- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военно-техническом сотрудничестве Китая и АРЕ в секторе техники ВМС

По данным китайских источников, военно-политическое руководство Арабской Республики Египет уделяет большое внимание поддержанию боевой готовности и модернизации ВМС, которые играют значительную роль в обеспечении национальной безопасности страны. Страны средиземноморского региона преимущественно имеют на вооружении дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) немецкой и французской разработки, которые обладают небольшими размерами, что продиктовано условиями района действий.

Кроме того, большинство стран средиземноморского региона не обладают финансовыми возможностями для приобретения и дальнейшего содержания многоцелевых атомных подводных лодок. Подобные субмарины, представляющие ВМС США, Великобритании и Франции периодически действуют в акватории Средиземного моря и, в основном, они ведут разведку деятельности ВМФ РФ в восточных районах, а также выступают в качестве дополнительных носителей крылатых ракет, которые применяют в рамках ударных операций в странах Ближнего Востока.

Китайские специалисты связывают повышение активности официального Каира в области совершенствования национальных ВМС с осложнением военно-политической обстановки в Средиземном море, которая связана с действиями официальной Анкары по вопросу о принадлежности участка морского нефтеносного и газоносного шельфа. Обозреватели китайских специализированных военно-политических изданий отмечают, что турецкая сторона развила высокую активность в вопросах бурения разведочных скважин в акватории Средиземного моря, при этом обеспечение разведочных работ возложено на ВМС Турецкой Республики, которые на регулярной основе выделяют боевые надводные корабли для сопровождения плавучих буровых установок.

Кроме ресурсного аспекта необходимо выделить и военно-транспортный. Турецкая сторона активно использует морские маршруты для перевозки вооружения, военной и специальной техники в Ливию в рамках поддержки Правительства национального согласия.

Власти Египта неоднократно предупреждали турецкую сторону о недопустимости вмешательства во внутренние дела Ливии и повышении уровня нестабильности в регионе в целом за счет поставок оружия и перемещения исламистов на коммерческих судах. В качестве меры убеждения ВМС АРЕ даже провели масштабные учения с участием дизель-электрических подводных лодок проекта 033.

Указанные субмарины хотя и прошли неоднократные ремонты и модернизацию при участии американских специалистов, однако они полностью выработали свой ресурс и по своим тактико-техническим характеристикам не представляют серьезной угрозы для современных надводных кораблей ВМС Турецкой Республики.  Вполне очевидно, что в данной ситуации официальный Каир обратился к кораблестроителям из Франции, Республики Корея и КНР с предложение об участии в тендере на поставку 4 дизель-электрических подводных лодок с воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ) нового поколения.

По данным открытых источников, в конкурентной борьбе с ДЭПЛ проекта Е1400 (пр-во Республика Корея) и «Скорпене» (пр-во Франция) победу одержали китайские кораблестроители, которые предложили египетским ВМС подводную лодку проекта S-26E,  проект которой был разработан специалистами 701-го НИИ Китайской кораблестроительной промышленной корпорации.

В качестве основы для новой экспортной субмарины китайские конструкторы использовали документацию от ДЭПЛ проекта 039А/В, которые в свою очередь были разработаны на базе советских/российских лодок проекта 636 «Варшавянка». Основное отличие китайских лодок проекта 039А/В состоит в наличии воздухонезависомой энергетической установки типа «двигатель Стирлинга» мощностью 110 КВт, которая является дополнительным средством обеспечения электродвижения лодки в подводном положении на скорости от 2 до 4 узлов.

Следует отметить, что по мере освоения данной технологии китайские кораблестроители модернизировали  лодки проекта 636 – врезали по дополнительному отсеку длиной около 10 м. в прочные корпуса российской сборки и тем самым продлили сроки службы субмарин.

По данным китайских источников, лодки проекта S-26E оснащают новыми «двигателями Стирлинга» мощность 260 КВт, которые обеспечивают скорость до 4 узлов и дальность плавания в подводном положении на дальность 768 миль. На максимальной подводной скорости 17 узлов и при условии зарядки аккумуляторов 80% данная лодка может преодолеть не более 260 миль.

Известно, что движение в надводном положении обеспечивают три 16-ти цилиндровых V-образных форсированных дизельных двигателя немецкого производства – MTU-16V396SE84.

Максимальная автономность подводного плавания составляет 20 суток, а при поддержке со специальных судов обеспечения продолжительность похода может достигать 65 суток. Максимальная дальность плавания составляет 8000 миль.

В отношении ДЭПЛ с ВНЭУ проекта S-26E известно, что это классическая двухкорпусная лодка, которая изготовлена из высокопрочных сталей марок 912А и 980 (применяется при строительстве АПЛ проектов 093 и 094), которые обеспечивают возможность погружения до 300 м. Производство сталей указанных марок налажено на нескольких металлургических комбинатах в КНР. Срок службы корпуса составляет 25 лет.

 

Сборку лодки выполняют на судостроительном заводе в г.Учан, который расположен в районе г.Ухань на реке Янцзы, что позволяет выводить лодки на испытания в Восточно-Китайское море при помощи компактных доков и буксиров.

Представляется возможным указать основные параметры лодки проекта S-26E, а именно: длина 77,7 м, ширина 8,6 м, высота 9,2 м. Водоизмещение надводное составляет 1800 тонн, а подводное уже 2350 (по другим данным 2500) тонн. Корпус лодки разделен на шесть отсеков – торпедный, первый аккумуляторный, центральный пост, обитаемый, второй аккумуляторный и отсек силовых агрегатов. Экипаж лодки составляет 38 человек, что обусловлено высоким уровнем автоматизации процессов управления.

Экипаж лодки может применять торпедное и ракетное вооружение (боекомплект 18 ед.) благодаря шести торпедным аппаратам калибра 533. При необходимости лодка может выполнять постановку минных заграждений – до 30 мин. В состав вооружения входят тяжелые торпеды «Рыба-6» и противокорабельные ракеты «Инцзи-84» или противолодочные управляемые ракето-торпеды CM-708UNB.

К настоящему моменту предприятия ОПК КНР не освоили выпуск крылатых ракет, позволяющих наносить удары по наземным или надводным целям на дальности более 300 км. Особую сложность представляет именно технология запуска из торпедного аппарата.

Некоторые китайские конструкторы предлагают снизить сложность проектирования и просто внедрять в прочный корпус лодки отсек с шестью или десятью вертикальными пусковыми установками для крылатых ракет.

Слежение за обстановкой, ведение разведки, обнаружение целей и наведение вооружения обеспечивают две гидроакустические станции – «Тип 205» антенны установлены в корпусе лодки и «Тип 265» буксируемая. Совокупность этих гидроакустических средств позволяет оператору обнаруживать в пассивном режиме надводные цели на удалении 50 км., подводные цели на дальности 20 км. Программно-аппаратный комплекс позволяет единовременно сопровождать более 40 целей и обстреливать от 4 до 6 наиболее опасных из них.