- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военно-техническом сотрудничестве между Тунисом и Турцией

Президент Туниса Каис Саид открыл в ходе торжественной церемонии в среду 4 марта Первый тунисский салон авиакосмической и военной промышленности, начавший свою работу на территории международного аэропорта на острове Джерба.   По данным организаторов, в салоне участвуют около 250 иностранных фирм и компаний из 80 стран, в том числе из США, Канады, Германии, Бельгии, Бразилии, Турции, а также России, которую представляет Военно-промышленная компания с отдельным демонстрационным стендом.  В ходе работы выставки планируется продемонстрировать публике около сотни летательных аппаратов.  Всего за время своей работы салон рассчитывает принять не менее 40 тысяч посетителей, а также приблизительно 100 официальных делегаций, преимущественно из стран Африки и Ближнего Востока. Для нас это салон знаменателен тем, что на нем окончательно оформились партнерские отношения между Турцией и Тунисом в области использования беспилотников. И не последнюю роль в этом сыграл успешный опыт использования турками дронов во время последних по времени боев в сирийской провинции Идлиб.
Тунисские военные в скором времени будут эксплуатировать турецкие беспилотники производства TAI. По нашим сведениям, турецкий государственный конгломерат завершил первый экспортный контракт на свою модель БПЛА Anka еще в январе. Несмотря на напряженность в отношениях между Тунисом и Анкарой, турецкая оборонная промышленность все больше укрепляется в Тунисе. После нескольких месяцев переговоров TAI был выбран для поставки Вооруженным Силам Туниса трех систем Anka, каждая из которых включает 2 беспилотных летательных аппарата и наземную станцию. Эти беспилотники средней высоты long endurance могут быть вооружены ракетами MAM-L. Интересно, что TAI был выбран правительством Туниса в качестве основного поставщика в рамках конкурентной борьбы с еще одним частным турецким конгломератом группой «Байкар Макина» Оздемира Байрактара, который является двоюродным братом главы турецкого государства Реджепа Тайипа Эрдогана и его беспилотники ТБ-2 участвуют в турецких военных операциях в Ливии. Но самое главное для Анкары в данном случае то, что Тунис не уменьшил размер своего заказа, хотя его военное командование долго перебывали в нерешительности, заказать ли им две или три системы. В целом сумма контракта должна составить более 80 млн долларов. Финансирование осуществляется турецким «Эксимбанком», который управляет несколькими сотнями миллионов долларов кредитов, выделенных специально для тунисских закупок турецкой военной техники. Этот механизм сделки, созданный в 2015 году, пережил различные политические потрясения и был недавно подтвержден уходящим премьер-министром Туниса Юсефом Шахедом.
По данным французских экспертов, этот контракт может привести к тому, что TAI укрепит свое постоянное присутствие в Тунисе. Опять же, согласно ряду источников, TAI сейчас обсуждает создание партнерства с тунисской компанией по аэронавтике, название которой до сих пор держится в секрете, для выполнения всех или части сборочных работ в Тунисе и, возможно, даже для выполнения будущих экспортных контрактов. TAI следует примеру производителя бронетехники Nurol Makina, принадлежащего семейной холдинговой компании Carmikli Nurol. Эта компания, которая уже продала по меньшей мере 70 бронетранспортеров Elder Yalcin в Тунис, должна построить две сборочные линии в Бизерте на севере Туниса для производства бронетехники и бронежилетов для тунисского и западноафриканского рынков. Проект, который был объявлен в середине 2018 года после встречи министра обороны Туниса Абделькрима Збиди и вице-председателя Nurol Огюза Кармикли, требует времени для завершения, но все еще действует и даже получил поддержку могущественного Турецкого агентства по сотрудничеству в области развития TIKA. Турецкие производители бронетехники Otokar и BMC (контролируемые соратником Эрдогана Этемом Санкаком) также поддерживают тунисскую армию. В начале января BMC выиграла первый контракт на поставку девяти бронетранспортеров Vuran от Министерства внутренних дел Туниса.
Таким образом, на планы Туниса купить беспилотники TAI никак не повлияли на избрание Каиса Саида новым президентом страны, несмотря на то, что существовали опасения в Анкаре в отношении того, что  его приход в Карфагенский дворец может сработать против планов турецкой промышленной группы. Это было связано с тем обстоятельством, что К.Саид отказался принять требования Реджепа Тайипа Эрдогана по важному для Турции ливийскому вопросу. Президент Турции, который оказывает военную поддержку властям в Триполи в их борьбе с фельдмаршалом Халифой Хафтаром, посетил Тунис в декабре прошлого года, чтобы получить разрешение на использование территории страны в качестве тыловой базы. При этом он явно немного поторопился, объявив публично по итогам визита, что формируется некий союз между Анкарой, Тунисом и Триполи. Однако Каис Саид очень быстро дистанцировался от заявлений Р.Т.Эрдогана. И сделано это было по многим внешнеполитическим соображениям, среди которых одним из приоритетных было не обидеть своего легко обижающегося и могущественного соседа в лице Алжира, который отказывается признавать любое иностранное военное присутствие вблизи своих границ. Однако при этом К.Саид пока не может резко порвать с Турцией. Кроме того, в Тунисе Эрдоган может рассчитывать на неизменную лоббистскую поддержку Рашида Ганнуши, главы партии «Ан-Нахда», близкой к «Братьям-мусульманам». Р.Ганнуши сейчас все еще является председателем Ассамблеи представителей народа (АРП, парламент Туниса), а в прошлые годы исламистская партия поставила многих своих союзников на государственную службу, в судебные органы и Службы безопасности.