- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К развитию правительственного кризиса в Ираке

В начале марта произошел ряд событий, свидетельствующих о продолжении правительственного кризиса в Ираке и невозможности, по крайней мере, в краткосрочной перспективе формирования нового кабинета министров. 1 марта парламент Ирака не утвердил новый кабинет Мухаммеда Тауфика Алауи, погрузив тем самым Ирак в опасный вакуум власти. Напомним, что были надежды о том, что правительственный кризис, начавшийся в конце ноября 2019 года отставкой правительства Аделя Абдель Махди, разрешится  назначением премьер-министра, которому президент Ирака Бархам Салех 2 февраля поручил сформировать новый кабинет. Бархам Салех назначил Мухаммеда Тауфика Алауи премьер-министром, опираясь на рекомендации блоков «Фатх» (выражает интересы вооруженных формирований «Аль-Хашд аш-Шааби») и «Саирун» (сторонники Муктады ас-Садра). Кандидат в премьеры является представителем шиитской аристократии, двоюродным братом лидера блока «Аль-Иракия» Айяда Алауи. В отличие от своего родственника, активно сотрудничавшего с американской и британской разведками и замешанного в коррупционных скандалах Мухаммед Тауфик Алауи является нейтральной фигурой, не скомпрометированной даже иракским политическим лихолетьем. В годы диктатуры Саддама Хусейна он жил в эмиграции в Великобритании, но не находился на содержании у западных спецслужб. Одновременно даже политические противники не могут упрекнуть его в тесном сотрудничестве с иранцами. Он был министром связи в правительстве Нури аль-Малики, но дважды в 2005 и в 2010 годах подавал в отставку в знак протеста против «сектантской повестки и политического вмешательства в работу его министерства».

Тем не менее, ему не удалось получить вотум доверия большинства политических партий. Согласно иракской конституции, новому главе правительства дается 30 дней на формирование и утверждение нового правительства. Если он не укладывается в эти сроки, президент Ирака должен представить нового премьера. Обе сессии иракского парламента, прошедшие 27 февраля и 1 марта, не собрали кворума. В то же время иракская конституция запрещает временно исполняющему обязанности премьер-министра Аделю Абдель Махди находиться в своем кресле после 2 марта с.г.  После неудачи в получении вотума доверия сам Алауи выступил с заявлением, в котором обозначил наличие враждебных политических сил, которые не дадут ему осуществить необходимые реформы, а также заявил, что «не хочет стать премьером за счет народа и его страданий, и предпочитает стоять с народом и его требованиями». Некоторые иракские политики ставили Алауи в вину то, что он вел секретные переговоры о формировании будущего правительства, не занимался консультациями с парламентскими блоками, чем проявил к ним неуважение, а также назначил своими советниками двух сыновей, проживающих в Лондоне. Однако в действительности отторжение кандидатуры Алауи рядом иракских политиков  имеет более веские причины.

Основную поддержку его кандидатуре оказал Муктада ас-Садр в надежде иметь слабого, контролируемого премьера. Это вызвало отторжение других сил, которые условно можно назвать «проамериканскими», выступающими против усиления «Аль-Хашд аш-Шааби» и за сохранение американского военного присутствия в стране. Отказались выразить доверие новому премьеру депутаты от Иракского Курдистана и сунниты, а также некоторые шиитские партии, опасающиеся усиления позиций Муктады ас-Садра.  К ним относятся коалиция «Правовое государство» Нури аль-Малики, а также блок «Садикун», выражающий интересы шиитской милиции «Асаиб Ахль аль-Хакк». Категорическое неприятие кандидатуры Алауи выразил суннитский альянс «Аль-Халь» во главе с нынешним спикером иракского парламента Мухаммедом аль-Халбуси.

