- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские эксперты о коррупции в Судане

Американская следственная группа The Sentry Watchdog Group (организация со штаб-квартирой в Вашингтоне, которая обличает различные случаи коррупции и массовых злодеяний — при. автора) выпустила в конце февраля с. г. новый доклад по Судану «Мошенники: долговые аферы, которые угрожают демократическим изменениям в Судане и его хрупкой экономике» (”Loan Wolves: Debt Scams Threaten Sudan’s Democratic Transition and Fragile Economy”), в котором приводятся доказательства того, что «приемный сын» отстраненного от власти бывшего президента Судана Омара аль-Башира, Айман аль-Мамун, использовал свои связи с клептократическим режимом для создания целого бизнеса, который обеспечил несколько контрактов на импорт сырьевых товаров по завышенным ценам[i] [1]. Это привело не только к росту цен на удобрения, нефтепродукты, пшеницу, медикаменты и другие основные потребительские товары для простого населения, но и к огромным долгам для Судана.

 

Для справки:

Сын отставного суданского генерала, близкого к О.аль-Баширу, Айман аль-Мамун, как сообщает The Sentry, родился в ОАЭ в 1979 году. Когда в 2001 году умер его отец, Хасан Махгуб аль-Мамун, бывший президент Омар аль-Башир заявил на похоронах генерала, что усыновит его сына. Айман аль-Мамун, однако, сумел превратить свои почти родственные связи с президентом в весьма прибыльное предприятие. Badr Overseas Group  позиционировала себя как экспортно-импортная компания, созданная в 2010 году А.аль-Мамуном и его партнером Хазимом Мустафой. В то время Х.Мустафа владел небольшой типографией и подрабатывал брокером на аукционе подержанных автомобилей в Хартуме. Мустафа основал международную компанию «Макарим» (Makarim International Company), которая должна была заниматься импортом и экспортом, однако существует мало свидетельств того, что эта компания заключила какие-либо значительные сделки. О Badr Overseas Group также немного информации в интернете и социальных сетях; однако на веб-сайте этой компании перечислены три ее дочерние компании: Badr Overseas for Integrated Solutions, Makarim for Integrated Solution и Oil Trade & Marketing Co.

Многомиллионные сделки Аймана аль-Мамуна, как утверждает The Sentry, финансировались за счет кредитных линий, предоставленных стране Банком зоны преференциальной торговли (Тhe Preferential Trade Area Bank, сокращенно PTA) и Восточноафриканским и южноафриканским банком торговли и развития (Тhe Eastern and Southern African Trade and Development Bank или TDB),  и, хотя они частично предоставляли такую необходимую суданскому населению помощь, но одновременно они ввергли страну в настоящую долговую яму. Расследование Тhe Sentry показывает, что группа Badr Overseas Group,  созданная Айманом аль-Мамуном вместе со своим деловым партнером Хазимом Мустафой, использовала посредников из стран Персидского залива (The Sentry упоминает Кувейт, Катар, КСА, ОАЭ —  авт.) и связи с правительственной элитой Судана для обеспечения контрактов, финансируемых из возобновляемых кредитных линий страны от PTA и TDB в период с 2012 по 2018 год. Данная хитрая схема увеличила долг Судана перед TDB до 728 млн долларов к концу 2016 года[ii] [2].   Руководство этого банка в конечном счете заморозили эту кредитную линию из-за обилия просроченных платежей.  Что же касается PTA, то этот банк начиная с 2012 года утвердил для Министерства финансов Судана стратегический механизм импорта нефтепродуктов на сумму 260 млн долларов, а также финансировал аккредитивы на сумму 182 млн  долларов для Сельскохозяйственного банка Судана  (Тhe Agricultural Bank of Sudan , сокращенно ABS) на поставку и импорт удобрений. Однако у The Sentry есть доказательства того, что на самом деле  некоторые высокопоставленные правительственные чиновники направили линию финансирования PTA в размере 78 млн долларов на счета некой частной компании.

Помимо обращения к  TDB, группа Badr Overseas обращалась и к своим «донорам» из стран Персидского залива за денежными вкладами и облегченными кредитными линиями.  Региональные банки были одними из немногих кредиторов, готовых вести дела с официальным Хартумом, поскольку почти все международные корреспондентские банки покинули страну после того, как США объявили Судан государством-спонсором терроризма в 1993 году. Имея региональные полномочия и кредитную гарантию от базирующегося в Джидде Исламского банка развития (Islamic Development Bank, сокращенно IDB) и других финансовых учреждений, РТА не имел особых стимулов отклонить просьбу суданского правительства о помощи, поступившую всего лишь через год после обретения Южным Суданом независимости в 2012 году.

