- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О внешней политике Израиля после обнародования «сделки века»

Возможные односторонние шаги по распространению израильского суверенитета на еврейские поселения на Западном берегу реки Иордан до завершения работы специальной совместной американо-израильской комиссии могут поставить под угрозу мирный план президента США Дональда Трампа и американское признание самого этого шага. Об этом написал месяц назад в «Твиттере» посол США в еврейском государстве Дэвид Фридман.  «Видение мира президента Трампа является результатом более чем трехлетних тесных консультаций между президентом, премьер-министром [Израиля] Биньямином Нетаньяху и их высокопоставленными командами. Как США уже заявляли ранее, распространение израильского законодательства на территории, которые должны отойти Израилю по плану («сделка века» Трампа — прим. ТАСС), может произойти после завершения процесса составления карт совместной американо-израильской комиссией. Любые односторонние действия до завершения работы комиссии ставят под угрозу план и американское признание [распространения суверенитета]», — написал Фридман.  Американский посол сообщил о том, что США и Израиль создадут совместную комиссию по распространению израильского законодательства на части Западного берега реки Иордан в ходе телефонного брифинга 29 января. Днем ранее Нетаньяху принимал участие в Вашингтоне в обнародовании Трампом основных положений его предложения по ближневосточному урегулированию. Сразу после этого премьер заявил на брифинге для журналистов в Вашингтоне, что надеется, что уже 2 февраля правительство Израиля сможет утвердить распространение израильского законодательства на долину реки Иордан, но этого до сих пор не произошло.  29 января министр туризма Израиля Ярив Левин, сопровождавший премьера в ходе поездки в Вашингтон, заявил, что вопрос о распространении израильского законодательства на части Западного берега все же не будет вынесен на утверждение израильского кабинета 2 февраля, так как необходима тщательная подготовка, а для этого «нет технической возможности». Сам Нетаньяху, выступая 8 февраля в крупном поселении Маале-Адумим, заявил, что Израиль уже начал работу над картами районов на Западном берегу, которые должны отойти еврейскому государству в соответствии с планом Трампа. Глава правительства пообещал, что этот процесс будет быстрым. Фридман же в воскресенье сказал журналистам, что не уверен, что американо-израильская комиссия сумеет завершить работу до назначенных на 2 марта в Израиле повторных парламентских выборов, сообщило  израильское государственное радио «Кан». Напомним, что 28 января Трамп объявил ключевые положения «сделки века» — плана палестино-израильского мирного урегулирования. В их число вошло признание суверенитета Израиля над уже появившимися на палестинской территории еврейскими поселениями, а также отказ арабского государства от вооруженной борьбы. Кроме того, в Вашингтоне предложили сделать «неделимый» Иерусалим столицей Израиля, а Восточный Иерусалим — столицей Палестины. Израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху поддержал инициативу и выразил готовность к немедленному началу мирных переговоров. Аббас и представители радикального движения ХАМАС решительно отвергли предложения президента США.

По оценкам американских экспертов, в течение следующего десятилетия Израиль с большей долей вероятности аннексирует значительную часть Западного берега, оставив палестинцев без жизнеспособного варианта независимого государства. Либеральные и левые партии в Соединенных Штатах и Европе будут сопротивляться такой стратегии аннексии Израиля, что может быть усилено в случае прихода к власти в Вашингтоне демократов. Чтобы компенсировать такое потенциальное негативное рупутационное воздействие, Израиль будет более активно выстраивать отношения со странами, которые менее подвержены циклическим политическим изменениям, такими как Россия, Китай, Индия и арабские государства Персидского залива, в то же время укрепляя связи с центристскими и правыми правительствами во всем мире. В течение следующего десятилетия Израиль будет отходить от своей прозападной основы внешней политики к более независимой, поскольку его традиционные союзники рано или поздно начнут   давить на него в рамках  изменения своей стратегии на Западном берегу. К концу 2020-х годов правая политика возьмет верх в Израиле, что однозначно приведет к расширению  аннексионистской тенденции на палестинских территориях. Но территориально расширенный Израиль не всегда найдет поддерживающих союзников в Соединенных Штатах и Европе, и его западные союзники, вероятно, будут давить на Израиль, чтобы он изменил свою стратегию на Западном берегу.

