- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об отношениях Пакистана с Ираном на современном этапе

Пакистан и Иран имеют тесные исторические, религиозные и культурные связи. Отношения между двумя странами имели взлеты и падения, но, несмотря на это, их руководство всегда старалось сглаживать острые углы. Вскоре после провозглашения независимости Пакистана Иран стал первой страной, признавшей его независимость от британского господства. Дипломатические связи были установлены во время визита в Иран в 1948 г. первого премьер-министра Пакистана Лиаката Али Хана. Обе страны поддерживали теплые отношения до 1996 года, однако затем картина резко испортилась из-за расхождения интересов в Афганистане. Пакистан оказывал поддержку радикальному исламисткому движению «Талибан» (запрещено в РФ), тогда как Иран поддерживал антиталибский Северный альянс. После событий 11 сентября 2001 года политика Исламабада еще сильнее углубила трещину в двухсторонних отношениях с Ираном. Этому поспособствовало партнерство Пакистана с США в войне против терроризма, а также его политическая зависимость от Саудовской Аравии. Режим генерала Мухаммеда Зии-уль-Хака (1978-1988), хоть и задолго предшествуя событиям 11 сентября, также отрицательно повлиял на развитие отношений между Пакистаном и Ираном ввиду ярко выраженного просаудовского настроя: в годы правления Зии Саудовская Аравия активно поддерживала политику исламизации Пакистана. Тем не менее, сухопутная связь позволила двум странам обойти острые политические моменты и сосредоточиться на общих экономических интересах, тем самым дав им возможность продолжить развивать отношения. Будучи непосредственными соседями, Пакистан и Иран пытались восполнить этот пробел неэкономическими средствами. Однако в нынешнюю эпоху обоим государствам следует анализировать уровень своих отношений в том числе и через призму экономической повестки, учитывая их огромный экономический потенциал. И Пакистан, и Иран смотрят на неиспользованные раннее экономические возможности как на средство укрепления региональных связей. Так, с помощью Китая и развития Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК), может быть нейтрализовано влияние США в регионе. Сближение интересов в данном случае имеет первостепенное значение. Толчок к более тесным отношениям между странами должен осуществляться в развитой государственной системе. Пакистан как развивающееся государство нуждается в преодолении энергетического дефицита, и для этого Иран мог бы стать хорошим вариантом, так как сосед, богатый природными ресурсами, особенно нефтью и газом, жизненно важен для государства с дефицитом энергии. С другой стороны, Пакистан, страна с населением 209 миллионов человек и доходом на душу населения в 1480 долларов США, является развивающейся экономикой с ВВП в 312,57 миллиарда долларов США и предполагаемым реальным темпом роста в 3,3% (2019 год). Таким образом, для укрепления торговых отношений оба государства также должны использовать экономические средства, являющиеся элементом мягкой силы, что впоследствии приведет к углублению обмена в экономической сфере в целях развития и роста. Государственные отношения между Пакистаном и Ираном в настоящее время находятся на этапе трансформации. В новейшей истории и при нынешнем правлении в Пакистане партии «Движение за справедливость» (Техрик-е-Инсаф, PTI) начал наблюдаться обмен высокопоставленными визитами, включая визиты министра иностранных дел Ирана Мохаммада Джавада Зарифа (август 2018 года, октября 2018 года, мая 2019 года), министра иностранных дел Пакистана Шаха Махмуда Куреши (декабрь 2018 года), а также премьер-министра Пакистана Имрана Хана (21-22 апреля 2019 года). Данные мероприятия помогли улучшить взаимопонимание между двумя странами в политической сфере, экономике и сфере безопасности. Прочные коммуникационные связи между ними также способствовали формированию политики для наращивания последовательных и взаимовыгодных дипломатических, политических и торговых связей. Так, Пакистан и Иран подписали Декларацию о сотрудничестве в сфере здравоохранения, вскоре последовало начало процесса освобождения ряда пакистанских заключенных, а затем со стороны Ирана стали слышны призывы к мирному урегулированию спора о Джамму и Кашмире. Поддержка Пакистаном Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) и приверженность Тегерану перед лицом односторонних санкций со стороны США высоко ценятся Ираном. Иран имеет долгую историю и является важным региональным игроком с одним из наиболее мощных силовых блоков на Ближнем Востоке. По этой причине его действия всегда рассматриваются как вызов не только другими ближневосточными государствами, но и США. В связи с этим американские власти неоднократно пытались оказывать давление на региональные государства, в том числе на Пакистан, в вопросе подавления влияния Ирана в регионе. Несмотря на ощутимую зависимость внешней политики Пакистана от США, власти страны на данный момент не заинтересованы вести игру против Ирана, отчасти потому, что однажды Пакистан  уже попал в ловушку в Афганистане, подорвав тем самым свою экономику и потеряв там множество человеческих жизней. Следовательно, Исламабад не желает участвовать в очередном процессе, который может нанести серьезный ущерб миру и стабильности в регионе. Одной из причин данных мероприятий США является стремление подорвать развитие КПЭК, так как он может изменит ситуацию в регионе, существенно снизив в нем американское экономическое влияние. Власти США в свое время стремились обеспечить постоянное присутствие в приграничном с Ираном Белуджистане, чтобы следить не только за Тегераном, но также за Пекином и портом Гвадар. Министр иностранных дел Пакистана Шах Махмуд Куреши тогда заявил, что пакистанская земля не будет использоваться против какого-либо другого государства, а также что Пакистан не будет принимать участия в региональных конфликтах и не станет поддерживать никаких односторонних действий. Таким образом, Пакистан не хочет участвовать в мероприятиях, способных оказать негативное влияние на его взаимоотношения с другими игроками в регионе или на внутриполитическую ситуацию, так как это может иметь для государства серьезные последствия. Участие Пакистана в мероприятиях США против Ирана могло бы спровоцировать рост напряженности в регионе. Это обусловливает решение властей государства сохранять нейтралитет в данной ситуации. Пакистан должен работать над своей внешней политикой, а именно, развивать созидательные отношения с государствами Ближнего Востока. И Пакистану, и Ирану необходимо осознавать важность своих позиций в регионе, а также реализовывать экономический потенциал посредством реальных соглашений и переговоров с целью усиления всестороннего сотрудничества.