- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты об авиаударах ВВС ЦАХАЛа по территории Сирии

В начале марта этого года в СМИ, в т.ч. сирийских, появились сообщения об очередных израильских авиаударах по территории Сирии. На этот раз были атакованы четыре объекта в Центральной и Южной Сирии, связанные с «Хизбаллой», и по данным расположенной в  Великобритании Сирийской обсерватории по правам человека, эти атаки явно не были успешными. Удары были нанесены по двум военным аэропортам вблизи города Хомс – Аль-Дабаа и Эш-Шайрат, – а также по двум пунктам в районе Кунейтры, со стороны Голанских высот. «Зенитные системы режима пытались перехватить ракеты. Сирийская обсерватория на сегодняшний день не зафиксировала людских или материальных потерь», – сообщалось в израильских СМИ.

В Израиле официальные лица сообщения не комментировали. В СМИ отмечалось, что если бы противовоздушная оборона сирийской армии действительно помешала предполагаемой израильской атаке, как об этом заявило сирийское агентство SANA, «то это был бы один из немногих случаев, когда режим диктатора Башара Асада добился успеха, несмотря на то, что он регулярно лгал, заявляя о перехватах израильских ракет»[i] [1].

В конце февраля этого года израильские силы обороны уничтожили сирийский автомобиль в Кунейтре, который, по словам военных, использовался при попытке снайперской атаки на израильские войска вблизи границы на Голанских высотах во время недавней серии пограничных столкновений в этом районе. Согласно Сирийской обсерватории по правам человека, «автомобиль принадлежал ополченцам, верным сирийскому диктатору Асаду». СМИ на иврите назвали имя жертвы – Имад Тавиль, местный житель, который был завербован ливанской шиитской «Хизбаллой» и являлся местным командиром организации. В сообщениях говорилось, что И.Тавиль, по-видимому, участвовал в создании «террористической инфраструктуры», которая могла быть использована для нападений вдоль границы. Вскоре после удара БПЛА по автомобилю израильские самолеты атаковали позиции сирийской армии на Голанских высотах, поскольку напряженность вдоль границы возросла.

Хотя израильские официальные лица, как правило, воздерживаются от признания ответственности за конкретные атаки по Сирии, они признали, что с начала сирийской гражданской войны в 2011 году военные провели от сотни до тысяч рейдов. Было заявлено, что в подавляющем большинстве они были направлены против Ирана и подконтрольных ему ополченцев, в частности, «террористической ливанской группы «Хизбалла»», но силы ЦАХАЛа также наносили удары по сирийской системе ПВО, когда их батареи обстреливали израильские самолеты. Израильское военно-политическое руководство обвиняет Иран в попытке создать команды по запуску ракет и другую «террористическую инфраструктуру» на сирийских Голанских высотах для действий против Израиля. Соглашение с Россией должно было привести к вытеснению иранских и поддерживаемых Тегераном ополченцев, в том числе «Хизбаллы», на десятки километров от израильской границы.

Если официальные лица, как правило, воздерживаются от заявлений по поводу военных операций, проводимых ЦАХАЛом в Сирии, то военные обозреватели и эксперты зачастую их комментируют. Яков Лапин, научный сотрудник в Центре стратегических исследований Бегин-Садат Бар-Иланского университета и военный корреспондент в ряде мейнстримовских израильских СМИ, приводит мнение профессора Эяля Зиссера, преподавателя истории Ближнего Востока в Тель-Авивском университете, который считает, что авиаудары ЦАХАЛа в Центральной и Южной Сирии 5 марта с.г. могут быть признаком того, что Дамаск возобновил свою программу химического оружия. Профессор исходит из сообщения в израильском  издании «Йедиот ахронот», согласно которому, одной из целей ЦАХАЛа в Центральной Сирии стал объект по производству химического оружия. Если это действительно так, то, по его мнению, сирийский режим «вновь взялся за свои злодеяния» и продолжает активно разрабатывать химическое оружие, несмотря на прошлые усилия международного сообщества по прекращению программы химического оружия Дамаска.

Профессор отмечает, что у международных наблюдателей были опасения по поводу того, что Сирия возобновила свою химическую программу. «Режим во главе с президентом Сирии Башаром Асадом неоднократно использовал химическое оружие против своих суннитских граждан для массовых убийств на протяжении всей гражданской войны».

Другими объектами, которые были атакованы израильскими самолетами, «по-видимому, стали позиции террористических ячеек на юге Сирии, которые Иран и «Хизбалла» создают в рамках своих долгосрочных усилий по созданию ударных позиций против Израиля». Такие удары, пишет Я.Лапин, «скорее всего, являются отражением того факта, что иранская политика военного и террористического закрепления в Сирии продолжается, несмотря на вероятное неодобрение со стороны России, старшего партнера по проасадовской коалиции, у которого имеется свое собственное видение будущего Сирии, не включающее иранское господство».