В течение следующего десятилетия малые государства будут развивать более гибкие отношения с мировыми державами, преследуя свои национальные интересы и пользуясь преимуществами меняющейся глобальной геополитики. Израиль будет одним из них. Преследуя свои собственные интересы в отношении палестинцев и их территории, Израиль будет выстраивать международные отношения, призванные оградить его от давления с целью изменения своей стратегии на Западном берегу. Это приведет к тому, что Израиль будет более акцентировать свою политику в рамках  расширения партнерских отношений с Россией, Китаем, Индией и арабскими государствами Персидского залива и откажется от своих традиционных отношений с Европой и Соединенными Штатами. На протяжении десятилетий взаимные стратегические интересы и сочувствующая внутренняя политика определяли курс  Израиля по его альянсу с американскими и европейскими союзниками. Со стратегической точки зрения Израиль был полезным противовесом во время  холодной войне против арабских государств, опирающихся на Советский Союз, оплотом против джихадистского экстремизма и надежным партнером против других общих региональных врагов, таких как Ирак Саддама Хусейна и революционный Иран. Но некоторые из этих стратегически скреп больше не существуют: холодная война закончилась, Ирак больше не представляет региональной угрозы, и Запад не полностью согласен с израильским видением способов нейтрализации вызовов со стороны  джихадистов или Тегерана.  Партнерские союзы Израиля сейчас больше зависят от внутриполитического расклада, чем от внешнеполитического. От себя отметим, что в данных выводах есть один большой просчет: пока существует иранская угроза в рамках получения Тегераном ядерного оружия, дрейф Израиля от тесного стратегического военного партнерства с США невозможен. Причина прозаична: по глубокому убеждению всех политических партий Израиля решить эту проблему военным, санкционным или компромиссным путем в состоянии только Вашингтон. В частности, Израиль, возглавляемый правым правительством премьер-министра Биньямина Нетаньяху, нашел общий идеологический путь с консервативными правительствами Соединенных Штатов и, в меньшей степени, Соединенного Королевства. Этот внутриполитический расклад привел Соединенные Штаты и Израиль к точке, когда они координируют политику практически на личном уровне (если еще проще, то благодаря зятю президента Р.Кушнеру — авт.). Лоббирование Нетаньяху в администрации Трампа принесло значительную отдачу, например, включая американскую поддержку аннексии Голанских высот и части Западного берега. Но даже такое близкое совпадение точек зрения является временным: нет никакой гарантии, что консервативное правительство США переживет повторные выборы в течение следующего десятилетия. Ни одна политическая партия не контролировала Белый дом более трех сроков с 1933-1953 годов, когда демократы Франклин Рузвельт и Гарри Трумэн были президентом. Между тем, либеральные и левые партии Запада все чаще формируют новые платформы политики, которые не одобряют территориальную экспансию Израиля под руководством правых, отчасти из-за изменения демографической ситуации, но и в том числе и по причине того, что значительная часть  избирателей во многих западных странах именно с такого угла  рассматривают  израильско-палестинский конфликт. В конечном счете, эти партии выиграют выборы и повлияют на политику своего правительства в отношении Израиля (что касается ЕС, то эта политика и на сегодня является именно такой). Среди инструментов воздействия  на изменение стратегии Израиля на Западном берегу может быть много алгоритмов: это прежде всего замораживание, изменение или отмена сделок в области ВТС, от  которых критически зависит   израильская армия (по данным Стокгольмского Международного института исследований проблем мира, около 64% импорта вооружений Израилем с 2014 по 2018 год было только из Соединенных Штатов). Они смогут угрожать или вводить санкции в отношении институтов израильского государства, вовлеченных в аннексию, в отношении групп поселенцев и поселений на Западном берегу, а также в отношении отдельных лиц и политиков, связанных с экспансией, создавая неопределенность для торговых отношений Израиля. Даже если они не будут угрожать или вводить санкции, они смогут расширить возможности движения за массовый бойкот, изъятие активов и санкции (БДС), которое будет давить на национальные  корпорации и потребителей в рамках дистанцирования от  ведения бизнеса с организациями, связанными с палестинской политикой Израиля. Эти усилия могут привести к изменению профиля репутационных рисков компаний, ведущих бизнес в Израиле, поскольку они будут подвергаться давлению со стороны более либеральных и левых политиков. Уже сейчас в Соединенных Штатах это движение БДС набирает обороты среди либерально настроенных демократов. Смогут ли они таким образом добиться серьезной трансформации  политики в Израиле в отношении дальнейших аннексий, на сегодня остается открытым вопросом. Ясно лишь то, что Израиль будет искать новых международных партнеров, чтобы компенсировать такое давление.

