- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об осложнении оперативной ситуации в зоне Сахеля

Антитеррористические усилия в районе границ между Мали, Буркина-Фасо и Нигером, где развернули активную деятельность террористические группировки, будут активизированы. Об этом заявила в середине февраля министр вооруженных сил Франции Флоранс Парли в интервью марокканскому журналу «Марок Эбдо». «Страны зоны Сахеля — Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер и Чад — в настоящее время стоят перед многочисленными вызовами, и нарастание террористической угрозы — один из самых серьезных и тревожных, — отметила она. — Наши страны платят цену кровью в борьбе с терроризмом, как это было 9 января 2020 года, когда в результате атаки погибли 89 солдат армии Нигера. Эти нападения джихадистов непременно требуют усиленных военных действий». «Саммит в городе По (состоявшаяся 13 января 2020 года на юго-западе Франции встреча французского президента Эммануэля Макрона и глав государств Группы пяти (G5) зоны Сахеля — прим. ТАСС) имел решающее значение для большей интеграции партнерства, — продолжала Парли. — Объявленная в По коалиция для Сахеля будет, в частности, содействовать оперативной поддержке борьбы против вооруженных террористических группировок, усилению боеспособности вооруженных сил».  С объявлением этой коалиции военные операции в зоне Сахеля должны обрести новое дыхание, и по этой причине президент Э.Макрон объявил, что вооруженные силы активизируют свои усилия, направленные на противодействие вооруженным террористическим группировкам. И эти усилия будут сосредоточены в регионе трех границ между Мали, Буркина-Фасо и Нигером. Франция вскоре доведет общую численность своего контингента в регионе, принимающего участие в операции «Бархан», до 5,1 тысячи военнослужащих». В августе 2014 года Франция начала военную операцию «Бархан» с целью борьбы с исламистскими группировками в пяти странах Сахело-сахарского региона (Мали, Буркина-Фасо, Мавритания, Нигер и Чад). «Бархан» стала продолжением операции «Сервал», которую французские военные проводили в 2013-2014 гг. в Мали. По данным силовых ведомств, в операции задействованы в общей сложности около 4,5 тыс. человек.
Встреча в По завершилась принятием коммюнике, в котором Франция и страны зоны Сахеля выразили намерение усилить военное сотрудничество для борьбы против группировок джихадистов. В нем указывалось, что стороны «выразили желание, чтобы Франция продолжала [выполнять] взятые в Сахеле военные обязательства», а также условились координировать свои действия в «новых политических, стратегических и оперативных рамках». «Главы государств выразили решимость совместно противостоять всем вооруженным террористическим группировкам, действующим в этой зоне», — отмечалось в заявлении. Макрон и его африканские коллеги призвали партнеров «сахельской пятерки» «увеличить помощь региону в свете таких новых гуманитарных вызовов, как рост числа перемещенных лиц, беженцев, закрытие школ и медицинских центров». Главы государств также договорились «расширить и координировать усилия в целях быстрого решения ливийского кризиса, который продолжает подпитывать нестабильность в Сахеле». В свою очередь Африканский союз (АС) объявил 28 февраля о готовности развернуть в регионе Сахеля силы в составе 3 тыс. военнослужащих для противодействия действующим там исламистским группировкам.  «В реализации данного плана мы будем работать с Группой пяти зоны Сахеля (Буркина-Фасо, Мавритания, Мали, Нигер и Чад — прим. ТАСС) и Экономическим сообществом западноафриканских государств (ЭКОВАС)», — заявил в Аддис-Абебе комиссар АС по вопросам мира и безопасности Смаил Черги. Он выступил на пресс-конференции, которая состоялась на полях проходящего в эфиопской столице совместного заседания Еврокомиссии и Комиссии АС.  Черги подчеркнул, что решение о развертывании указанного контингента было принято на состоявшемся в текущем месяце саммите Африканского союза и сейчас идет его реализация. По словам комиссара, главной задачей соединения АС будет оказание помощи странам Сахеля в борьбе с террористическими группировками и в укреплении безопасности в этой части Африки.
