- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Реакция Ирана на итоги российско-турецких переговоров на высшем уровне по ситуации в сирийской провинции Идлиб

5 марта в Москве состоялись переговоры президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и его российского коллеги Владимира Путина, в ходе которой была достигнута договоренность относительно сирийского Идлиба.

Накануне встречи президентов России и Турции министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф обсудил со своим российским коллегой Сергеем Лавровым ситуацию в Идлибе и сирийское урегулирование призвав к немедленной деэскалации напряженности в регионе. сделали акцент на реализации соглашения о прекращении огня в Астане, предотвращающего рост напряженности в пострадавшем от войны регионе.

В день российско-турецких переговоров на высшем уровне председатель Меджлиса Ирана Али Лариджани и его коллега, председатель Великого национального собрания Турции Мустафа Шентоп в ходе телефонного разговора обсудили вопрос возвращения к астанинскому процессу и оказания помощи сирийскому народу и подчеркнули необходимость принятия политического пути решения для урегулирования проблемы в сирийском Идлибе, воздержания распространения войны и эскалации напряженности  в этой провинции[i] [1].

Как ни странно, но после встречи президентов России и Турции МИД Ирана не распространяло официальное заявление в связи с достигнутым соглашением. А вот иранское экспертное сообщество активно обсуждало итоги встречи Путина и Эрдогана. Так, Касим Моабели, бывший директор Департамента Ближнего Востока в МИД Ирана, заявил что «вполне возможно, что США, Израиль и даже Россия хотят противостояния Ирана и Турции на сирийской арене. Поэтому Иран не должен быть стороной конфликта против Турции в Идлибе»[ii] [2]. По словам эксперта по Ближнему Востоку «очевидно, что российское ПВО, как и в случае израильских авиаударов,  не отреагировало на на недавнюю атаку турецких истребителей. Информационное и воздушное покрытие военных действий в Сирии в настоящее время находится в распоряжении России и Москва не позволила иранцам установить зенитное оборудование на своей базе дислоцирования. В итоге Тегеран должен быть осторожен, чтобы не вмешиваться в конфликт между Ираном и Турцией».

Эксперт по вопросам Ближнего Востока Сайед Реза Садр аль-Хусейни заявил, что соглашение между Россией и Турцией, скорее всего, будет в пользу Сирии. «Учитывая ущербы, нанесенные Турции в Сирии, а также мотивация и способность сирийского правительства и вооруженных сил вытеснить иностранные силы из их страны, Турция, должна была принять новое соглашение»[iii] [3]. Он добавил, что «Турция думала, что сможет в короткие сроки захватить часть сирийской территории и реализовать свои иллюзии неоосманизма. Из-за международного и внутреннего давления на нынешнее турецкое правительство, они были вынуждены искать диалог и достичь соглашения». Аналитик также заявил, что Турция «понесла самые большие потери в сирийском кризисе, несмотря на то, что она приложила много усилий, оказала материальную и поддержку террористам, но получила наименьшую пользу и самые большие потери».

Шуайб Бахман- иранский политолог из Института стратегических исследований современного мира указав на важность достижения соглашения между Россией и Турцией и его роль для мира и спокойствия региона заявил, что «достижение соглашения между двумя странами может иметь важные и мирные последствия для региона, но следует отметить, как будет выглядеть соглашение»[iv] [4]. Если соглашение будет неполным, напряженность возобновится через некоторое время. Единственное разумное решение между Россией и Турцией или Сирией и Турцией должно основываться на всеобъемлющем плане и сроках выхода соперников (Россия и Турция) из Идлиба, в противном случае соглашение может быть нарушено любой из сторон. Он добавил, то «интересы и цели обеих сторон важны. Если Турция потеряет Идлиб, она потеряет свою игровую карту в будущих переговорах. С другой стороны, неразбериха с террористическими группами затрудняет достижение всеобъемлющего соглашения. Стороны должны действовать таким образом, чтобы Турция не считала себя проигравшей в этом конфликте, и чтобы условия были выполнены таким образом, чтобы соглашение было устойчивым и стороны были привержены его осуществлению».

Следует отметить, что ситуация в Сирии поставила Иран в трудное положение. С одной стороны, Иран поддерживает своего главного союзника Башара Асада, желает, чтобы президент Сирии восстановил территориальную целостность страны, но с другой стороны, Тегеран имеет очень тесные экономические и политические связи с Анкарой. Так, несмотря на то, что в последние годы двусторонний товарооборот резко сократился из-за санкции США в отношении Ирана, Анкара по-прежнему является один из главных торговых партнеров для Тегерана. По итогам прошлого года товарооборот между Турцией и Ираном в январе-декабре 2019 года сократился на 3,775 млрд долларов по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, составив 5,589 млрд долларов. В январе-декабре 2019 года экспорт Турции в Иран составил 2,319 млрд долларов, а импорт из Ирана – 3,270 млрд долларов. Турция является одним из крупнейших импортером иранской нефти и природного газа. Кроме этого, в последние годы стороны регулярно оказывали политическую поддержку друг друга в разных вопросах. Например, в 2016 г. когда была попытка совершения военного переворота в Турции президент Ирана Хасан Роухани был одним из первых, кто позвонил Р.Т.Эрдогану и выразил слова поддержки. Турция тоже в последние годы неоднократно поддерживала Иран после того как президент США Дональд Трамп решил выйти из СВПД и заявил об оказании максимально давления на Тегеран. Кроме этого, у Турции и Ирана есть еще другие общие интересы. Например, Анкара и Тегеран естественные союзники в курдском вопросе — обе страны противостоят созданию независимого Курдистана.

