- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Ливане: февраль 2020 г.

Общественно-политическая и экономическая ситуация в Ливане в феврале 2020 года продолжала оставаться напряженной. Главные вызовы для Ливана при этом были связаны с продолжающимся экономическим кризисом. Однако были и позитивные моменты, внушающие надежду на постепенную стабилизацию. К ним можно отнести утверждение ливанским парламентом нового кабинета министров Хасана Диаба, а также начало геологоразведочных работ на ливанском шельфе, которое можно считать первым шагом на пути эксплуатации газовых месторождений Ливана. Протестное движение в феврале также стало идти на убыль. Это было связано как с общей усталостью ливанцев, так и с тем, что Хасану Диабу удалось перехватить некоторые лозунги протестующих и позиционировать себя в качестве выразителя их интересов.

Главным предметом заботы как для ливанского политического класса, так и для рядовых жителей страны в феврале 2020 года продолжала оставаться экономика. При этом банковский сектор страны продолжал оставаться в глубоком кризисе. 3 февраля было объявлено о том, что большинство ливанских банков на 50% уменьшили лимит выдаваемых вкладчикам валютных средств. Так, если раньше ограничения составляли 300 долларов в неделю, то затем Ассоциация ливанских банков приняла решение о выдаче не более 300 долларов в две недели. Впрочем, здесь были установлены привилегии для владельцев больших вкладов. Так владельцы депозитов на сумму более 100 тысяч долларов США имеют право получать 500 долларов в 15 дней, а владельцы депозитов в миллион долларов и более – 1000 долларов.

5 февраля спикер ливанского парламента Набих Берри заявил о том, что, несмотря на ограничительные меры, пять ливанских банков  с начала кризиса перевели за рубеж 2,3 млрд долларов и попросил Центробанк и министерство финансов разобраться с этим вопросом. 7 февраля председатель Банковской контрольной комиссии Ливана Самир Хаммуд подтвердил эти сведения, но отметил, что сумму в 2,3 млрд долларов перевели в швейцарские банки не пять банков Ливана, а все банки. Ссылаясь на тайну вкладов, он сказал, что не может назвать собственников этих денег. 7 февраля Бейрут посетил региональный директор Всемирного банка Сиродж Кумар. В ходе переговоров с министром финансов Ливана Гази Вазни он отметил, что возможная помощь Всемирного банка Ливану будет обусловлена программой реформ, которую представит правительство.

19 февраля спикер парламента Набих Берри на встрече с посетившим Ливан министром иностранных дел Греции Никосом Дендиасом констатировал, что наилучшим решением для выхода страны из финансово-экономического кризиса будет реструктуризация долга. Он отметил, что было бы неприемлемо перекладывать тяготы переживаемого Ливаном кризиса на рядовых граждан стран, «вынужденных тратить годами наработанные сбережения в условиях взрывного роста цен на самые необходимые товары».   20-23 февраля Бейрут посетила делегация Международного валютного фонда (МВФ). Международные финансисты призвали ливанское правительство ввести единый обменный курс вместо существующих сейчас банковского и «уличного». В настоящее время обменный курс Центробанка составляет 1560 фунтов за доллар, однако поменять валюту по нему не представляется возможным. Делегация МВФ предложила ввести новый курс в диапазоне от 1750 до 2000 фунтов за доллар.

27 февраля был наконец-то сделан первый шаг на пути освоения энергетических ресурсов Ливана. Французское бурильное судно Tungsten Explorer начало работы на 4-м блоке шельфовых месторождений на расстоянии 30 км от Бейрута. Судно принадлежит французской компании Total. Напомним, что 2 февраля 2018 года министр энергетики Ливана Сезар Абу Халиль объявил о том, что консорциум в составе компаний «Новатэк» (Россия), Total (Франция) и Eni (Италия) подписали с правительством Ливана соглашения о разведке и добыче углеводородов в отношении шельфовых блоков 4 и 9 в восточной части Средиземного моря. Доля участия «Новатэка» – 20%, Total, – 40%, Eni – 40%. Оператором проекта является Total. Бурение в торжественной обстановке открыл президент Ливана Мишель Аун. Президент заявил: «Сегодня счастливый день для нас и для всех ливанцев. Мы надеемся, что мечта, которую мы вынашивали с 2013 года, наконец-то будет реализована. Сегодня исторический день». Мишель Аун поблагодарил компании Total, Eni и «Новатэк» и выразил надежду на плодотворное сотрудничество с ними в Исключительной экономической зоне Ливана.

