человека получили ранения, 15 были похищены. Среди последних было много детей. В регионе Абьей присутствуют Временные силы ООН в Абьей (UNISFA) численностью 4,5 тысяч солдат из Эфиопии, которые не смогли предотвратить эту трагедию.

В целом, оба Судана имеют на своих территориях многочисленные горячие точки. И если новые власти Судана сделали заметные шаги на пути их ликвидации, этого никак нельзя сказать о Южном Судане. Там, похоже, мир для тех, кто присосался к нефтяной ренте, не очень нужен.