- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Иран накануне выборов

После того как 80% кандидатов от лагеря реформаторов не получили одобрения Наблюдательного совета и само участие их представителей оказалось поставленным под вопрос, казалось бы, консерваторы, чьи кандидаты в своем большинстве были допущены к выборной гонке, могут расслабиться. Однако накал страстей внутри этого лагеря все возрастает, и возможность его раскола увеличивается.

Коалиция консерваторов – Объединенный фронт консерваторов, формирование которого началось еще летом 2007 г., объединила три основных течения внутри лагеря консерваторов (сторонники правительства, правые традиционалисты и прореформаторски настроенные консерваторы), однако она не сумела стать представителем интересов всех групп консервативной направленности. В этой коалиции руководство штабом по подготовке к выборам взяли в свои руки представители первого, наиболее радикально настроенного направления, что вызвало недовольство и даже опасения у ряда политических деятелей этого спектра.

Такие известные фигуры консервативного лагеря, как М. Резаи (бывший командующий Корпусом стражей исламской революции, а в настоящее время секретарь Совета по целесообразности принимаемых решений), мэр Тегерана М.Б. Галибаф (его рассматривают как наиболее вероятного соперника нынешнего президента на выборах 2009 г.) и бывший секретарь ВСНБ, представитель рахбара в этом совете А. Лариджани, из-за противодействия сторонников президента не попавшие в руководящие органы «Объединенного фронта консерваторов», осенью 2007 г. встали на путь формирования новой коалиции консерваторов. Ее основой может стать созданная в середине декабря Партия развития и справедливости исламского Ирана.

К «новому треугольнику консерваторов» примыкает движение «Независимые консерваторы» (Осульгарайан-е мостагел, лидер – М. Хошчехре). Это объединение было сформировано группой депутатов меджлиса, отколовшихся в начале прошлого года от фракции консерваторов.

До сих пор не было официально объявлено о создании нового объединения, которое называют Всенародной коалицией консерваторов (Второй коалицией или коалицией независимых консерваторов), хотя о вхождении в нее уже заявили 15 политических объединений. Среди них коалиция партий «Хизбалла», «Абадгаран-е джахади», партия зеленых и др.

Руководители нового союза не скрывают своих связей с представителями высших религиозных авторитетов Ирана – марадже-оттаклидами, оказывающих им непосредственную поддержку и вдохновивших их на участие в предвыборной кампании. Объединение преподавателей Кумского религиозного центра и его руководитель аятолла Йезди обратились с просьбой к А. Лариджани стать их представителем в меджлисе.

Осознавая, что появление нового движения означает окончательный раскол консервативных сил, Объединенный фронт консерваторов со своей стороны предпринимает попытки договориться с руководителями новой коалиции о совместных действиях на выборах и, возможно, о выставлении списка общих кандидатов. По имеющейся информации, при посредничестве представителей Общества борющегося духовенства член Центрального совета фронта Али Реза Закаи неоднократно встречался с А. Лариджани, М.Б. Галибафом и М. Резаи. В последние дни в список этого объединения от Тегерана был включен сам А. Лариджани. Однако, хотя в списке фигурируют кандидаты от трех течений консерваторов, доля представителей групп «Сторонники правительства» несколько выше, хотя эти лица мало известны в Иране и, по предварительным оценкам, вряд ли смогут набрать большинство голосов. Восемь мест из 30 отдано кандидатам от консерваторов реформаторского толка.

Новый треугольник консерваторов, продолжая консультации с Объединенным фронтом по вопросу включения большего числа своих кандидатов в общий список, параллельно ведет работу по формированию своего отдельного списка кандидатов. По некоторым данным, они определили для представителей Объединенного фронта крайний срок – 3 февраля, и если до этого момента их пожелания не будут удовлетворены, то Всенародная коалиция будет выступать на выборах отдельной силой. Согласно сообщениям «Джомхури-йе ислами» от 6 февраля, член Центрального совета этого объединения Х. Конани Могаддам заявил, что, поскольку представители Объединенного фронта не пошли на уступки и отказались включать в свой список кандидатов, предлагаемых Всенародной коалицией, консерваторы будут выставлять на выборах два списка. Таким образом, учитывая отстранение реформаторов от участия в выборах, конкуренцию друг другу могут составить фундаменталисты Объединенного фронта и новое объединение консерваторов – сторонников реформ.

Некоторые политические обозреватели, оценивая происходящее, проводят аналогию с событиями, имевшими место накануне выборов в меджлис 5-го созыва. За несколько месяцев до выборов группа лиц, включающая министров, заместителей министров, советников правительства Хашеми-Рафсанджани, выразив недовольство положением внутри лагеря консерваторов, объявила о формировании нового политического объединения — «Каргозаран-е сазандеги», превратившегося в дальнейшем во влиятельную партию. Известно, что часть консерваторов с первых дней прихода к власти М. Ахмадинежада выражали недовольство его заявлениями и действиями, считая их излишне радикальными и не отвечающими интересам развития страны. За два с половиной года его президентства критика в его адрес со стороны некоторых течений консервативного лагеря значительно усилилась. В то же время сторонники президента стремились взять под свой контроль все группы консерваторов, само движение они начали называть фундаменталистским, и основным принципом их деятельности стала верность правительству и президенту. Старая гвардия консерваторов, оттесненная с руководящих постов новым поколением приверженцев крайне радикальных взглядов, решила вернуть утраченные позиции и «выдавить» команду президента М. Ахмадинежада из властных структур. Однако, исходя из того, что духовный лидер ИРИ и его окружение традиционно используют «тактику противовесов», можно предположить, что ослабление Объединенного фронта консерваторов было допущено умышленно. Допуская возможность дальнейшего укрепления после выборов объединения консерваторов, тесно связанного с М. Ахмадинежадом и правительством, и не желая вновь использовать «административный ресурс» при проведении на будущий год выборов президента, они пошли на создание Второй коалиции, в которую вошли «прореформаторски настроенные консерваторы». Это было сделано в расчете на то, что новая коалиция сумеет оттянуть на себя определенную часть голосов левого спектра консерваторов, а, возможно, и реформаторского лагеря, что позволит сохранить как законодательную, так и исполнительную власть в руках консерваторов умеренного толка.