- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О влиянии эпидемии коронавируса на экономику Саудовской Аравии

И без того слабеющая в последнее время экономика Саудовской Аравии по некоторым признакам испытывает сильное дополнительное давление от эффекта эпидемии коронавируса Covid-19. По состоянию на начало марта 2020 года, прямое воздействие коронавируса на экономику Саудовской Аравии сложно точно оценить.

Не менее сложно на этом этапе понять динамику этого воздействия в средне- и долгосрочной перспективе. Тем не менее, уже сейчас можно выявить основные сферы воздействия коронавируса Covid-19 на экономику Саудовской Аравии и проанализировать предпринимаемые меры реагирования со стороны Эр-Рияда.

Китай на сегодняшний день является главным торговым партнером Саудовской Аравии, как по экспорту, так и по импорту товаров и услуг. Сегодня КСА экспортирует в Китай товаров и услуг общей стоимостью 29 млрд долларов (затем следуют Япония и Индия – 25 и 19 млрд долларов соответственно). Эта ситуация под воздействием коронавируса может быть скорректирована.

Очевидно, что главное негативное воздействие пришлось на экспорт нефти во вторую крупнейшую экономику мира. Причем экономические потери для Эр-Рияда могут быть колоссальным как с учетом сокращения уровня экспорта нефти в Китай, так и принимая во внимание резкое падение нефтяных цен на мировых рынках. В частности, в марте Саудовская Аравия вынуждена сокращать свой экспорт в Китай в среднем на 500 тысяч баррелей в день с учетом сокращающегося спроса. Введенные с началом эпидемии коронавируса меры по карантину и ограничению внутренних транспортных перевозок в Китае существенно снизили спрос на топливо. Это исчисляется ежедневными потерями и сокращением поставок в среднем на 27-30%. По итогам 2019 г. Саудовская Аравия смогла увеличить экспорт сырой нефти в Китай до 47%, и довести его до 1.8-2 млн баррелей в день, опередив даже Россию в конкурентной борьбе за китайский рынок.

Цены на нефть на мировых рынках опустилась с 65-60 долларов до 48 долларов за баррель и судя по всему падение может продолжиться. По прогнозу Bloomberg, в апреле цена может опуститься ниже отметки в 45 долларов за баррель. Долгосрочный прогноз также не очень утешительный: даже при оптимистичном сценарии скорого завершения эпидемии коронавируса, средняя цена за баррель нефти в 2020-2021 гг. едва ли превысит отметку 60-65 долларов, что еще более сгущает тучи на саудовской экономикой.

К другим чувствительным секторам экономики Саудовской Аравии с потенциалом максимального эффекта коронавируса следует отнести инвестиционную сферу, туризм и потребительский сектор в целом. В стратегическом смысле это может подкосить весь комплекс усилий саудовского правительства по сокращению зависимости от углеводородов и расширению не нефтяного сектора.

В инвестиционном сегменте главные опасения связаны с двумя направлениями – нефтехимическим и инфраструктурным. Сокращение промышленного производства в Китае ведет к снижению спроса на продукцию нефтехимии. Главный местный игрок в нефтехимической отрасли – Саудовская корпорация базовых промышленных отраслей (SABIC), являющаяся к тому же четвертым в мире производителем продукции нефтехимии, уже вовсю бьет тревогу с середины прошлого года, еще задолго до начала эпидемии коронавируса. Справедливости ради отметим, что в нефтехимии ситуация не критичная, поскольку есть хорошие альтернативные возможности для маневрирования. Только в ноябре прошлого года Саудовская Аравия подписала в Сингапуре целый пакет инвестиционных соглашений в нефтехимической отрасли с ведущими клиентами из Германии (BASF), Японии (Mitsui) и Нидерландов (AMG),  а также Shell на общую сумму свыше 2 млрд долларов США.

В более сложной ситуации с точки зрения сохранения стабильного инвестирования оказалась Cаудовская Аравия на инфраструктурном треке. Страна является одним из главных реципиентов в регионе в рамках глобального и амбиционного проекта Китая «Один пояс – один путь». C его запуска в 2013 году Саудовская Аравия оказалась в числе первых стран (наряду с ОАЭ), получивших от Китая финансирование и кредитование на модернизацию инфраструктуры. В итоге в 2005-2018 гг. Саудовская Аравия получила инвестиций на сумму свыше 30 млрд долларов, став третьей после Нигерии и Пакистана в рамках этой инициативы. В ближайшие пять лет (2020-2024) новый ожидаемый пакет китайских инвестиций в проект оценивался на сумму 150 млрд долларов США, и Саудовская Аравия рассматривалась в качестве одного из главных партнеров. Теперь возможности продолжения инвестиционного плана поставлены под сомнение.

Примечательно, что туризм также попадает под удар, поскольку Саудовская Аравия в числе первых стран ввела жесткие ограничительные меры на въезд туристам и прежде всего паломникам, направляющимся в Мекку и Медину. Именно паломники составляют основу туристического бизнеса в стране и доходов от него, при том что туризм является сегодня ведущим с точки зрения доходности сектором не нефтяной экономики Саудовской Аравии (сельское хозяйство и строительство пока ему уступают).

Наконец, под удар попадает и вся потребительская сфера саудовской экономики с учетом того, что Китай являлся до настоящего времени ведущим поставщиком импорта в Саудовскую Аравию (свыше 18 млрд долларов в год), опережая существенно остальных конкурентов, включая США (7.7 млрд) и Южную Корею (5.2 млрд).

В широком плане, Сovid-19 практически наверняка отразится на темпах экономического роста Саудовской Аравии в нынешнем году. Еще до начала эпидемии коронавируса в глобальном масштабе экономика страны демонстрировала неудовлетворительные результаты. Рост ВВП прогнозировался на уровне 0.3%, что связано с предыдущими решениями в рамках ОПЕК о сокращении квот добычи и производства. Ситуацию усугубило состоявшееся в феврале с.г. новое решение в рамках ОПЕК+ о сокращении квоты еще на 600 тысяч баррелей в день как временной меры до июня с.г. Также ОПЕК+ решил продлить ранее одобренные ограничения на добычу до конца 2020 года. Нужно понимать – все это временные меры, обусловленные замедлением темпов роста китайской экономики, в первую очередь с учетом фактора коронавируса.

Прогноз для Саудовской Аравии на вторую половину 2020 года неблагоприятный, даже при сценарии скорейшего прекращения эпидемии коронавируса. Реальный рост нефтяного сегмента ВВП, который представляет собой порядка 40% всей экономической активности страны, продолжит неуклонно падать. Если же ситуация с коронавирусом пойдет по худшему сценарию глобальной пандемии – последствия для саудовской экономики будут гораздо более серьезными и приведут к резкому падению государственных доходов. Следует иметь в виду, что одобренный на 2020 год национальный бюджет сформирован на основе цены в 80 долларов за баррель нефти, которая уже опустилась ниже отметки в 50 долларов и продолжает падение.