- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О планах ФРГ относительно внутриафганских переговоров

В четверг в Кабул прибыл очередной депортационный рейс из Германии, на борту которого было 39 афганцев, высланных из 9 федеральных земель, включая Берлин. Это одна из попыток федерального правительства несколько смягчить миграционную ситуацию, однако для ее реализации требуется стабилизация самого Афганистана. С одной стороны, практику депортаций, а нынешний рейс, по статистике немецких СМИ, стал 33-м с 2016 г., критикуется правозащитниками, с точки зрения которых, на родине высланные не могут быть в безопасности. Только в террористической атаке в Кабуле на прошлой неделе погибли 32 человека, а пострадали, по разным оценкам, от 50 до 80.

С другой стороны, сами депортированные афганцы не намерены оставаться в стране на продолжительный период времени, а многие из них собираются вернуться в Германию. Опросы журналистов, проведенные среди тех, кого выслали в четверг, показали, что свой маршрут для возвращения в ФРГ они будут выстраивать через Иран и Турцию. Ситуация с последней такова, что для воздействия на европейских союзников Анкара любит использовать отказ от сдерживания потока мигрантов, а потому, шансы снова оказаться в Германии для тех, кто покинул ее на текущей неделе, весьма высоки.

Таким образом, решение проблемы беженцев из Афганистана требует комплексного подхода, способного обеспечить стабилизацию страны и, как следствие, снижение воздействия на ее граждан выталкивающих факторов. Еще в прошлом месяце, комментируя соглашения США и движения «Талибан» (запрещено в России), глава МИД Германии Х.Маас отмечал: «Недавние события в Кабуле и Дохе являются признаком надежды. Они являются долгожданным шансом начать мирный процесс в Афганистане. Крайне важно, чтобы движение “Талибан” еще больше сократило насилие. Все участники должны выполнять свои обязательства и начать внутриафганские переговоры как можно скорее». При этом министр добавил, что, с одной стороны, необходимо предотвратить «диктатуру талибов», на которую все чаще намекают немецкие эксперты. С другой стороны, что ФРГ «готова оказать существенную поддержку предстоящему внутриафганскому мирному процессу и будет продолжать работать со своими партнерами над долговременным решением конфликта в Афганистане».

Затем, уже выступая в Бундестаге, Х.Маас сообщил, что Берлин готов выступить в качестве организатора переговоров. Это замечание было высказано на заседании, посвященном дальнейшему участию немецкой стороны в миссии «Решительная поддержка». При этом глава федерального внешнеполитического ведомства подчеркнул, что контингент бундесвера в Афганистане может потребоваться для поддержания стабильности страны. Впрочем, этот аргумент не имеет сильного значения для оппозиционных партий, которые требуют от правительства не стратегии дальнейшего присутствия, а «стратегии выхода», как обозначила свой вопрос депутат СвДП М.-А.Штрак-Циммерман.

И это пример сдержанной критики, поскольку позиции других партий выглядят существенно более бескомпромиссными. Так, «Альтернатива для Германии» настаивает на выводе бундесвера. И в этом с ней солидарны «Левые», что означает не только более сильное давление на правительство, но и то, что АдГ уже далеко не всегда остается в одиночестве. В том числе при обсуждении оборонной и внешней политики. А у партии, напомним, есть вполне определенное восприятие ближневосточных реалий, среди которых волнующая Израиль тема ИРИ и его прокси. В рядах «Зеленых», в свою очередь, распространяется мнение о необходимости переформатирования мандата бундесвера, что в принципе не так уж и далеко от «стратегии выхода»   СвДП, поскольку в таком случае ФРГ будет вынуждена исходить из текущих реалий американской политики.

В целом, политика Германии в отношении Афганистана, как и многие другие региональные направления находится под серьезным негативным воздействием внутриполитической ситуации, связанной с начавшейся борьбой за власть, что было спровоцировано перестановками, готовящимися в ХДС,  а также давлением миграционного кризиса. Последний угрожает Германии новым витком не из Афганистана, но именно за счет депортации афганцев правительство пытается несколько смягчить общее положение. В том, что касается упомянутого соперничества, что можно считать первым этапом будущей битвы за пост канцлера, интересно, что в последние дни обозреватели немецких СМИ все чаще вспоминают Г.Шредера. Он, с одной стороны, поддержал США  в их антитеррористической миссии в 2001 г., а с другой, при нем была организована в том же году Боннская конференция по Афганистану. Последнее, судя по словам Х.Мааса, Берлин хотел бы повторить в нынешних условиях, выступив площадкой и посредником для межафганских переговоров.

Против политического процесса с высокой долей вероятности серьезных возражений не имела бы даже оппозиция, исключая наиболее радикальных ее представителей, которые борются не с идеей, а ее авторами. Однако правительство делает афганский вопрос комплексным, включая сюда и присутствие Бундесвера. А эта тема опасна не только при обсуждениях в Бундестаге, но и с точки зрения общественного мнения, которое боится, что насилие в Афганистане возрастет, а бороться с ним Германия будет без поддержки США, что грозит человеческими потерями. Наконец, ливийский сценарий показывает, что идея конференций – не гарантия того, что Берлин сможет прочно занять свою нишу в мирном процессе.