11 февраля ливанские СМИ сообщили о том, что парламент страны вынес вотум доверия правительству Хасана Диаба, сформированному 23 января с.г. При этом за доверие новому кабинету проголосовали 63 из 128 депутатов парламента. 20 депутатов проголосовали против, 1 воздержался, остальные не явились на сессию.

В связи с тем, что новое правительство было сформировано партиями Коалиции 8 марта во главе с движением «Хизбалла», в Ливане не утихают политические баталии между различными политическими силами. 14 февраля лидер движения «Мустакбаль» Саад Харири выступил с речью по поводу годовщины убийства премьер-министра Ливана Рафика Харири (2005 год). В своей речи он  обрушился с жесткой критикой на Свободное патриотическое движение (СПД) и его лидера Джебрана Басиля. Он также обвинил некоторые политические партии страны в том, что они «стремятся ко второму убийству Рафика Харири». При этом он назвал Джебрана Басиля «теневым президентом», узурпирующим власть в стране. «Вы знаете, я уважаю Мишеля Ауна. Но я вынужден был иметь дело с двумя президентами, и особенно с теневым президентом», — отметил Саад Харири. Намекая на Ауна, Басиля и СПД, Харири заявил: «Ментальность гражданской войны побуждает их к уничтожению Прогрессивно-социалистической партии, «Ливанских сил», протестного движения, движения «Мустакбаль». В свей речи однако Харири не выступал против «Хизбаллы» и ни  разу не упомянул о «нелегальном оружии», находящемся в распоряжении одной партии. Журналисты газеты Orient le Jour полагают, что Саад Харири не хочет портить отношения с «Хизбалой» и «Амаль», так как надеется вернуться на пост премьера. Он полагает, что кабинет Диаба уйдет через три-четыре месяца и его вновь призовут на пост главы правительства.

16 февраля генеральный секретарь движения «Хизбалла» Хасан Насралла в речи, посвященной памяти убитых лидеров и активистов движения похвалил Хасана Диаба и министров нового правительства, взявших на себя ответственность в условиях тяжелейшего экономического кризиса. «Мы должны воздать хвалу премьер-министру и министрам нового кабинета за их смелость. Они взвалили на свои плечи ответственность в тех сложных и болезненных обстоятельствах, в которых мы оказались», — заявил генсек «Хизбаллы». Насралла отметил: «В этой сложной ситуации я призываю отделить финансовое и экономическое досье от политического конфликта в стране и оставить в стороне выяснение старых обид». Он призвал к созданию «панели, которая объединит большинство и оппозицию, поскольку экономическая и финансовая ситуация довольно опасны».

17 февраля лидер партии «Ливанские силы» Самир Джаджаа заявил, что «Только «Хизбалла» может остановить коллапс в стране» и призвал этого движение, являющееся его политическим противником, сделать в этой связи три шага. Во-первых, вести борьбу с коррупцией на деле, а не только на словах. Во-вторых, отказаться от проведения региональной политики и свернуть свое участие в конфликтах в Сирии, Ираке и Йемене, а также отказаться от зарубежного (читай иранского) покровительства. В-третьих, включить свои вооруженные формирования в состав ливанской армии. Очевидно, что это нереальные и невыполнимые условия.

В свою очередь Хасан Диаб, стремясь укрепить свои позиции  в суннитской общине, проводил встречи с мусульманским религиозным истеблишментом. 12 февраля состоялась его встреча с руководителем главного суннитского муфтията Ливана Дар аль-Фатва шейхом Абдель Латифом Дерьяном, на которой лидер исламского духовенства заверил Диаба в своей поддержке.

В области внешней политики главным событием стал визит в Ливан спикера уходящего иранского парламента Али Лариджани, проходивший 17-18 февраля. Спикер Меджлиса провел переговоры с президентом Мишелем Ауном, спикером парламента страны Набихом Берри и генсеком движения «Хизбалла» Хасаном Насраллой. В ходе встречи с Мишелем Ауном он поздравил ливанского президента с формированием правительства, а также передал ему приглашение верховного лидера ИРИ Али Хаменеи посетить Тегеран. Али Лариджани заявил о солидарности Ирана с ливанским народом в сложное время экономического кризиса и заверил в готовности ИРИ оказать Ливану экономическую помощь.

28 февраля министр иностранных дел Ливана Насиф Хитти начал свой визит во Францию. В его ходе, по информации ливанских источников, Н.Хитти планировал провести встречи с министром иностранных дел Франции Жан-Ивом Ле Дрианом, а также с руководителями обеих палат французского парламента и Комитета по международным делам Сената Франции. В задачу Хитти входит активизация ливанского лобби в политических кругах Франции для оказания его стране экономической помощи.