- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О причинах обострения отношений между Сомали и Кенией

Президент Кении Ухуру Кениата обвинил правительство и Вооруженные силы Сомали в неспровоцированных провокациях на кенийской границе. Глава государства сделал свое заявление в среду 4 марта на экстренном заседании Совета национальной безопасности (СНБ) Кении, сообщил кенийский информационный портал «Палс лайв» (pulselive.co.ke). «Кения с обеспокоенностью отмечает произошедшее 2 марта нарушение своей территориальной целостности и суверенитета со стороны национальной армии Сомали», — подчеркнуто в опубликованном по итогам заседания заявлении президентской канцелярии. Отмечается, что действия сомалийских военных в приграничной зоне привели к уничтожению части имущества кенийских граждан, проживающих в городе Мандера на севере Кении. «Мы требуем от федерального правительства Сомали прекратить необоснованные провокации», — подчеркнул СНБ.  В районе расположенного на границе с Кенией сомалийского города Балад-Хаво 2 марта происходила ожесточенная перестрелка между частями армии Сомали и силами, поддерживающими бывшего министра безопасности Джубаленда Абдирашида Джанана. Как отмечал сомалийский новостной портал «Сомали афферс», федеральным подразделениям в Балад-Хаво противостояли отряды сомалийского автономного образования (штата) Джубаленд. Абдирашид Джанан бежал 28 января из тюрьмы в Могадишо, где находился с августа 2019 года в связи с подозрениями в работе на одну из зарубежных стран. Сейчас бывший министр безопасности Джубаленда находится на сомалийско-кенийской границе, куда и прибыли его вооруженные сторонники.  Бои в Балад-Хаво сопровождались, согласно кенийским СМИ, созданием помех в работе мобильной связи, что ощущалось на территории Кении. Есть данные о попадании снарядов на кенийскую территорию.
В этой связи эксперты отмечают, что отношения между Кенией и Сомали становятся все более напряженными с каждым месяцем. Сомалийский президент Мохаммед Абдуллахи Мохаммед Фармаджо вынужден бороться не только с Кенией, имеющий свои претензии на сомалийские территориальные воды (которые, как считается, содержат огромные запасы нефти и газа), но и с отказом его кенийского оппонента Ухуру Кениатты экстрадировать бывшего министра безопасности Джубаленда Абдирашида Хассана Абдинура, он же Абдирашид Джанан. В настоящее время оба президента дислоцировали дополнительные контингенты войск по обе стороны своей совместной границы в условиях эскалации напряженности. При этом Фармаджо пригрозил направить Сомалийскую национальную армию (СНА) в Кению для того, чтобы захватить Джанана. Напомним, что бывший министр безопасности Джубаланда был арестован сомалийскими силами безопасности 31 августа 2019 года по подозрению в совершении «серьезных преступлений» в регионе Гедо. Однако 28 января он бежал из-под временного домашнего ареста в Могадишо, ожидая перевода в новую тюрьму, и далее — через город Була-Хава в Найроби. Сейчас он укрылся в кенийском городе Мандера на границе Эфиопии и Сомали, недалеко от Була-Хавы. Дипломатическое давление сомалийцев с целью добиться его экстрадиции пока не принесло результатов. Заместитель министра иностранных дел Сомали Абдулкадир Ахмед-Хейр Абди с начала января неоднократно поднимал этот вопрос со своим кенийским коллегой Райчел Омамо, но безуспешно. Сомалийский запрос Интерпола о вмешательстве 6 февраля также не имел никакой внятной реакции со стороны Найроби.
Трения вокруг бывшего министра безопасности Джубаленда происходят в разгар продолжающегося морского спора между двумя странами. В ходе телефонного разговора в начале февраля по поводу экстрадиции Абдирашида Джанана президенты двух стран также обсудили этот стратегически важный вопрос. С 2014 года Могадишо оспаривает морскую границу, проведенную Найроби в зоне, потенциально богатой углеводородами. Когда Сомали впервые попыталась продать нефтяные блоки в этом районе год назад, напряженность между двумя странами сразу же вспыхнула вновь. Сейчас она также возникла синхронна в связи с продажей ряда перспективных блоков Анкаре. 16 февраля 2019 года посол Сомали Мохаммуд Ахмед Нур был выслан из Найроби, и Кениата отозвал кенийского посла в Могадишо Лукаса Тумбо.
Однако Сомали не в состоянии выполнить свои угрозы с точки зрения несравнимого боевого потенциала двух стран. В докладе Пентагона, представленном Конгрессу США 11 февраля, был сделан вывод о том, что армия Сомали не в состоянии самостоятельно сдерживать «Аш-Шабаб». Тем временем Силы обороны Кении все еще присутствуют на сомалийской земле в рамках миссии Афросоюза в Сомали АМИСОМ, несмотря на вывод части своих войск в прошлом году. Американский генерал Стивен Таунсенд, командующий AFRICOM, находился в регионе с 12 по 14 февраля в сопровождении посла США в Сомали Дональда Ямамото. В ходе этой дипломатической миссии они встретились с президентом Джубаленда Ахмедом Мохаммедом Исламом (он же Мадобе), которого поддерживает Кениата и которого Фармаджо тщетно пытается свергнуть с его поста после переизбрания в августе 2019 года. Сосредоточив свои войска в районе Гедо и угрожая вторжением в Кению, Фармаджо может в конечном счете попытаться отвлечь внимание международных спонсоров от своей неспособности сдержать «Аш-Шабаб». Это также может помочь федеральному правительству постараться восстановить контроль над полугосударственными анклавами на своей территории и остановить продолжающуюся «балканизацию» страны.