По этой же причине в последние годы Иран обычно сдержанно реагировал на действия Турции в Сирии призвав Дамаск и Анкару решить все проблемы политическим путем. Правда, Ирану недавно пришлось непосредственным образом показать «желтую карточку» Турции из-за действий последнего в Идлибе. Иранский военно-консультативный центр (MAC) в Сирии, который, как считается, имеет тесные связи с командованием спецподразделения «Аль- Кудс» КСИР ИРИ, опубликовал заявление через ливанское информационное агентство U-News против Турции. В заявлении МАС говорится: «Наши силы несмотря на то, что держали под прицелом турецких военнослужащих воздержались от ответных действий, однако армия Турции по-прежнему продолжает обстреливать из артиллерийского орудия наши позиции и центры. Мы еще раз подчеркиваем, что сыны турецкого народа в армии этой страны в районе Идлиба находятся под прицелом наших военнослужащих. Мы могли бы без труда отомстить за бомбардировку наших центров, однако следуя указу нашего командования мы воздерживаемся. Мы призываем их оказать давление и воздействовать на командование и руководство Турции для того, чтобы сохранять спокойствие и избежать смерти турецких военнослужащих на территории Сирии. Мы заявляем, что несмотря на сложившиеся очень сложные условия, по-прежнему мы будем находиться рядом с народом и правительством Сирии на арене борьбы с терроризмом до полного освобождения сирийской территории и зачистки от террористов. Мы призываем всех, что пора поразмыслить и осознать серьезность угрозы продолжения враждебных действий и нападений на Сирию»[v] [5].

Это означает, что на самом деле Иран и Турция, несмотря на имеющие тесные политические и экономические связи, фактически ведут прокси-войну друг против друга в Сирии. Недавно турецкая газета Daily Sabah сообщила, что, из Ирака в Сирию было переброшено 400 проиранских боевиков. Эти боевики из Ирана, Ирака, Ливана, Афганистана и Пакистана и координирует их действия КСИР. Также, недавно в иранском сайте Qom News появилось сообщение о том, что в интенсивных боях, происходящих в сирийской провинции Идлиб, было убито 18 членов пакистанских шиитских бойцов бригады «Зайнабиюн» и 3 бойца афганской шиитской бригады «Фатемиюн». Все они были похоронены в иранском священной городе Кум.

[i] [6] Иран и Турция: необходимость принятия политического пути решения для урегулирования проблемы в Идлибе https://parstoday.com/ru/news/iran-i110857 [7]

[ii] [8] ممکن است آمریکا، اسرائیل و روسیه بخواهند ایران و ترکیه را در سوریه در مقابل یکدیگر قرار دهند / باید مراقب باشیم بازی نخوریم http://ravapress.ir/political/%D9%85%D9%85%DA%A9%D9%86-%D8%A7%D8%B3%D8%AA-%D8%A2%D9%85%D8%B1%DB%8C%DA%A9%D8%A7%D8%8C-%D8%A7%D8%B3%D8%B1%D8%A7%D8%A6%DB%8C%D9%84-%D9%88-%D8%B1%D9%88%D8%B3%DB%8C%D9%87-%D8%A8%D8%AE%D9%88%D8%A7%D9%87/ [9]

[iii] [10] توافق روسیه و ترکیه و چشم‌انداز آتش‌بس پایدار در ادلب https://www.scfr.ir/fa/300/30102/122180/%D8%AA%D9%88%D8%A7%D9%81%D9%82-%D8%B1%D9%88%D8%B3%DB%8C%D9%87-%D9%88-%D8%AA%D8%B1%DA%A9%DB%8C%D9%87-%D9%88-%DA%86%D8%B4%D9%85%E2%80%8C%D8%A7%D9%86%D8%AF%D8%A7%D8%B2-%D8%A2%D8%AA%D8%B4%E2%80%8C%D8%A8/ [11]

[iv] [12] اهمیت کاهش منازعات در ادلب؛ روسیه و ترکیه، چراغ جنگ را خاموش می کنند؟ https://www.magiran.com/article/4021887 [13]

[v] [14] Военный центр консультаций Ирана в Сирии: армия Турции продолжает наносить удары по нашим позициям, центрам и базам https://parstoday.com/ru/news/iran-i110635 [15]