Сейчас в Сахеле, в первую очередь на стыке границ Мали, Буркина-Фасо и Нигера, активизировала свои действия террористическая группировка «Исламское государство в Западной Африке» (ISWAP), которая является структурой «Исламского государства» (ИГ, запрещена в РФ). Она была создана в 2015 году отрядами, отколовшимися от возникшей в Нигерии исламистской террористической группировки «Боко харам». Между этими двумя структурами существует координация действий. Но самое принципиальное заключается не в этом альянсе, а то, что французы фиксируют факт того, что члены «Аль-Каиды» и «Исламского государства» сотрудничают в Сахеле, и этот момент является новой тенденции в постоянно ухудшающейся обстановке в плане безопасности. Как полагают французские и американские эксперты, это сотрудничество усилит давление на региональные правительства, но не совершенно не тождественно стратегическому сближению между «Аль-Каидой» и «Исламским государством». Тем не менее, действия, предпринимаемые этими сотрудничающими группировками боевиков, будут определять региональные стратегии Франции, Соединенных Штатов и других внешних игроков.
Местные отделения «Аль-Каиды» и «Исламского государства», а именно «Джамаат Наср аль — Ислам Валь Муслимин» (JNIM) и «Исламское государство в большой Сахаре» (ISGS), как сообщается, в настоящее время координируют свои операции. Складывающееся сотрудничество между джихадистскими боевиками до сих пор было сосредоточено больше на деэскалации напряженности между ними, а не на фактическом объединении их усилий. Но тревожное развитие событий, тем не менее, может дать обеим группам возможность нанести еще больший ущерб и без того нестабильному региону и расширить свое влияние на еще более обширные районы Африки. Сахель после разгромам военной инфраструктуры ИГ в Ираке и Сирии превратился в главный глобальный очаг воинственности, где «Аль-Каида» и «Исламское государство» создали на сегодня самые сильные филиалы в мире. По мере того как обстановка в плане безопасности продолжает ухудшаться, различные правительства и международные организации предупреждают, что экспансия этих групп может еще больше дестабилизировать правительства, распространиться на соседние страны и даже представлять угрозу для западных стран.
Первоначально JNIM и ISGS действовали из центральной части Мали и северной части Буркина-Фасо. В течение прошедшего года все более жестокие и частые нападения боевиков стали затрагивать пограничный район Мали-Нигер и южные районы Буркина-Фасо. За последний год только в Буркина-Фасо погибло более 2600 человек и более полумиллиона стали вынужденно перемещенными лицами. Волна джихадистского насилия также все больше распространяется на страны прибрежной Западной Африки. Бенин недавно стал свидетелем двух связанных с боевиками инцидентов на его северной границе, включая похищение двух французских туристов и нападение на полицейский пост. Тем временем другие государства, такие как Гана, Того и Кот-д’Ивуар, усилили меры безопасности вдоль своих северных границ. Разная географическая экспансия операций JNIM и ISGS может быть основной причиной, по которой обе группы смогли осуществить эти атаки, не перекрывая при этом друг друга и без необходимости конкурировать за территории или ресурсы. Однако боле тесное сотрудничество между этими двумя группами может теперь позволить им оказывать еще большее давление на своих общих врагов — включая правительства Мали, Буркина — Фасо и Нигера, а также международные силы, такие как французские войска и многоаспектная комплексная миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Мали (МИНУСМА)
В условиях этого нового этапа развития оперативной ситуации действия международных и местных сил безопасности будут продолжать расширяться и формировать новую траекторию развития местных аппаратов безопасности, а также усиления присутствия внешних игроков. При этом значимые региональные события, такие как крах правительства Буркина-Фасо или официальный захват каких-то территорий этими воинствующими группировками (подобно тому, что «Аль-Каида» сделала в Мали в 2011 году), вероятно, побудят Запад выделить больше войск и ресурсов для противодействия растущей угрозе. Хотя это менее вероятно, чем региональные нападения, громкое транснациональное нападение джихадистов на западные цели в регионе страну, также, способно стимулировать еще более сильную международную реакцию. Действительно, американские и французские официальные лица предупреждали, что такой удар нельзя исключать, учитывая, что как структуры «Аль-Каиды» и «Исламского государства» использовали вакуумы в рамках режимов безопасности (такие как Ирак и Афганистан), чтобы начать атаки в Соединенных Штатах и Европе. Аналогичным образом, громкое нападение исламистов на соседнюю западноафриканскую страну, такое как смертельная стрельба в отеле на побережье Кот-д’Ивуара в 2016 году, может вызвать аналогичную реакцию, хотя и в меньшей степени. В этой связи отметим, что это не совсем корректное сравнение. Ни с точки зрения масштабов этих нападений, так и с точки зрения их природы. К тому же ИГ никогда не организовывала целенаправленно никаких резонных нападений против западных целей по типу «11 сентября». Он решало сугубо внутринациональные задачи, тот же момент характерен и для целей джихадистов Сахеле.