Согласно докладу американских экспертов, отдельные лица в составе ВС Судана, Национальной службы разведки и безопасности, Национальной полиции и некоторые сотрудники Оперативного управления разведывательной службы  не только создали целые бизнес-империи, но и все еще продолжают пользоваться освобождением от уплаты государственных налогов и других сборов, поскольку коррумпированные должностные лица попросту скрывают свои доходы за границей. По мнению  Тhe Sentry, только экономическое и дипломатическое давление со стороны международного сообщества может остановить глубоко укоренившуюся коррупцию в Судане, которая привела к обогащению суданской элиты и близкого окружения Аймана аль-Мамуна, включая некоторых военных и гражданских чиновников, в то же время став бременем для подавляющего большинства простых суданцев. Именно поэтому, настаивает Тhe Sentry, «нынешние военные лидеры страны и новое гражданское правительство должны разоблачить коррупционеров и привлечь их к ответственности, осуществляя при этом строгие меры по ограничению их влияния».

Д-р Сулиман Бальдо, старший советник Тhe Sentry, отметил, что «при режиме свергнутого президента Омара аль-Башира процветали многочисленные формы институциональной коррупции, что в конечном итоге привело к разрушению экономики Судана. Этот режим предоставил монополии паразитическим компаниям, связанным с влиятельными чиновниками и корпорациями сектора безопасности, что позволило им импортировать стратегические товары по завышенным ценам и со значительными налоговыми и таможенными льготами. Если не будет проведена крупная институциональная реформа, то захват государственного бизнеса для получения частной прибыли, вероятно, будет продолжаться, что будет препятствовать усилиям по проведению экономических реформ со стороны гражданского правительства. Правительства и банки во всем мире должны добиваться прозрачности всех операций и подотчетности всех компаний министерству управления природными ресурсами Судана».

Джон Прендергаст, соучредитель The Sentry, сказал, что «гнусная деятельность Badr Overseas Group показывает, как коррумпированные чиновники и военные накопили свои огромные состояния, пользуясь полной безнаказанностью при режиме аль-Башира. Системы, позволившие этому разграблению, остаются в значительной степени нетронутыми, и главные спекулянты сегодня продолжают находиться в высших эшелонах правительства. Противодействие этой укоренившейся коррупции будет способствовать перспективам устойчивого экономического развития и демократического прогресса в Судане. Только экономическое давление и взаимодействие со стороны международного сообщества могут укрепить срочно необходимые усилия нынешнего правительства по проведению реформы».

Бывший глава Национальной службы разведки и безопасности Судана генерал Салах Гош утверждает, что, несмотря на то, что деятельность группы Badr Overseas на сегодняшний день разоблачена, отдельные лица, способствовавшие ее подъему («горстка высокопоставленных чиновников, их родственников и деловых партнеров» , как говорит Гош — авт.) не только остаются на свободе, но и продолжают получать прибыль от своих компаний, образованных на полученные обманным путем средства. С.Гош как-то сказал журналистам в декабре 2018 года, что он хорошо осведомлен о той коррупции, которая процветала в рядах чиновников при О.аль-Башире,  потому что он и сам был членом этого «эксклюзивного клуба». Он намекал на период с 2009-2012 годов, когда он вошел в деловой мир после того, как Омар аль-Башир отправил его в отставку, и связи с нужными правительственными чиновниками помогали ему безбедно жить. Его признание дает нам понять, насколько глубоки и сильны корни коррупции и как нелегко новым лидерам пост-аль-Баширского Судана будет с ними бороться. Вместе с тем, как утверждает The Sentry, только пресечение этой коррупционной системы откроет перспективы для устойчивого экономического развития и демократического прогресса Судана.

[i] [3]                      https://www.dabangasudan.org/en/all-news/article/fraud-by-al-bashir-s-adopted-son-led-to-728-million-debt-for-sudan [4]

[ii] [5]                     https://cdn.thesentry.org/wp-content/uploads/2020/02/LoanWolves-TheSentry-February2020-final.pdf [6]