В нынешних условиях шиитские политики, близкие к «Фатх» и «Саирун», предпринимают немалые усилия для того, чтобы остановить фрагментацию шиитского сектора иракской политики, создав единый шиитский блок, а также перетянуть на свою сторону ряд суннитских политиков. В частности, создана «шиитская команда», включающая бывшего министра внутренних дел Касема аль-Араджи, бывшего пресс-секретаря «Аль-Хашд аш-Шааби» Ахмеда аль-Асади, депутатов парламента Мухаммеда Шия ас-Судани, Аднана аль-Зурфи и Мухаммеда аль-Дараджи. Последний, в прошлом министр иракского правительства, входит в ближний круг Муктады ас-Садра. В годы диктатуры Саддама Хусейна Мухаммед аль-Дараджи проживал в Великобритании и до сих пор имеет британское подданство. К ним присоединился депутат-суннит от провинции Салах эд-Дин Мусанна ас-Самарраи. Его семья происходит из города Самарра, где расположена священная для шиитов гробница Имама Хасана аль-Аскари, место их паломничества, охраняемая подконтрольным Муктаде ас-Садру ополчением «Сарайя ас-Салам». Несмотря на это, большинство населения Самарры составляют сунниты. Несмотря на то, что данная провинция является родиной Саддама Хусейна (здесь расположен его родной город Тикрит), большая часть местных суннитов лояльна к шиитам и «Аль-Хашд аш-Шааби». Это объясняется двумя факторами. Во-первых,  расквартированные здесь Силы  народной мобилизации не обижали местное население и пользуются его доверием. Во-вторых, местные политики надеются благодаря альянсу с шиитами добиться получения значительных средств для восстановления экономики провинции, разрушенной во время войны против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Пока львиную долю этих средств получила соседняя провинция Анбар.

По мнению М.аль-Дараджи, две трети суннитских депутатов были настроены против кандидатуры Мухаммеда Тауфика Алауи, так как видели в нем ставленника Муктады ас-Садра. Заседанию парламента по утверждению нового правительства предшествовало интервью, данное М.ас-Садром телеканалу «Аш-Шаркийя». По мнению иракских журналистов, «Муктада ас-Садр говорил высокомерно, так как будто он является крестным отцом иракской политики». В своем интервью он выступил с резкой критикой по отношению к курдским политикам. По его словам, Демократическая партия Курдистана (ДПК) и Патриотический союз Курдистана (ПСК) озабочены только своими эгоистическими расчетами и не принимают во внимание национальные интересы Ирака. М.ас-Садр призвал их разорвать альянс с Соединенными Штатами и выступил с поддержкой народных социальных протестов в Иракском Курдистане, которые местное руководство рассматривает как угрозу политической стабильности. Он также пригрозил возродить «Армию Махди», терроризировавшую суннитскую общину Ирака в 2005-2006 годах, если суннитские политики «вернутся к терроризму и снова начнут взрывать бомбы в машинах». Он также позиционировал себя в качестве лидера народных протестов, хотя их участники не раз отвергали и освистывали М.ас-Садра во время его выступлений.

Иранские политические круги обеспокоены продолжающейся политической нестабильностью в Ираке и фрагментацией шиитского политического сектора. По мнению руководителя Центра арабских исследований в Тегеране Мохаммада Салеха Садекияна, провал формирования правительства Алауи свидетельствует не только о временных трудностях, переживаемых ныне Ираком, но о кризисе всей политической системы. Он обращает внимание на то, что шиитские партии имеют в иракском парламенте от 160 до 170 мест. Если бы шииты были единодушны, этого вполне хватило бы для утверждения правительства Алауи даже при противодействии депутатов-суннитов и курдов. Причину нынешнего кризиса эксперт видит в расколе шиитского спектра иракского политического класса. В свою очередь одну из главных причин этого процесса он отмечает в политическом курсе Муктады ас-Садра, имеющем, по мнению иранского исследователя, непоследовательный и эгоистичный характер. Некоторые шиитские партии испугались того, что Алауи будет марионеткой М.ас-Садра, и проголосовали против его кандидатуры. В этой связи иранский автор призывает к возрождению союза всех значимых шиитских политических партий по образцу Иракского национального альянса (ИНА), одержавшего победу на парламентских выборах 2005 года. Одновременно, по его мнению, деструктивное влияние на развитие политической ситуации в Ираке имело убийство американцами 2 января с.г. генерала Касема Сулеймани. Будучи авторитетным оператором на иракском направлении, Сулеймани мог убедить иракских парламентариев и политиков утверждать кандидатуры глав правительства, так или иначе выгодных Ирану.