- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжир запускает новый план стратегических реформ

Избранный в декабре 2019 года президент Алжира Абдельмаджид Теббун, наконец, приступил к анонсированию стратегических планов алжирского правительства. Запущенный в начале февраля с.г правительством план был официально ратифицирован национальным парламентом 13 февраля по представлению нового премьер-министра А.Джерада.

План представляет особый интерес с учетом того, что это первая официальная программа нового правительства после смены многолетнего режима президента Бутефлика. Он также интересен в свете того, что Теббун официально пообещал полностью отмежеваться от курса своего предшественника и транзитной власти (до президентских выборов в декабре 2019), намереваясь предложить населению новые, амбициозные решения назревших в стране проблем.

Действительно, новый план стратегического развития Алжира представляет собой широкомасштабную и всеохватную программу реформ во всех областях – политической, экономической, социальной. Он сфокусирован на преобразованиях в политической структуре, корректировке внешнеполитического курса и политики в сфере обороны и безопасности. Кроме того, план нацелен на развитие человеческого капитала, модернизации систем образования и здравоохранения.

Несмотря на амбициозный характер и широкий охват, новая стратегическая программа правительства вызывает скепсис среди экспертного сообщества. В частности, как полагают местные аналитики, новая политическая программа едва ли удовлетворит амбиции алжирской оппозиции и протестующих во главе с движением «Хирак».

Попробуем разобраться. Дело в том, что политическая часть преобразований предполагает либерализацию внутриполитической системы, включая право на публичные протесты. В настоящее время в алжирской столице действует запрет на проведение массовых акций оппозиции, хотя вопреки ему оппозиционное движение «Хирак» продолжает регулярно протестовать. В будущем предлагается разрешать публичные протесты и митинги, но только по предварительному согласованию с властями. Также новый план декларирует создание более независимой судебной системы и полностью нейтральной и непредвзятой электоральной системы. Наконец, предлагается предоставить большую автономию местным СМИ. Также новое правительство обещает усилить меры по борьбе с коррупцией, включая изменения в антикоррупционном законодательстве и усиление мер по борьбе с незаконным отмыванием денег.

Думается, предлагаемый набор политических реформ, несмотря на позитивную повестку, едва ли способен снять главные озабоченности оппозиции. Во-первых, это пока лишь декларативные намерения, и конкретных мер и шагов по их реализации не выдвинуто. Например, на анти- коррупционном треке реформенный документ предполагает законодательное ужесточение наказаний за факты коррупции, но конкретных механизмов и планов реализации не выдвигает. Другой пример – усиление автономии и независимости судебной системы предполагает «создание механизмов для защиты судей», однако не дает ясности относительно путей достижения этой цели. Отсутствие таким образом конкретных планов и временных сроков реализации новых инициатив и масштабов их внедрения создает серьезные сложности. Во-вторых, традиционная политическая культура страны меняется крайне медленно: влияние представителей старой элиты и военной верхушки в системе принятия ключевых решений по-прежнему остается определяющим.

Реформенные инициативы социально-экономического трека выглядят более оптимистичными. По крайней мере, здесь имеются реальные возможности для качественного улучшения за счет таких перспективных и реализуемых направлений как сокращение расходов на субсидии, поощрение внешних инвестиций и улучшение бизнес климата. В случае грамотной и последовательной реализации эти реформы могут принести значительный позитивный эффект. Предлагаемые реформы затрагивают также балансировку в налоговой системе, включая отмену налогов для малоимущих, c одной стороны, и введения нового подоходного налога для богатых, c другой.

Важным компонентом нового экономического плана является требование приостановить намеченный запуск работ по добыче и производству шельфового газа. Такое требование выдвигалось в числе главных оппозиционным движением «Хирак» и было одним из поводов протестных выступлений на юге страны. В планах нового правительства провести полное социально-экономическое и экологическое обоснование проектов перед началом эксплуатации газа на шельфе. Очевидно, экспертная оценка приведет к противопоказаниям (техническим, логистическим и финансовым) и позволит по крайней мере отсрочить это непопулярное решение.

В целях финансового баланса, новая программа реформ предполагает увеличение не нефтяных доходов Алжира, в том числе через меры по усилению налогового контроля и борьбы с коррупцией. Эта часть пакетного предложения также вызывает закономерные вопросы – с учетом доминирующей зависимости Алжира от доходов от нефти и газа. Есть вполне обоснованные сомнения, что предложения могут быть эффективно реализованы и помогут Алжиру значительно нарастить доходы из альтернативных источников и тем более сократить бюджетный дефицит.

Резюмируя, новая стратегическая программа алжирского правительства, представляющая собой довольно детальный 67-страничный документ, является по-своему уникальной и важной платформой для развития страны. Она показывает серьезность намерений нового президента двигаться по пути реформ. В то же время, отсутствие конкретных планов имплементации, шагов и временных рамок ослабляют значимость этого документа и делают его менее обязывающим. Также, правительству будет непросто заручиться общенациональным консенсусом и поддержкой новой реформенной стратегии. Думается, оппозиционные силы до конца не верят в достижимость всех задекларированных намерений, считая влияние и власть старой политической верхушки времен Бутефлика по-прежнему значительными и определяющими для курса развития Алжира.