Очевидно, что Израиль не позволит своим западным союзникам оказывать на него давление, вынуждая его менять политику на палестинских территориях таким образом, чтобы  ставить под угрозу его нынешний демографический баланс и его стратегический императив по поддержанию контроля над ослабленной палестинской администрацией. Вместо этого Израиль будет ориентироваться на новых партнеров, проявляющих меньший интерес к палестинскому вопросу. Этот поворот включит Россию, Китай и Индию, если Соединенные Штаты начнут более серьезную кампанию давления против палестинской стратегии Израиля. Хотя эти три державы не заменят Соединенные Штаты напрямую, они помогут Израилю диверсифицировать свои экономические и, в некоторых случаях, военные связи, чтобы изменить тесные американо-израильские отношения в нечто более похожее на то, что Соединенные Штаты имеют с Турцией, которая балансирует между Россией и Соединенными Штатами, проводя политику, которая не  обязательно учитывает ее влияние на свои связи с Москвой или Вашингтоном. В этой связи рискнем предположить, что касается позиции России, то очень сомневаемся в том, что нынешний подход Москвы  к вопросу БВУ и политики аннексии сильно трансформируется и будет различаться разительно от позиции Брюсселя и ЛАГ по этому вопросу. И то же самое справедливо в большой степени и к Индии, и к КНР.

Европейские угрозы израильским отношениям менее серьезны, чем угрозы США из-за их меньших объемов военных и экономических связей, что делает маловероятным сценарий такой  диверсификации Израиля  в сторону России и Китая в случае, если отдельные европейские государства займут более резкую позицию против политики Израиля на Западном берегу. При однозначном условии, что Соединенные Штаты останутся под властью дружественной политической партии. Вместо этого Израиль, скорее всего, будет искать примерно равные новые рынки и партнеров, чтобы дистанцироваться от держав, которые находятся под контролем либеральных или левых партий. Израиль также будет искать партнеров среди других центристских или правых правительств в других странах, таких как арабские государства Персидского залива, которые, помимо того, что консервативны и все более националистично-ориентированы, за исключением Кувейта, не имеют демократических традиционных институтов выборов, которые могут трансформировать их внешнюю политику в кардинальной степени. Арабо-израильские отношения в Персидском заливе все больше будут влиять на долгосрочную региональную стратегию Израиля, поскольку он полагается на растущие рынки и молодое население политиков этих государств. От себя заметим, что любое поколение арабских политиков практически однозначно не сможет перейти «красные линии» в рамках БВУ, как в силу проблем в экономике, так и в связи с традиционным видением этой проблемы у абсолютного большинства населения. И позиция ЛАГ и ОИС по предложенному плану Д.Трампа по БВУ тому яркое подтверждение. В глобальном масштабе Израиль будет уделять новое внимание крупным развивающимся экономикам, которые являются либо консервативными, либо правыми, поскольку он ищет идеологических партнеров, которые не ставят во главу угла палестинский вопрос. По окончании десятилетия давление со стороны Запада поможет создать такую политику в Израиле, которая будет отдавать приоритет своим собственным интересам на палестинских территориях и опираться на многополярную  глобальную геополитическую систему.