Однако, как полагают американские эксперты, даже если не предполагать со стороны сахельских джихадистов таких масштабных нападений, западные силы вряд ли существенно изменят свои контртеррористические стратегии в Сахеле. Продолжающееся медленное, но неуклонное расширение скоординированных джихадистских операций побудит Францию выделить больше ресурсов на купирование этого конфликта, но недостаточно для кардинального изменения обстановки в плане безопасности. Соединенные Штаты, тем временем, будут продолжать стремиться постепенно уходить из региона, пытаясь переориентировать свои военные ресурсы на конкуренцию с КНР и Россией. Если западные державы сохранят свой нынешний уровень поддержки, местные органы власти в Западной Африке могут почувствовать необходимость обратиться за дополнительной помощью, что может побудить Россию стать более крупным игроком в Сахеле. Но после этого нового этапа развития событий действия (или их отсутствия) местных органов власти, особенно в Мали, Буркина-Фасо и Нигере, будут оставаться наиболее важными в оценке того, позволит ли эта новая кооперация и сотрудничество между различными группами боевиков закрепиться еще более прочно в Африке к югу от Сахары. Независимо от действий, предпринимаемых внешними игроками, до тех пор, пока эти правительства не смогут решить многие из лежащих в основе этого кризиса чисто внутриполитических проблем, что они до сих пор не смогли и/или не захотели сделать, одного военного ответа будет недостаточно для отражения растущей угрозы экспансии джихада.
Наконец, стоит отметить, что сообщения о сотрудничестве между боевиками в Сахеле не обязательно сигнализируют о более широком стратегическом сближении между «Аль-Каидой» и «Исламским государством». Хотя эти группы формально принадлежат к двум глобальным джихадистским движениям, они почти полностью состоят из местных боевиков, которые в первую очередь озабочены решением тактических задач на местах, а не глобальными целями. Учитывая это, их сотрудничество почти наверняка продиктовано тактическими и оперативными соображениями, а не идеологическим единодушием или стратегическим руководством со стороны ядер «Исламского государства» и «Аль-Каиды» в Сирии/Ираке и Афганистане соответственно. Оба глобальных движения продолжают рекламировать свое собственное идеологическое превосходство и утверждают, что они являются единственным истинным глобальным джихадистским движением. Кроме того, их филиалы продолжают напрямую конкурировать за влияние на других театрах военных действий, включая Афганистан, Северную Африку, Сомали, Сирию и Йемен. То, что эти группы сотрудничают сейчас, также не означает, что они будут продолжать это делать на постоянной основе. Любая из сторон в конечном счете начнет процесс по попыткам монополизировать свое доминирование. Локальное и даже личное соперничество между лидерами может также препятствовать взаимному сотрудничеству или заставлять группы дистанцироваться друг от друга. Но хотя такое развитие событий может уменьшить внешние угрозы, создаваемые этими группами, многие гражданские лица в этом регионе с большей долей вероятности станут участниками или жертвами этой растущей конкуренции.