- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военной ситуации в Сирии (22 – 29 февраля 2020 г.)

По данным совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 355 известных нарушений режима прекращения огня. Это заметно выше показателя предыдущей недели (289).

Российская и турецкая части комиссии фиксировали много нарушений в «зоне деэскалации» Идлиб, где шли активные боевые действия с участием турецких военных.

В последующих данных учитывались максимальные показатели из представленной двумя частями комиссии информации. В частности, в провинции Латакия было зафиксировано только российской частью комиссии по меньшей мере 73 нарушения (в течение предыдущей недели – 64), в провинции Алеппо – 43 нарушения (61), в провинции Хама – 12 (33), в провинции Идлиб – 130 (65).

В течение недели летательные аппараты ВКС России наносили удары по целям боевиков в провинции Идлиб.

28 февраля было объявлено об отправке к берегам Сирии двух фрегатов Черноморского флота (ЧФ) «Адмирал Макаров» и «Адмирал Григорович» с крылатыми ракетами «Калибр-НК». Там они присоединятся к однотипному фрегату «Адмирал Эссен».

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям террористов в провинции Идлиб.

В ночь на 24 февраля силы ПВО Сирии пытались отразить ракетную атаку самолетов ВВС Израиля на Дамаск. Пуски ракет выполнялись из воздушного пространства над Голанскими высотами по целям палестинской радикальной группировки «Исламский джихад» к югу от Дамаска. В результате удара погибли 6 палестинских боевиков.

27 февраля было объявлено, что силы ПВО Сирии уничтожили 25 февраля турецкий ударный беспилотник, который нарушил сирийское воздушное пространство и хотел атаковать подразделения правительственной армии.

27 февраля ударный беспилотный летательный аппарат ВВС Израиля нанес удар по автомобилю к югу от города Ходр в провинции Эль-Кунейтра. В результате атаки погиб сирийский гражданин, находившийся в машине. Есть данные, что он имел отношение к движению «Хизбалла».

28 февраля вертолеты ВВС Израиля нанесли ракетные удары по позициям сирийской армии в провинции Эль-Кунейтра. В результате атаки получили ранения трое военнослужащих. Обстрел проводился из воздушного пространства над Голанскими высотами.

В течение недели активные боевые действия шли в ряде провинций страны.

В провинции Идлиб 23 февраля подразделения сирийской армии заняли населенные пункты Шейх-Дамес и Хантутейн. Оба поселка находятся к западу от города Мааррет ан-Нууман, который был освобожден правительственными силами 28 января.

24 февраля сирийские военные освободили населенные пункты Шейх-Мустафа, Ракая, Кафр-Сиджна и Эн-Накир, которые находились в руках террористов из группировки «Хайат Тахрир аш-Шам». Они также вернули под свой контроль высоты Телль-Нар и начали продвижение вглубь региона Джебель-эз-Завия, где были сосредоточены основные силы бандформирований. Целью сирийских войск было выйти к городу Эриха, который находится на скоростном шоссе Саракиб — Джиср-эш-Шугур, и окружить форпост противника с юга, запада и востока. В случае успеха операции сирийские военнослужащие могли продолжить наступление на ключевой город Джиср-эш-Шугур на горном перевале, через который проходит шоссе в направлении Латакии.

24 февраля подразделения турецкой армии и протурецкие формирования предприняли атаку на позиции армии Сирии в провинции Идлиб в направлении города Нейраб. Там развернулись ожесточенные бои. К исходу дня появились данные, что Нейраб перешел под контроль протурецких формирований.

25 февраля сирийские военные овладели городом Кафр-Нобуль на юге провинции Идлиб, где находился форпост группировки «Хайат Тахрир аш-Шам». Боевики отступили из города в северном направлении.

26 февраля президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что Анкара рассматривает различные сценарии решения ситуации в Идлибе, в том числе и военное вмешательство. «Мы не сделаем ни единого шага назад в Идлибе, мы обеспечим условия для (сирийского) народа вернуться в свои дома. Мы рассматриваем различные варианты, в том числе активное вмешательство», — подчеркнул президент Турции, выступая в парламенте перед однопартийцами. Турецкий лидер выразил мнение, что единственной проблемой Анкары в решении ситуации в Идлибе является невозможность использовать воздушное пространство. «Мы собираемся в скором времени решить этот вопрос», — отметил Эрдоган. Между тем 20 февраля министр национальной обороны Турции Хулуси Акар сообщил, что Анкара обсуждает с Москвой возможность использования воздушного пространства Сирии. Российские официальные лица не выступали с комментариями по этой теме.

26 февраля подразделения сирийской армии атаковали боевиков, ранее захвативших поселок Нейраб в провинции Идлиб. Бои шли на улицах этого населенного пункта, расположенного к западу от города Саракиб, который был освобожден правительственными войсками 8 февраля.