Под руководством убитого иранского генерал-майора Касема Сулеймани, командира «Аль-Кудс», спецподразделения Корпуса стражей исламской революции (КСИР), иранцы развернули в Сирии передовое оружие, такое как крылатые ракеты, и попытались создать на всей территории страны высокоточные ракетные базы, чтобы угрожать Израилю. Израильское руководство ясно дало понять, что не потерпит наличия такого оружия в Сирии или Ливане и готово предпринять военные действия, чтобы пресечь его поставки.

После нескольких лет боевых действий в жестокой гражданской войне, которая унесла жизни более полумиллиона человек, режим Асада возвратил более 70% территории страны при содействии «иранской оси» и российской авиации. Дамаск продолжает принимать в стране иранские силы, которые рассматривают свое вмешательство в гражданскую войну как возможность превратить Сирию в плацдарм для вооруженной атаки против Израиля.

Новый командующий силами «Аль-Кудс» генерал-майор Исмаил Каани заменил К.Сулеймани после его убийства американским беспилотником 3 января с.г. в Багдаде. Эта операция, по словам Я.Лапина, восстановила американское сдерживание в регионе и заставила иранцев пересмотреть свои действия в отношении нападений на американские силы и интересы. Тем не менее, еще слишком рано говорить о том, как командование И.Каани повлияет на действия Ирана в Сирии, особенно в отношении Израиля.

По мнению Я.Лапина, пока в Иране военная промышленность по-прежнему выпускает точные ракеты с использованием новых технологий. Роль КСИР и «Аль-Кудс» при К.Сулеймани заключалась в том, чтобы передавать эти ракеты в руки радикальных ополченцев. Сегодня И.Каани пытается продолжить выполнение этой миссии. В этих условиях остановить иранцев могут только последовательные и решительные действия США, Израиля и международного сообщества[ii] [2].

«Сулеймани создал схему, и она продолжает работать», – сказал Э.Зиссер. По его словам, вряд ли до сих пор «у Каани была возможность проявить собственное влияние». По мнению израильского профессора, нынешние действия Ирана в Сирии являются продолжением того, что происходило в прошлом, пока И.Каани продолжает линию К.Сулеймани без особых изменений.

Отмечается растущая напряженность между Тегераном и Анкарой. Шаткое перемирие в сирийском Идлибе, согласованное Турцией и Россией и призванное прекратить боевые действия между турецкими и сирийскими военными, является достаточно неопределенным. По мнению израильских наблюдателей, за последние три месяца почти миллион сирийцев были вынуждены покинуть свои дома, поскольку Дамаск со своими союзниками пытается вернуть себе последнюю зону, находящуюся под контролем «повстанцев» на северо-западе Сирии.

Бои в Идлибе привели к кровавым столкновениям между турецкими военными, «которые поддерживают некоторые повстанческие группировки», и режимом Асада и верными ему ополченцами. По мнению Э.Зиссера, все это не имеет непосредственных последствий для Израиля. Более того, растущая напряженность между Анкарой и Тегераном не может рассматриваться как негативное геостратегическое развитие ситуации с точки зрения израильских интересов. «Тот факт, что этот вопрос не был решен немедленно, показывает пределы влияния России», – считает Э.Зиссер. «Следовательно, это также означает, что у Израиля все еще есть возможность продолжать действовать в Сирии» против иранского закрепления в этой стране[iii] [3].

В целом, по мнению Я.Лапина, ситуация в Сирии, потрясения в регионе, вызванные действиями К.Сулеймани, вероятно, будут иметь последствия в будущем. Война между коалицией Ирана-России-Асада и суннитскими повстанцами привела к появлению около 9,5 млн перемещенных лиц в Сирии, в результате чего появилось целое поколение сирийцев, которым не хватает домов, рабочих мест и у них нет надежды на будущее. Вероятность того, что люди, выросшие в таких условиях, будут восприимчивы к западным демократическим ценностям, невелика. А вот идеи, распространяемые радикальными исламистскими группировками, могут легко быть восприняты молодыми сирийцами, имеющими такую нестабильную жизнь. Таким образом, формируется благодатная почва для радикальных идей и вербовки.

[i] [4]                      No injuries or damage at site of Israeli strikes in Syria — report // The Times of Israel. 05.03.2020 — https://www.timesofisrael.com/no-injuries-or-damage-at-site-of-israeli-strikes-in-syria-report/

[ii] [5]                     Iran Works to Overcome the Loss of Soleimani // BESA. 10.03.2020 — https://besacenter.org/perspectives-papers/iran-soleimani-loss/

[iii] [6]                   Has Syria reactivated its chemical-weapons program? Recent strikes might provide a clue // JNS. 10.03.2020 — https://www.jns.org/has-syria-reactivated-its-chemical-weapons-program-recent-strikes-might-provide-a-clue/