- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов некоторых образцов военной техники, применяемой ВС Турецкой Республики в ходе военных операций в Сирии. Часть 1

Проведение любой современной военной операции подразумевает необходимость обеспечения действий в различных областях. Ключевыми элементами современного вооруженного конфликта являются системы радиосвязи и радиолокационные станции, позволяющие вести наблюдение и разведку воздушной обстановки. Для противодействия этим элементам системы управления создают комплексы радиоэлектронной борьбы, которые, по мере развития радиоэлектроники и программного обеспечения получают все большие функций.

В качестве примера одной из таких разработок техники радиоэлектронной борьбы китайские специалисты приводят комплекс радиотехнической разведки (РТР) и радиоэлектронного противодействия (РЭП) «Корал», который был разработан специалистами турецкой компании ASELSAN в период с 2010 по 2015 г. Следует отметить, что создание данного комплекса стало возможным при участии более 50 компаний-подрядчиков.

Известно, что первый комплекс «Корал» был передан на вооружение Вооруженных Сил Турецкой Республики в 2016 г. – спустя год после начала операции ВС РФ в Сирийской Арабской Республики. К настоящему моменту в распоряжении турецких военных находится не менее 5 рассматриваемых комплексов, которые дислоцированы в приграничных районах.

Некоторые китайские обозреватели указывают, что один из комплексов «Корал» передислоцирован на территорию сирийской провинции Идлиб, что указывает на наступательный характер действий ВС ТР, поскольку подобная военная техника позволяет прикрывать атакующие действия и затрудняет ответные мероприятия сирийских правительственных сил. Применение рассматриваемых комплексов указывает на основную слабость ВС ТР – отсутствие полноценной системы космической разведки, позволяющей вести наблюдение за районом боевых действий в оптическом и радиоэлектронном диапазонах в режиме «он-лайн».

По данным китайских источников, комплекс «Корал» является мобильным – все компоненты размещены на грузовом шасси повышенной проходимости с колесной формулой 8х8 (пр-во компании MAN, Германия), что позволяет дислоцировать подразделение РТР и РЭП в любых районах. В состав каждого комплекса входит четыре машины с системами РТР (англ. обозначение R-ESS) и одна машина радиоэлектронного подавления (англ. обозначение R-EAS). Обмен данными обеспечивает оптико-волоконная кабельная сеть, которая позволяет располагать  машины комплекса «Корал» на удалении не более 500 м друг от друга.

 

Первые машины предназначены для наблюдения за радиоэлектронной обстановкой в диапазоне от 0,8 до 18 ГГц в обширном районе, а их бортовая аппаратура позволяет осуществлять в автоматическом/полуавтоматическом режиме, поиск, распознавание,  анализ и захват сигналов, поступающих с «опасных» источников.

К таковым турецкие специалисты относят радиолокационные станции зенитно-ракетных комплексов/систем, самолетов оперативно-тактической и разведывательной авиации. Режимы работы комплекса обозначены как RF, PRI, PW и DOA.

Программно-аппаратный комплекс «Корала» ведет постоянное обнаружение новых источников сигнала и ранжирует их по степени опасности, мощности, направленности и расположению. Данные параметры необходимы для эффективной работы машины второго типа – R-EAS, которая либо создает ложные цели для РЛС противника, либо полностью «ослепляет» их.

Китайские специалисты оценивают комплекс «Корал», как очень ценный элемент всей тактической группировки ВС ТР, действующей в Сирии, поскольку он позволяет при согласованных действия с другими «Коралами», ставить помехи в отношении систем ПВО ВКС РФ, размещенных даже на территории авиационной базы «Хмеймим».

Именно рассматриваемые комплексы позволяют маскировать действия наземных групп ВС ТР, в составе которых находятся танки, бронемашины, самоходные артиллерийские орудия, а также подразделения специального назначения.  Кроме того, комплексы «Корал» могут затруднять управление разведывательными БПЛА типа «Орлан-10».

Китайские специалисты отмечают, что для противодействия турецким «Коралам» российские военные могут использовать наличные системы «Красуха-4» или другие разработки национального ОПК.

Одновременно с комплексами «Корал» турецкие военные передислоцировали в сирийскую провинцию Идлиб новейшие радиолокационные станции артиллерийской разведки под обозначением Serhat. Данные РЛС установлены на легкие бронированные автомобили повышенной проходимости типа «Кобра», которые позволяют расчету артиллерийской разведки перемещаться с достаточно высокой скоростью. При необходимости машина может располагаться в укрытии, тогда как РЛС выдвигается на необходимую высоту при помощи телескопической гидравлической мачты.

По данным открытых источников, рассматриваемая РЛС функционирует в L-диапазоне и позволяет обнаруживать позиции (не более 5 одновременно) артиллерийских систем калибра 120 мм и более на дальности от 6 до 10 км. Кроме того, станция Serhat позволяет  создавать трехмерные цифровые карты местности, необходимые для последующего применения программирования высокоточных боеприпасов.

Китайские специалисты указывают, что ВС ТР были вынуждены развернуть рассматриваемые РЛС в Сирии после того, как сирийские артиллеристы уничтожили несколько десятков бронированных машин ACV-15, танков M-60T и других бронеобъектов при помощи буксируемых гаубиц 2Б65 (калибра 152 мм) и корректируемых боеприпасов 2К25 «Краснополь». По данным китайских источников, данные орудия и боеприпасы были поставлены из РФ в Сирию еще в 2015 г., однако в первые два года российские военные крайне ограниченно применяли дорогостоящие «Крансополи», поскольку были выявлены два основных недостатка.

– отказ полуактивной системы лазерного наведения, т.е. боеприпас, находясь в полете, не воспринимал образ цели, подсвеченной «лазерной указкой»;

– отказ взрывателя, т.е боеприпас просто падал и сохранял целостность и, в последствии попадал в руки противника.

По данным китайских источников, за прошедшие 4 года российские конструкторы и инженеры не только исправили указанные недостатки, но и приступили к созданию нового высокоточного боеприпаса в калибре 152 мм, который будет получать данные наведения от спутников системы позиционирования «ГЛОНАСС».  Китайские аналитики указывают, что даже современная модель 2К25 эффективнее, чем известный американский боеприпас Copperhead.

Китайские наблюдатели отмечают, что сирийские правительственные силы применяют достаточное количество боеприпасов 2К25, что обусловлено наличием соответствующих устройств лазерного целеуказания, поставленных из РФ. Некоторые аналитики из Поднебесной продолжают придерживаться мнения, что успешное применение высокоточных артиллерийских снарядов обусловлено грамотными действиями подразделений Сил специальных операций ВС РФ и российских советников. Первые осуществляют наведение на передовой, а вторые управляют действиями сирийских артиллеристов.

Как правило, результаты артиллерийского огня контролируют разведывательные БПЛА «Орлан-10», которые до сих пор являются основным средством сбора информации об обстановке на передовой.

В китайских  специализированных военно-технических изданиях растет количество публикаций, посвященных подробному анализу позитивных и негативных аспектов сирийского вооруженного конфликта для ВС и ОПК РФ.  Китайские специалисты отмечают, что к настоящему моменту турецкие военные пока делают национальному ОПК больше антирекламы, тогда как продукция российских оружейников оправдывает затраты официальной Москвы и привлекает внимание давних и новых клиентов.