26 февраля агентство САНА распространило коммюнике сирийской армии, согласно которому правительственные силы  добились важного успеха в южных районах провинции Идлиб, прорвав линию оборонительных укреплений бандформирований в регионе Джебель-эз-Завия и Джебель-Арбаин. Сирийская армия в течение нескольких дней установила контроль над десятками населенных пунктов, уничтожили большое число террористов,  подчеркивается в документе. Среди освобожденных поселков — Кафр-Нобуль, Кафр-Сиджна, Шейх-Мустафа, Хас, Мааррет-Харма, Дейр-Сунбуль, Дар-эль-Кабира, которые служили укрепрайонами вооруженных группировок.

27 февраля Министерство национальной обороны (МНО) Турции сообщило о гибели 2 турецких военнослужащих в провинции Идлиб в результате авиаудара, нанесенного ВВС Сирии.

27 февраля протурецкие формирования заявили, что смогли вернуть контроль над важным в тактическом отношении городом Саракиб. Это заявление было тут же опровергнуто Минобороны РФ. По данным от независимых источников, истина находилась где-то посередине – боевикам сначала удалось ворваться в западные кварталы города. В тот же день протурецкие формирования, наступающие при поддержке турецких войск на город Саракиб в провинции Идлиб, перекрыли шоссе Дамаск – Алеппо к северу от Саракиба. Вечером 27 февраля сирийские войска перешли в контрнаступление из восточных кварталов Саракиба.

27 февраля президент Эрдоган сообщил о гибели еще трех турецких военнослужащих в провинции Идлиб. В тот же день стало известно, что турецкие военные попали под авиаудар в провинции Идлиб, первоначально речь шла о 9 погибших. Об этом сообщил губернатор примыкающей к границе Сирии турецкой провинции Хатай Рахми Доган.

28 февраля было объявлено, что число погибших турецких военных в сирийской провинции Идлиб в результате авиаудара самолетов ВВС Сирии возросло до 33 человек.

Ночью 28 февраля турецкие военные нанесли удары по позициям сирийских военных в Идлибе и в районе Тель-Рифаат к северу от Алеппо. По турецким данным, ВВС и артиллерия Турции поразили в Идлибе более 200 целей сирийской армии. В результате работы боевых самолетов, беспилотников и артиллерии уничтожены 5 вертолетов, 23 танка, 10 бронемашин, 23 единицы артиллерийского вооружения и 2 комплекса ПВО.

28 февраля Минобороны РФ сообщило, что погибшие турецкие военнослужащие находились среди боевиков, позиции которых обстреливали сирийские правительственные войска в районе Идлиба накануне. «27 февраля в районе населенного пункта Бехун под обстрел сирийских войск попали турецкие военнослужащие, находившиеся в боевых порядках террористических формирований», — заявили в министерстве. «При этом, согласно переданным турецкой стороной российскому Центру примирения координатам, никаких подразделений турецких вооруженных сил в районе населенного пункта Бехун не было и не должно было находиться», — заявили в российском Минобороны. Российская боевая авиация не применялась в четверг в районе сирийского населенного пункта Бехун, где находились турецкие военнослужащие. Понятно, что версия российских военных была тут же опровергнута турецкими.

28 февраля появились данные о том, что протурецкие бандформирования, осадившие город Саракиб в провинции Идлиб, начали отвод своих сил под ударами сирийских войск. Судя по всему, эти данные были ошибочными. По другой версии, 28 февраля сирийские военные отражали одну за другой атаки бандформирований и турецких войск в окрестностях города Саракиб в провинции Идлиб. Об этом говорилось в переданном агентством САНА заявлении командования ВС Сирии. В нем подчеркивалось, что «в Анкаре акцентируют внимание на больших потерях, которые якобы несут сирийские военнослужащие, что не соответствует действительному положению дел».

В тот же день после ожесточенных боев подразделения сирийской армии установили контроль над населенными пунктами Хирбет-Накус, Эль-Мансура и Телль-Васит, расположенными у административной границы провинций Идлиб и Хама.

К исходу 29 февраля протурецким формированиям удалось восстановить контроль над 5 городами в районе Джебель-эз-Завия на юге провинции Идлиб, что косвенно может говорить либо о том, что турецкие удары были достаточно эффективными, либо о сокращении поддержки с воздуха действий сирийских войск. Там единым фронтом выступали формирования протурецкого Фронта национального освобождения и джихадисты из «Хайат Тахрир аш-Шам» и «Исламской партии Туркестана».

В провинции Алеппо 29 февраля беспилотные летательные аппараты (БПЛА) турецких ВВС нанесли удар по штабу сирийских войск в районе Эз-Зерба к югу от города Алеппо. В результате ракетной атаки среди сирийских военных и бойцов формирований шиитской партии «Хизбалла» были погибшие и раненые.

28 февраля власти Турции приняли решение не останавливать сирийских беженцев, которые стремятся попасть в Европу по морю или суше. Сотрудникам турецкой полиции, береговой охраны и погранпереходов было дано указание бездействовать в случае возникновения потока беженцев из Сирии. На самом деле, как представляется, турецкие власти теперь будут просто выталкивать беженцев с территории страны, стремясь таким образом оказать давление на Европу.