- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Факты и цифры о коронавирусе в Иране

Сообщения иранских государственных СМИ говорят о том, что на фоне роста количества заболевших коронавирусом в стране и до сих пор официально не декларированного стремительного роста зараженных, принимаются жесткие меры по предотвращению заражения этой опасной болезнью духовного лидера страны аятоллы Али Хаменеи.  Он, как видно,  находится на карантине, хотя вряд ли можно  назвать карантином условия, при которых к нему по-прежнему допускаются его ближайшие помощники и близкие.  Хорошо известно, что по своему возрасту ( летом прошлого года ему исполнилось 80 лет)  аятолла Хаменеи находится в зоне повышенного риска, его организм ослаблен  целым «букетом» сопутствующих возрасту болезней, а иммунная система достаточно истощена.  Уже много лет по Ирану циркулируют слухи о том, что аятолла страдает от рака предстательной железы. Следы заболевания, как утверждают СМИ, уже даже можно видеть и сопоставлять. Однако никаких официальных подтверждений болезни до настоящего времени не опубликовано. Между тем, о серьезности нынешнего состояния здоровья аятоллы Али Хаменеи  свидетельствует тот факт, что  отменена его речь по случаю Новруза (Новый иранский 1399 год наступит 21 марта 2020 г.),  уже много лет передававшаяся из святого для иранских шиитов города Мешхеда (где и родился аятолла – В.М.) перед наступлением солнечного Нового года по национальному календарю. Внешне это выглядит как профилактическая мера, дабы избежать контакта с носителями коронавируса, с другой стороны, это может считаться формальным показателем его нахождения в карантине.

В последнее время аятолла Али Хаменеи резко ограничил число встреч. Кстати, в СМИ просочилась информация о том, что еще до принятия мер по избежанию заражения коронавирусом, аятолла Али Хаменнеи запретил общающимся с ним лицам приближаться к нему и пожимать руку или целовать ее, что входило в круг обязательных церемониальных жестов. Это, как минимум, говорит о том, что аятолла давно владеет информацией о положении в стране с коронавирусом. Несмотря на это, он не раз заявлял о том, что коронавирус не так уж опасен, не нужно преувеличивать его последствия, называя это заболевание  «фальшивой болезнью», с помощью которой враг хочет «посеять в народе страх и ужас». Другой аргументацией  Хаменеи против публикации данных о распространении в Иране этой болезни,  на ее первом этапе, в начале второй половины февраля, были  утверждения иранского руководства о том, что все это не более чем попытки врагов помешать успешному проведению парламентских выборов. Однако реальные факты говорят о другом.

Обратим внимание на публикацию на Телеграм-канале  Sehamnews, в которой говорится о том, что коронавирусом заразился один из ближайших помощников аятоллы Али Хаменеи – Хосейн Мохаммади. В окружении Хаменеи  это сообщение, касающееся и других высокопоставленных чиновников, объявили неправдой. Тем не менее подтверждена кончина ряда высокопоставленных деятелей исламского режима, в их числе – экс-замглавы МИД ИРИ Хосейна Шейх-оль-Эслама, члена Совета по целесообразности принимаемых решений Мохаммада  Мир-Мохаммади, депутатов парламента Фатемэ Рахбар и Мохаммад-Али Рамезани, избранных лишь в прошлом месяце. Данные СМИ от 11 марта говорят о том, что среди высокопоставленных деятелей исламского режима в Иране  заболели коронавирусом 43 человека, а скончались – 14.  Среди скончавшихся, объявленных ныне «шахидами» — погибшими за правое дело, такие видные священнослужители как аятолла Неъматолла Хоссейни-Кахлаи и один из ближайших сподвижников  аятоллы  Али Хаменеи – Мохаммад Алави-Табар, избиравшийся депутатом иранского парламента. Военное ведомство сообщило о смерти 5 видных деятелей КСИР.

Однако при впечатляющей  статистике распространения коронавируса по провинциям страны  и большого количества летальных исходов заболевания,  иранское правительство по-прежнему уклоняется от объявления карантина даже в пределах тех регионов, где ситуация приняла угрожающие размеры.  Президент Хасан Роухани как глава исполнительной власти не раз аргументировал это тем, что объявление карантина на руку врагам, который мечтают о том, чтобы под прикрытием коронавируса «закрыть Иран».  Как информируют социальные сети, за объявление карантина выступает духовный лидер страны, а поскольку президент оппонирует такому решению, аятолла Али Хаменеи пытается взвалить на Х.Роухани ответственность за сложившуюся ситуацию. При этом президент не раз публично заявлял, что у него нет достаточных полномочий для вынесения такого решения, ибо это может делать лишь Высший совет национальной безопасности во главе с адмиралом Али Шамхани, напрямую подчиняющийся аятолле Али Хаменеи.

После нескольких дней отсутствия на публичных мероприятиях, Х.Роухан выступил 11 марта на заседании президиума правительства, где коснулся мер по обузданию эпидемии коронавируса.  Он сказал, что эти меры положат конец «шествию болезни по стране», они коснутся каждого города, каждой провинции. Однако о конкретике пока ничего не сказано.  Следом объявлено о том, что Х.Роухани  станет во главе национального штаба противодействия распространению коронавируса.  Вероятно, это является ответом на повсеместно раздававшуюся  в эти дни критику по поводу полнейшего бездействия исполнительной власти в условиях, когда ситуация с коронавирусом реально вышла из-под контроля.

При этом, губернаторы ряда провинций, например, Фарс на юге Ирана, требуют немедленного введения карантина. К этому требованию присоединились и ряд парламентариев.  Так, Бахрам Парсаи считает, что если Фарс своевременно введет карантин, это поможет избежать таких темпов заражения коронавирусом, какие наблюдаются в эти дни в Куме  и в северной провинции Гилян.  Такого же требуют и в отношение прикаспийской провинции Мазендеран и столичного мегаполиса, где необходимость введения карантина просто насущна. Некоторые депутаты парламента требуют введения контроля над въездом и выездом в больших городах. Их поддержал мэр Шираза Хейдар-Эскандарипур, заявляющий о необходимости в нынешних условиях  ограничить число передвижений граждан по стране.

Минздрав ИРИ объявил 11 марта, что количество зараженных  коронавирусом достигло 9 тысяч человек, при этом число умерших составило 354 человека. Сообщивший эти цифры пресс-секретарь ведомства д-р Киянуш Джаханпур уточнил, что темпы роста заболевших и умерших за последние сутки побили все прежние «рекорды». Новых заболевших за сутки  прибавилось на 958 человек. Одновременно, по данным Минздрава ИРИ, состояние 2959 человек существенно улучшилось. С другой стороны, неофициальные источники заявляют о том, что эти цифры далеки от реальных.  Официальная статистика уклоняется от предоставления объективных данных, дабы «не расстраивать» население страны, и без того испытывающего неимоверные трудности.